Александр Винокуров: «Пора вернуть свое имя!» / Велоспорт

 

В данном номере газеты «PROСПОРТ» героем рубрики «Один на один» мы решили сделать легендарного казахстанского велогонщика, серебряного призера Сиднейской Олимпиады, бронзового призера «Тур де Франс-2003» и победителя испанской супервеломногодневки «Вуэльта-2006» Александра Винокурова.

Саша приехал в Казахстан из Франции, где живет со своей семьей лишь на несколько дней. Нам удалось встретиться в одном из алматинских спортивных кафе, вместе понаблюдать за выступлением казахстанских велогонщиках в однодневной бельгийской гонке «Флеш Валлон», обстоятельно поговорить о ближайших планах Александра и перспективах «Астаны» в нынешнем сезоне.

– Что вас привело на родину?
– Во-первых, свадьба друга. Во-вторых, приехал на Пасху к родителям в Петропавловск.

– Приехали вместе с семьей?
– Нет. Привезти сюда всю семью было довольно проблематично. Да и погода в Алматы не очень хорошая.

– Вы не пропускаете выступлений «Астаны»?
– Конечно, при возможности слежу за ходом гонок по телевизору.

– Только за казахстанцев болеете или за легионеров тоже?
– Преимущественно болею, конечно, за своих соотечественников. Но когда выигрывают Контадор или Лейфаймер, мне тоже приятно. Ведь они делают имя нашей стране и столице нашей страны.

Досье:

Александр Винокуров

Ступени карьеры:
Александр Винокуров начал профессиональную карьеру велогонщика в 1997 году в составе команды «Казино». Первыми его успехами стали победы в 19981999 гг. на многодневных гонках «Четыре дня Дюнкерка» и «Дофине Либере».

В 2000 году казахстанец перешел в велогруппу «Дойче Телеком» (с 2004 года «Ти-Мобайл»). В том же году он завоевал второе место в групповой шоссейной гонке на Олимпийских играх. Он также выиграл один из этапов супермногодневки «Вуэльта».

Первым по-настоящему ярким годом в карьере Винокурова стал 2003 году, когда он выиграл гонку «Париж-Ницца». 40 дней спустя Александр одержал победу на однодневной гонке «Амстел Голд Рейс». В том же году он выиграл «Тур Швейцарии» и один из этапов на «Тур де Франс», закончив выступление в «Большой петле» на третьем месте в генеральной классификации.

В 2006 году Винокуров перешел в испанскую команду «Либерти Сигурос». Начало сезона казахстанский гонщик провел в интенсивных тренировках, крайне редко участвуя в гонках, но тем не менее выиграв пятидневный «Тур Кастилии и Леона».
Самой престижной в мире велоспорта гонке «Тур де Франс», где Вино должен был выступить в роли лидера «Либерти Сигурос», в этом сезоне предшествовал допинговый скандал «Операция Пуэрто». В эту историю оказался замешан менеджер команды Винокурова Маноло Саис. В результате спонсор клуба «Либерти Сигурос» разорвал свой спонсорский контракт. В конечном счете на обломках испанского клуба была создана новая команда, которая получила название «Астана». Из-за скандала коллективу не удалось принять участие в «Тур де Франс-2006». Клуб сняли со старта буквально за день до первого этапа.

В 2006 году Александру все же удалось добиться серьезного успеха. Вино одержал победу в испанской супервеломногодневке «Вуэльта».
На состоявшемся в Зальцбурге чемпионате мира по шоссейным велогонкам 2006 года Александр Винокуров по традиции был капитаном сборной Казахстана. 21 сентября в раздельной гонке на время Александру досталась бронзовая медаль.


Сезон 2007 года Александр вновь начал с прицелом на победу в генеральной классификации «Тур де Франс». На 5-м этапе «Тура» он претерпел серьезное падение – на велосипеде слетела цепь. Александр получил серьезные повреждения обоих колен и правой руки (позднее было наложено более 30 швов). Команда и сам Винокуров приложили колоссальные усилия для того, чтобы отставание от пелотона было как можно менее значительно. На 13-м и 15-м этапах Александр одержал победу.
24 июля стало известно, что допинг-тест Винокурова, взятый после гонки с раздельным стартом, дал положительный результат. Велогонщик был уличен в гемотрансфузии – переливании крови. В этой связи Александр и вся команда Астана покинули «Тур».

