Велогруппа "Астана" начала подготовку к предстоящему сезону. Сейчас команда находится на Тенерифе, где проводит учебно-тренировочный сбор. Генеральный менеджер "Астаны" Йохан Брюнель закончил комплектование состава, незадолго до отъезда на Тенерифе заключив контракт с украинцем Ярославом Поповичем. На этой неделе корреспондент "Экспресса К" побеседовал с вице-президентом Федерации велоспорта РК Николаем Проскуриным (на фото), который рассказал о ситуации в команде.
- Николай Абрамович, как обстоят дела у Александра Винокурова?
- У нас сильнейшая команда в мире. Но и это еще не все. Если не будет проблем с UCI, то к остальным звездам добавится и Вино. Руководитель UCI Пат Маквейд утверждает, что срок дисквалификации Винокурова продлится еще 18 месяцев, но мы предъявили выдержку из параграфа NN 77 устава этой организации, где черным по белому написано, что Вино имеет право выступать в гонках через шесть месяцев со дня подачи заявки. Александр подал заявку в октябре этого года, значит, он имеет право соревноваться с апреля 2009 года. Есть документы, где он указывает все свои данные за последние месяцы со дня дисквалификации.
Те опять ни в какую, но уже с другой интонацией. Мол, вы нас поддержите. Ерунда какая-то. С какой стати мы будем ломать карьеру нашему соотечественнику? Я не понимаю предвзятого отношения к Винокурову. Просто травля какая-то и со стороны Маквейда и со стороны спонсоров других команд. Ну последних-то еще можно понять - конкуренция, но ведь существует и спортивный принцип. Мы пообещали, что в случае отказа видеть Винокурова в гонках встретимся в арбитражном суде. Саша - мужественный человек, но команда просто обязана ему помочь.
- В случае конфронтации с UCI и возможной победы в этом споре не ожидаете ли вы козней со стороны наших недоброжелателей?
- Возможно. Охота на "Астану" ведется со дня основания команды. Раньше в системе "варились" только европейские и американские команды. Каждый знал свое место в иерархии и имел свою долю от сладкого пирога. Потом появилась команда из ЮАР, но ее быстро "съели", а затем на арену вышли мы со своим проектом и потребовали свой, и даже не кусочек, а кусок.
Реакция последовала незамедлительно. В кулуарных беседах спонсоры других команд были недовольны тем вниманием, которое уделялось нашим лидерам и команде. После того как убрали Вино и Кэша, все подумали - "казахи" сломались, но мы укомплектовались другими звездами, и результаты этого года говорят, что "Астана" по-прежнему на плаву.
- Еще в начале этого года тянулся шлейф памятного скандала. Как вам удалось выправить ситуацию?
- Организаторы "Джиро ди Италиа" до последнего не соглашались видеть у себя "Астану", но после изнурительных переговоров все же дали добро и не прогадали. Наверняка участие "Астаны" принесло им прибыль. После победы Контадора весь мир забурлил. Перефразирую: "Ребята, зачем устраивать этот фарс? Есть сильнейшая команда, сильнейший гонщик. Если спектакль интересный, то зачем вы увольняете лучших актеров?". Испанцы изначально были за наше участие в "Вуэльте". Иначе народ бы их не понял. А вот французы по-прежнему артачились. Им что в лоб, что по лбу. Однако, я думаю, их мнение по отношению к нам изменится.
- Вы имеете в виду Лэнса Армстронга?
- Безусловно, возвращение в велоспорт великого американца принесет организаторам бешеную прибыль. Этот суперодаренный человек привлекает и зрителей, и спонсоров, поэтому французы должны понять свою выгоду. Как все произошло с Армстронгом: Брюнель обратился в федерацию с просьбой предоставить Лэнсу место в команде. Мы объясняем, что у нас есть запланированный бюджет и мы не можем выйти за его рамки. Но Брюнель сказал, что Армстронг не нуждается в деньгах и будет выступать бесплатно, а с его приходом вы еще сами получите прибыль. Как тут не согласиться?
Многие утверждают, что Лэнс решил вернуться ради популизма, что нет в нем той силы, которую он демонстрировал ранее. Сдулся, мол, старик. И тут же Армстронг развеял все сомнения о своей нетрудоспособности. Осенью на одной из гонок он выиграл "разделку", "привезя" гонщику, занявшему второе мест, две минуты. Я уверен - с ним будут считаться. В одном интервью он заявил: "Если французы будут поливать меня грязью, то ни в одной из французских гонок я участвовать не буду". Здравый человек поймет с полуслова.
- Сейчас в "Астане" собрался самый сильный состав в истории команды. Как Йохан Брюнель собирается управлять таким хозяйством?
