Эксперты подтвердили вину пилота в катастрофе Як-42

На месте катастрофы Як-42 под Ярославлем. ©РИА Новости
Специалисты Летно-испытательного института имени Громова, участвующие в расследовании катастрофы под Ярославлем самолета Як-42, завершили серию летных экспериментов, которые должны были помочь в расследовании причин крушения воздушного судна, пишет "Коммерсантъ". Согласно выводам экспертов, версия о том, что к трагедии привели действия одного из пилотов, тормозивших при взлете, полностью подтвердилась. По их словам, взлет мог пройти в штатном режиме, если бы управляющий пилот устранился от управления. 18 октября пилоты-испытатели дважды поднимали в воздух Як-42 в подмосковном Жуковском, соблюдая при этом все параметры рокового взлета 7 сентября. Один из пилотов имитировал действия командира экипажа лайнера, держа ноги во время разгона на тормозных педалях, одновременно оттягивая на себя штурвал, чтобы поднять руль высоты в положение кабрирования. В отличие от предыдущих испытательных полетов, на этот раз специалисты присоединили к штурвальной колонке самолета динамометр, чтобы измерить усилия рук пилота. Согласно показаниям прибора, до тех пор, пока руль высоты находился в штатном для взлета положении - пять-шесть градусов, от пилота не требовалось значительных усилий. Однако из данных бортового самописца разбившегося самолета следует, что еще во время разгона руль высоты машины был отклонен сначала до десяти градусов, а затем, перед самым отрывом от земли, эта величина достигла 13 градусов. Как показал динамометр, пытаясь воспроизвести это отклонение, испытателям пришлось применить огромные усилия. В частности, чтобы поддерживать такое физическое напряжение, не упираясь ногами в педали тормозов, испытателям оказалось не под силу. Чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 килограммов, пилоту пришлось на пределе возможностей давить на тормоза, однако удерживать руль высоты в положении 13 градусов ему удалось лишь в течение нескольких секунд. В ходе последнего экспериментального взлета, разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение пять градусов, испытатели устранились от пилотирования, убрав руки и ноги с рычагов и педалей управления. В этих условиях Як-42 уверенно поднялся в воздух. "Таким образом, в ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете", - отмечает издание. Результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42. Эксперты уже приступили к его подготовке. Як-42, на котором летел в Минск на хоккейный матч ярославский "Локомотив", разбился 7 сентября. Из находившихся на борту выжили только бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице. Вскоре после катастрофы в СМИ появились сообщения о возможной версии катастрофы, согласно которой летчики забыли снять Як-42 с ручного тормоза. При этом командир воздушного судна якобы пожаловался на плохое самочувствие и передал управление второму пилоту. Однако официального подтверждения этой информации не поступило. Вместе с тем, эксперты на ранней стадии раследования сошлись во мнении о том, что при разгоне Як-42 все системы работали штатно, а самолет разбился из-за нехватки скорости для взлета.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!