– А не обидно, что наша страна вкладывает такие серьезные ресурсы в профессиональную команду и в результате выигрывают именитые легионеры, а казахстанцы остаются в тени…
– Успешное или неуспешное выступление в гонках казахстанцев не зависит от количества вложенных денег. Здесь значение имеют индивидуальные характеристики велосипедистов. Сейчас в «Астану» набрали талантливых молодых гонщиков, но нельзя же сразу от них требовать высоких результатов. Сначала они долго будут работать на лидеров команды и Контадора, и Лейфаймера, и Клодена, они будут набираться опыта. Я в свое время точно так же довольно долго работал на немца Ульриха. В то же время в «Астане» уже сегодня есть двое казахстанских гонщиков высокого уровня – Асан Базаев и Максим Иглинский. Они уже готовы выигрывать гонки. Им просто нужно поверить в себя. Я рассчитывал, что сегодня на «Флеш Валлон» кто-то из них будет в десятке, но за километр до финиша уже видно, что им трудно будет попасть даже в двадцатку сильнейших.

– И все-таки не кажется ли вам, что при таких огромных денежных вливаниях из нашей страны в казахстанской команде могло бы выступать больше наших соотечественников?
– Во-первых, для Казахстана 15 миллионов евро, которые тратятся на «Астану», – это мизер. Это сумма в десятки раз меньше бюджетов некоторых футбольных клубов. В лондонском «Челси», например, ежегодный бюджет около 300 000 евро. А во-вторых, нет никакого смысла делать из «Астаны» сборную Казахстана – в нашей стране просто нет 30 высококлассных гонщиков. На сегодняшний день в команде выступает 10 наших соотечественников. Может быть, и стоит пригласить еще двух-трех казахстанцев, но не более того.

– Может быть, назовете фамилии?
– Я практически не знаю этих фамилий. Просто я пристально не слежу за нашей молодежью. Но, например, Валентин Иглинский, на мой взгляд, в нынешнем сезоне уже готов выступать в «Астане». Но его пока не пригласили.

– Что вы посоветуете всем молодым казахстанским гонщикам, которых не замечает руководство «Астаны»?
– Просто не сидеть на месте. Искать возможность продолжения карьеры в других командах, выступающих в престижных гонках серии Protour. Надо бороться за свое место под солнцем, доказывать свою состоятельность.

– Как на данный момент обстоит ситуация с вашей дисквалификацией. На каком сроке остановился Международный союз велосипедистов?
– Казахстанская федерация назначила дисквалификацию сроком на год, но УЦИ увеличил срок до 2 лет. Потом они хотели растянуть это время до апреля 2010 года, так как с момента моей дисквалификации летом 2007 года на этапах «Тур де Франс» до апреля 2008 года я фактически имел статус гонщика, завершившего карьеру, и не находился под наблюдением УЦИ. Короче говоря, они очень долго тянули время, собирая всякие необходимые бумажки для судебного заседания, но в конечном счете УЦИ пошел на попятную, и три недели назад мы договорились на том, что срок моей дисквалификации истечет 23 июля 2009 года.

– То есть на данный момент никаких проблем нет?
– Единственной проблемой может стать штраф. По регламенту УЦИ гонщик, дисквалифицированный за применение допинга, должен выплатить Международному союзу велосипедистов сумму, равную его годовому контракту. Но я не собираюсь выплачивать никаких штрафов, просто потому что до сих пор ни один из гонщиков, вернувшихся в профессию, после дисквалификации этого не делал.

– Почему же эти претензии звучат в ваш адрес, если другие гонщики не платили этот штраф?
– Такое отношение у УЦИ к Казахстану. Хотят с нашей страны получить кругленькую сумму. Но, думаю, что и эта проблема будет решена в ближайшее время.

– Велогонщики для восстановления организма принимают какие-нибудь медикаменты?
– Глюкозу, витамины, какие-то другие восстановительные препараты… разрешенные, конечно.

– А снотворное?
– Если гонщик не может совладать с нервами и заснуть. Для того чтобы восстановиться, конечно, нужно спать, ведь сон лучше всего восполняет запас сил. Некоторые принимают снотворное. Мне это не нужно было никогда. Я, наоборот, от напряжения всегда валюсь с ног. Единственный раз помню – во время этапов «Вуэльты» я пытался уснуть на какой-то стоянке, где стоял грохот, работали-гудели грузовики. Пришлось принять лекарство.

– Получив дисквалификацию, вы объявили о том, что заканчиваете карьеру гонщика. Почему решили вернуться?
– Есть еще силы, есть желание, есть мечта – выиграть «Тур де Франс», а главное – есть необходимость вернуть честное имя и доказать, что полтора года назад на этапах «Тур де Франс» я не применял ничего запрещенного, что Винокуров может побеждать без всяких допингов.