- Да, ему не позавидуешь. Из всех менеджеров, которых я знаю, более грамотного нет. Он великолепный стратег. Умеет создать в команде благоприятную атмосферу, в то же время четко разделив обязанности каждого. Сейчас в "Астане" собрались яркие личности со своими амбициями - Армстронг, Контадор, Лифаймер, Клоден, Зубельдиа, Попович. Брюнель четко распределил обязанности для каждого, в первую очередь на гранд-турах. На "Джиро" все будут работать на Армстронга, на "Тур де Франс" - на Контадора, а если решится вопрос с Вино, то "Вуэльта" будет отдана ему.
- Недавно прошел слух, что Армстронг собирается выступить на "Большой петле". Реакция Контадора была не совсем доброжелательной. Как Брюнель выйдет из этого положения?
- Да уж как-нибудь помирит их. У него талант дипломата.
- Человек без недостатков?
- Что касается менеджмента, к нему вопросов нет, но есть у него нехорошая черта - "тянет одеяло на Америку". Мы иногда сильно спорим по этому поводу. К примеру, в этом году гонщики катались в безобразной по качеству форме. Я ему говорю: "Йохан, в следующем сезоне форма должна быть другой фирмы". Тот не отказывается и заказывает спецпошив у Nike. И что бы вы думали? Цвет формы темно-синий, как был у "Дискавери чаннел", да к тому же на нее налеплены четыре американских флага. Мы говорим: "Стоп". Это казахстанская команда, цвет должен быть бирюзовым, и никакого отношения к США мы не имеем. В остальном федерация не вмешивается во внутренние дела клуба, разве что за единственным исключением - в "Астане" должно быть не менее 10-12 казахстанских гонщиков, чтобы они поварились в гонках высокого уровня.
- Кто у нас на подходе?
- У нас есть перспективные молодые гонщики, которые через несколько лет могут вырасти в мастеров высокого класса. Уже в этом году неплохую форму показывали Роман Киреев, Андрей Зейц и Асан Базаев. Особенно я бы выделил последнего. Вот пишут: "Занял на "Вуэльте" предпоследнее место". Но как он "пахал" на лидеров мало кто видел. "Евроспорт", транслировавший эту гонку, показывает только заключительную часть этапа. А самая тяжелая часть на первых 70 километрах, когда постоянно нужно ловить отрывы. А потом, вымотавшись, удержаться в горах. Да, он мог холявить и войти в генеральной классификации в двадцатку. Но "Астане" этого не надо. Поэтому каждый это понимает и занимается своим делом. Для "Астаны" места ниже первого не существует.
- В следующем году планка не опустится?
- Она поднимется. С таким составом мы планируем выиграть три гранд-тура. Подобного еще не было в истории профессионального велоспорта. Но это "Астана", это Казахстан. Мы просто обязаны раскручивать бренд. Остальные? Пусть подбирают крошки, делят майки. Для нас главное - победа в генеральной классификации.
В велосипедных кругах бытует негласное правило - генеральную классификацию выигрывает тот, кто ее заслуживает. Выигравшая команда на остальные серьезные номинации не претендует. Это касается и майки "горного короля", лучшего спринтера и молодого гонщика.
Помню, как, ошалев от победы Винокурова и третьего места Кашечкина на "Вуэльте"-2007, мы не заметили, как этим успехом были недовольны другие команды. Открытым текстом говорилось: "Ребята, вы что, опупели? Вы что, одни здесь? Уймитесь, а то плохо кончите. Так и получилось". Политика. Мы-то думали, что чем больше, тем лучше. Хотели их порадовать (смеется).
На нынешней "Вуэльте" ситуация снова повторилась. Контадор - первый, Лифаймер - второй. Опять нехорошо вышло. Но зато мы отдали по майке французу и испанцу, хотя имели все шансы заполучить их себе. В итоге все оказались довольны. Если пелотон ополчится на одну из команд, то ее съедят, даже не поперхнувшись. Закон джунглей.
- Кстати, о джунглях. Контадор не зазвездился? А если да, то какие методы использовали, чтобы спустить его на землю?
- Был такой момент. Парень стал фордыбачить и требовать повышения зарплаты, угрожая тем, что имеет предложения от других команд. В одной из них ему посулили в два раза больше, чем он имел у нас. Но мы ему трехгодичный контракт под нос, где написано, что в случае расторжения ему придется платить неустойку большую, чем если перекинется в стан конкурента. Он и поутих.
- Изменился ли бюджет "Астаны" в новом сезоне?
- Нет. Бюджет остался прежним, как и спонсоры. Говорят, что мы деньги гребем лопатой и в масле катаемся. Да, мы не самая бедная команда про-тура. "Астана" входит в шестерку обеспеченных велогрупп, но если сравнить с футбольным "Челси", у которого бюджет в 300 миллионов, то говорить о больших деньгах в велоспорте не приходится.
- И напоследок. Когда состоится презентация команды?
- Презентация пройдет в Астане 12 декабря. В ней примут участие все лидеры "Астаны". Брюнель объявит о планах команды, скажет, в каких гонках будем принимать участие, и назовет приоритеты следующего сезона. Естественно, помимо гранд-туров. Это трио вне конкуренции.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!