- Во многих странах Европы и Азии киберспорт поддерживается на уровне государства - на развитие выделают субсидии и всячески поощряют. Стоит ли Казахстану брать с них пример?
- Думаю, делать упор, "забивая" на основные виды спорта, конечно, не стоит. Но игнорировать тот факт, что так или иначе играют в видеоигры большинство детей, подростков и даже взрослых - нельзя. Как и любое другое направление, киберспорт требует внимания к себе, контроля и направления. При правильном подходе из киберспорта можно получить много положительного, мотивируя молодежь развиваться, расставляя акценты в духе "мы вас понимаем, мы помогаем", что, безусловно, будет приятно и геймерам, и их родителям. Но в меру: бросать ребенка, "чтобы не доставал", в глубины игрового потока стало сейчас модно, и это ужасно.
- С кого же все-таки стоит брать пример?
- У жителей нашей страны особый менталитет, мы привыкли быть "как там". Думаю, самым правильным было бы решение комбинировать преимущества систем различных стран. Таким образом, с умелым подходом можно сделать систему, идеально подходящую для наших отечественных геймеров. Насколько это возможно.
- Есть ли определенный возраст, с которого ребенок может активно начать играть?
- Определенного возраста нет, так как это прежде всего хобби. Как только человека потянуло играть, значит, все - пора.
- Могут ли игровые дисциплины развить у ребенка полезные навыки?
- Если речь о маленьком ребенке, то нужно исходить из того, во что дети играют. Сейчас эдакий дикий тренд на Minecraft, в него играют детки с 2-3-х лет, и родители паникуют, не понимая хорошо это или плохо, когда ребенок смотрит на youtube обучающие видео двух подростков, обильно использующих ненормативную лексику. Конкретные дисциплины назвать трудно, ибо дети не так часто играют в соревновательные игры, а увлекаются играми на прохождение либо в бесконечные. Тут в зависимости от типа дисциплины, можно развить, например, реакцию, внимательность, память, знание языков и даже голос.
- Если родители начнут поддерживать игровые увлечения ребенка, не скажется ли это отрицательно на каких-то качествах их чада?
- Все зависит от подхода. Знаю множество примеров, когда родители поощряют игровые увлечения ребенка, во-первых, потому что это лучше, чем алкоголь/курение/наркомания. Во-вторых, потому что в это время он точно известно, где находится, и не отвлекает своих родителей от работы/отдыха. Второй пункт может сказаться и отрицательно, как минимум, у ребенка может появиться ощущение "им на меня все равно".
- То есть правильный подход родителей к игровому увлечения ребенка, поощрения и небольшой контроль - самый верный вариант в воспитании будущего киберспортсмена. Что еще необходимо учесть?
- Учитывать нужно в первую очередь то, что дети все чувствуют, даже когда не могут этого объяснить и показать. Активное навязывание своего мнения, как и в любом другом занятии, ничего положительного не даст. То есть если отец, играющий в CS или DOTA, будет прививать свою дисциплину ребенку насильно, а он любит казуальные игры или гонки всеми фибрами души, то мы получим историю Джимми Вонга из сериала "Высшая школа видеоигр". Если родитель вовсе не играет в то, что пытается привить ребенку, мнение родителя будет учитываться равноценно его компетентности. Не стоит забывать и то, что все дети уникальны и к каждому нужен свой подход. У некоторых - это просто период в жизни, увлечение, у других же - неотъемлемая часть его грядущей жизни. Как не ошибиться - вот в чем вопрос. Но родители ведь должны учиться понимать своих детей?
- Возможно ли открыть в Казахстане киберспортивные кружки по аналогу футбола или баскетбола, воспитывающие будущих чемпионов?
- Думаю, что теоретически когда-нибудь возможно. Но учитывая текущее состояние киберспорта в стране - попросту рано.
- То есть пока киберспорту стоит оставаться обособленным ото всех или же нужно выходить на государственный и образовательный уровни?
- Быть абсолютно отдельным ото всех сейчас нельзя никому. Вместе, как говорится, сила. А если серьезно, то я всегда была за комбо различных программ. Если взять наши университеты, они ведь меряются чем-то постоянно, верно? Почему на досках почета висят ребята КМС и МС по различным видам спорта, получают скидки на обучение, тогда как кибератлеты, ставшие лучшими по умственно показательному направлению в стране или области, не отмечаются никак? Мне нравилась инициатива МАБа, которая однажды провела большой киберспортивный чемпионат, главным призом на котором был грант в этом университете. Стоит ли говорить о том, что это помнили еще долго, и для геймеров это произвело гораздо более качественный маркетинговый результат, чем многочисленные рекламы в автобусах, плакаты и дни открытых дверей? Абитуриенты гораздо более охотно пойдут в университет, где положительно относятся к их увлечениям, согласны?
- Во многих странах киберспортивные мероприятия транслируются на TV, в Казахстане готовы уже к этому?
- Думаю, нет. Это будут поспешные действия, которые оттолкнут часть зрителей от рискнувших телеканалов. Нам пока еще рано. У нас нет достойных комментаторов, нет игровой культуры и тому подобное. Для начала это все необходимо построить, а уже после можно будет и на TV с трансляциями выходить.
- Часто киберспортсмены - это не просто геймеры, а еще и комментаторы и шоумены. В Казахстане скоро такие появятся?
- Думаю, что это время уже не за горами. Геймеры и киберспортсмены особенно уже готовы для чего-то нового, более качественного и интересного, но тех, кто может это предоставить, мягко говоря, по пальцам пересчитать можно. О так называемых киберспортивных шоуменах - у нас таких еще нет, но могут появиться. Например, кто-то из уже сложившихся шоуменов средней величины увидит свободную нишу и решит полакомиться, взяв за основу свои давние знакомства с геймерами. Качественная работа будет оценена публикой, правда о финансовой стороне пока говорить рано.
- Давай поговорим о комментаторах. Что на данный момент более необходимо Казахстану: комментатор, который обладает знаниями игры, знает все имена в киберспорте, или же человек, имеющий опыт комментирования за спиной и обладающий всеми качествами диктора?
- Думаю, если бы футбольный комментатор вдруг перепутал штрафной удар с 11-метровым или решил бы пошутить об изменениях правил в 92-м, но перепутал годы или причину, его бы засмеяли и больше не слушали. Точно также и среди киберспортивных комментаторов: если стример часто путает героев, магию с физическим ударом, не знает, что такое БКБ или ульта, то зачем его смотреть? Спасти его могут только модные нынче полуголые танцы во время стрима (если это девушка) и неистово эмоциональное комментирование и смех над самим собой, но на этом профессиональную карьеру не сделать. Я, как и всегда, за качество.
- Что же необходимо сделать, чтобы вырастить в нашей стране качественных киберспортивных комментаторов?
- Их нужно обучать, помогать, как минимум. Это огромная работа над собой. К сожалению, лень хоть и двигатель прогресса, но в данном вопросе мешает. И если и есть ребята, которые могли бы стать хорошими комментаторами, зачастую они либо не видят смысла в этом, либо нет поддержки со стороны, либо им лень.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!