– У многих возникло впечатление, что история с вашей годичной дисквалификацией и последующим завершением карьеры профессионального велогонщика – это тщательно продуманная хитрая попытка отвести от вашего имени внимание УЦИ и «протащить» вас на Пекинскую Олимпиаду…
– И я, и Федерация велоспорта Казахстана, конечно, надеялись, что я смогу выступить на Играх в Пекине. Я в течение всего прошлого года готовился к олимпийским гонкам, но, увы… Международный олимпийский комитет принял решение не допускать на Олимпиаду спортсменов, обвиненных в применении допинга. А потом мне и срок дисквалификации увеличили до двух лет.

– Вы сейчас уже интенсивно тренируетесь?
– Только потихоньку набираю необходимую физическую форму. До интенсивных тренировок еще далеко.

– Где вы планируете тренироваться на трассе?
– Планирую поехать на Тенерифе. Там, в горах, отличные условия для тренировок и хороший отель.

– А почему бы не выбрать Шымбулак?
– Здесь просто невозможно полноценно тренироваться. Во-первых, тут даже в горах такое огромное количество автомобилей, которое не позволяет проводить нормальные тренировки. Тебя собьют и фамилию не спросят.

– И автограф не возьмут?
– Ну автограф, может быть, и возьмут… потом. (Смеется.)

– А во-вторых?
– В Алматы очень плохой воздух.

– Нет опасений, что вас могут второй раз обвинить в применении допинга и дисквалифицировать?
– Опасения есть всегда. Ведь от нас гонщиков мало что зависит. И обезопасить себя на 100 процентов просто нельзя. Если завтра вы пойдете кушать в столовую и вам в еду подсыпят тестостерон, вы уже никак не докажете, что не принимали его по собственной воле. Можно увеличить внутренний контроль в команде за состоянием гонщиков, но, опять же повторюсь, абсолютной гарантии это не дает.

– Почему, вообще в велоспорте такое огромное количество допинговых скандалов?
– Это просто такое отношение Международного союза велосипедистов к своему виду спорта. УЦИ позволил безгранично властвовать в своем доме Всемирному антидопинговому агентству, которое пришло со своим уставом в чужой монастырь и диктует нам условия. Скажем, в футболе такой ситуации нет. Руководители Международной футбольной федерации в свой вид спорта антидопинговое агентство не допускает.

– Вы не разочаровались в велоспорте?
– Конечно, разочаровался. Но что делать? Нужно жить и работать дальше. Нужно придумывать противоядие к этой системе, но кто и когда будет этим заниматься, откровенно говоря, не знаю.

– Можно сказать, что велоспорт самый «мутный» вид спорта?
– Я не могу сравнивать. Ведь я не очень хорошо знаю, что происходит в других видах спорта. А допинговые скандалы случаются, например, и в биатлоне. Американская легкоатлетка Мэри Джонс тоже недавно призналась в использовании запрещенных препаратов… Просто вокруг этих видов спорта не так много шума.

– Как вы думаете, что движет теми спортсменами, которые добровольно признаются в том, что вели нечестную борьбу, применяли допинг, как это было с Мэри Джонс?
– Я не думаю, что они делают это добровольно. Мораль здесь совсем ни при чем. Наверняка кто-то со стороны оказывает на этих спортсменов давление.

– Вы как-то говорили, что возрастной рубеж карьеры профессионального велогонщика – 33 – 34 года. Сейчас вы свое мнение изменили?
– Нет четких границ. Возрастной ценз гонщиков зависит от индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Некоторые, как нынешний менеджер российского клуба «Катюша» бывший гонщик Андрей Чмиль, катался до 40 лет и выигрывал гонки. Посмотрите на Армстронга, который в 37 смог вернуться в велоспорт. Сегодня вы видели, как в сложнейшей однодневке «Флеш Валлон» побеждает 37-летний Давид Ребеллин. Конечно, с возрастом становится гораздо сложнее бороться с молодежью и выигрывать трехнедельные супермногодневки, но, я считаю, это возможно.

– Вы для себя наметили какой-то окончательный рубеж?
– Да. Я в любом случае закончу выступления в конце 2010 года.

– Какие цели перед собой ставите?
– Во-первых, я хочу поучаствовать в нынешней «Вуэльте». Надеюсь даже выиграть один из этапов. Затем я поборюсь за золото на чемпионате мира. Ну а в будущем году я надеюсь, что смогу осуществить свою давнюю многолетнюю мечту и выиграю «Тур де Франс». Но руководители этой гонки в велоспорте диктуют свои условия. Они возомнили себя богами, что ни от кого не зависят. И без каких-либо видимых причин могут запретить мне участвовать. Так что на «Тур де Франс» планов пока лучше не строить.

– Сложилось впечатление, будто вы после дисквалификации специально дистанцировались от дел «Астаны». Почему?
– Такое условие было у генерального менеджера «Астаны» Йохана Брунеля, когда он подписывал с клубом контракт – чтобы Винокурова и Кашечкина, обвиненных в применении допинга, даже близко не было с командой. Ведь если бы мы вмешались в дела клуба, можно было бы вызвать негативную реакцию Международного союза велосипедистов.

– Вы связываете свое будущее с «Астаной»?
– Если команда продолжит существование, я, конечно, хотел бы выступать в ее составе.

– Существует серьезная угроза распада команды «Астана»?
– Да. Может быть, единственная профессиональная команда в Казахстане и прекратит свое существование. Ведь в «Астане» сейчас довольно серьезные долги. Команда в ближайшее время может быть продана иностранным инвесторам. Но я надеюсь, что выход все-таки будет найден.

– На ваш взгляд, чем вызваны проблемы финансирования в «Астане», которые возникли в последние месяцы?
– Просто казахстанским компаниям, которые спонсируют «Астану», не нужна реклама на европейском рынке. Конечно, «Астана» – это отличная реклама нашей страны, которая действительна нужна Казахстану. Но непосредственно спонсорам затраченные деньги никак не возвращаются. Нужно выработать в казахстанском законодательстве четкую систему, по которой отечественным компаниям было бы выгодно тратить деньги на развитие нашего спорта. В европейских странах такая система работает. А у нас почему-то нет.

– А вы не боитесь идти в такую конкурентоспособную команду, где собраны действительно сильнейшие гонщики планеты? Какое будет ваше место в такой мощной команде?
– Не боюсь. Большая конкуренция только способствует улучшению результатов каждого гонщика. Работать бок о бок с сильнейшими велосипедистами мира будет полезно и для меня.

– «Астана» – самая сильная команда в мире на сегодняшний день?
– Я считаю, да. Может быть, не по количеству выигранных в нынешнем сезоне гонок, но по составу гонщиков. Такого подбора велосипедистов, на мой взгляд, нет больше ни в одном клубе. А победы еще будут, главное, чтобы команда сохранилась.

– Может в нынешнем году «Астана» выиграть все три Грантура: «Джиро д'Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльту»?
– Не знаю… не думаю, что «Астана» ставит перед собой такие задачи – выиграть все супермногодневки. В 2009 году клуб попытается впервые в своей истории выиграть «Тур де Франс» – это задача номер 1. А все остальные задачи – по мере поступления.

– Кто будет лидером «Астаны» на «Тур де Франс-2009»?
– Думаю, Армстронг и Контадор будут одновременно выступать в роли лидеров команды.

– Олимпийский чемпион Пекина Самуэль Санчез недавно про всю эту историю с возвращением Армстронга в велоспорт сказал, что это цирк, попытка отвлечь внимание прессы от Контадора, который сможет спокойно готовиться к «Тур де Франс». Прокомментируйте?
– Армстронг с самого начала говорил, что для него главная задача не победа в «Тур де Франс», а реклама его фонда борьбы с раком. А «Астане» в любом случае гонщик такого класса не помешает…

– В велоспорте существует понятие идеального напарника, гонщика, в паре с которым удобнее всего выходить на старт?
– Конечно, победа в гонках дается усилиями не только одного гонщика. Чтобы одному велосипедисту подняться на пьедестал, работает вся команда. И, конечно, с кем-то работать удобно, с кем-то не очень.

– Кто для вас был или, может быть, остается идеальным напарником?
– В разные периоды моей карьеры это были разные гонщики. Но выделить, конечно, хочется Сергея Яковлева, с которым на протяжении нескольких лет мы выступали в одной команде, сначала в «Ти-Мобайл», а затем и в «Астане». Сергей, кстати, сделал очень большой вклад в мою победу в испанской многодневке «Вуэльта» в 2006 году.

– У вас популярности не убавилось за последние полтора года?
– Я этого не заметил. Меня по-прежнему узнают и в Европе, и на родине – в Казахстане.

– Когда снова приедете в Казахстан?
– Пока точно не знаю. Может быть, приеду на чемпионат Казахстана. Посмотрю на наших молодых велосипедистов.

Автор: Евгений Гайдамакин
Источник: PROСпорт Казахстан (prosportkz.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: