Сколько зарабатывают гонщики, цели на гранд-тур и отмена Олимпиады
Алексей Луценко
Спортивный портал Vesti.kz предоставил уникальную возможность болельщикам - задайть свой вопрос самому успешному и перспективному казахстанскому велогонщику Алексею Луценко!
27-летний спортсмен выступает в велокоманде "Астана" и является обладателем лицензии на Олимпиаду-2020 в Токио.
Является чемпионом мира U-23 в групповой гонке. Многократный чемпион Казахстана в групповой и индивидуальной гонках. Обладатель золотых медалей Азиатских игр и чемпионата Азии. Триумфатор "Туров Омана", "Тура Хайнаня" и "Туров Алматы". Считается универсальным гонщиком, который одинаково хорошо проявляет себя как в горах, так и в спринте.
Луценко лично ответил на вопросы в прямом эфире в Instagram Vesti.kz.
27-летний спортсмен выступает в велокоманде "Астана" и является обладателем лицензии на Олимпиаду-2020 в Токио.
Является чемпионом мира U-23 в групповой гонке. Многократный чемпион Казахстана в групповой и индивидуальной гонках. Обладатель золотых медалей Азиатских игр и чемпионата Азии. Триумфатор "Туров Омана", "Тура Хайнаня" и "Туров Алматы". Считается универсальным гонщиком, который одинаково хорошо проявляет себя как в горах, так и в спринте.
Луценко лично ответил на вопросы в прямом эфире в Instagram Vesti.kz.
20 апреля 2020 14:31
Далась очень тяжело. Было очень жарко, балкон, печет солнце, еще в 11 часов утра у нас официальный старт был. Как и на всех гонках, я размялся за полчаса. И в 11 я стартовал бодро, весело, у меня были свои фанаты рядом, их все видели (Алексей имеет в виду свою семью - прим. ред.), поэтому мне было стыдно проиграть. Без смеха, конечно, было очень тяжело. Я выдался, правда, на все сто процентов. У меня за 45 минут пульс был 176, я на дороге такой не делаю. Это средний. Максимум 192. Я ехал в красной зоне. Да, я выдался на все сто процентов. Выиграл у Вивиани, который такой непростой гонщик. Гонка такая интересная, на самом деле. Организаторы сделали ее для разнообразия, потому что сейчас такой тяжелый момент, и чтобы как-то развеять гонщиков, да и для спонсора тоже важно показать, что мы на самом деле тренируемся, что мы в хороших кондициях. У меня было все красиво, был баннер, спонсор, все, как на настоящей гонке. У нас даже перед гонкой была пресс-конференция.
Спокойный и веселый. Со мной не соскучишься. Всегда дома. Утро, завтрак, дети. Потом первая тренировка на велостанке и так же после обеда - тоже велостанок, либо еще какие-то упражнения. ТОП-3. Если для молодых, начинающих спортсменов, это прислушиваться к своему тренеру, все выполнять. А если ты уже профессиональный гонщик, то, конечно, меньше кушать, больше тренироваться, больше спать. Нет, через принципы переступать не приходилось. Я всегда принципиальный) Если в плане спорта, то, конечно, чемпионат мира. Хотя, вот как говорят, что если выиграть чемпионат мира, эта радужная майка успеха не дает. И я ее выиграл когда-то по андерам, и с тех пор у меня чемпионаты мира как-то не очень проходят. Мое лучшее место - девятое. А так, конечно, мечта - это взрослый чемпионат мира, радужная майка, в которой ты отличаешься в пелотоне. Ну а если в общем, то это много гонок больших, та же гонка Льеж-Бастонь-Льеж, "Амстел Голд Рейс", Фландрия. Но, если честно, у меня больше интереса на какие-то недельные гонки. Хочу себя на Гранд-турах как-то проявить. И мне кажется, я иду в правильном направлении. С последними годами я подтянул слабые стороны, можно сказать, мощь, и у меня больше стало получаться ехать в горах. Кстати, в этом году на первых гонках, которые были горные, я закончил на подиумах, это какой-то шаг вперед к тому, к чему стремлюсь.
Во-первых, меньше вижу семью. Если я даже нахожусь дома, я выезжаю с утра, еду 5-6, а может быть даже 7 часов. Приезжаю, отдыхаю. Минимум час-полтора мне нужно полежать. Все знают, если я устал, то мне нужно отдохнуть. То есть уже полдня ты вне семьи. Во-вторых, это ограничения в питании. Я не могу себе позволить, например, сладкое. Конечно, ты всегда больше сконцентрирован на своих тренировках. И в-третьих, это постоянные выезды, гонки, а если еще у нас два-три сбора, это плюс еще шесть-семь недель, еще в начале года у нас проходят сборы с командой. Много времени вне дома, и все для одного - для результата.
Честно говоря, нет. Если что-то нравится, то можно по чуть-чуть. Главное - в маленьком количестве. Ту же шоколадку можно, или еще что-то.
Мне более интересна специализация горняка. Конечно, если я готовлюсь на классики, там и работа другая. Классика - это один день, и ты там выкладываешься на все проценты. Потому что это не недельная гонка, где нужно экономить силы. А тут рваная работа, поэтому отличается, если мы едем недельную гонку или Гранд-тур.
Конечно, изначально, когда к нам пришла новость, что будет сокращение, любой человек отреагирует: "Как это сокращение?" Но нужно смотреть со всех сторон. Нужно сделать два шага назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперед. Если переосмыслить, то это такое тяжелое время и такая помощь для нашего спонсора, чтобы существовать в дальнейшем. Сейчас мы сделаем такую помощь, чтобы через 2-3 месяца существовать. По поводу того, что "Астана" может стать командой ниже среднего класса - да нет. Если посмотреть новости велоспорта, не нам одним сократили заработную плату. И я думаю, и другие будут сокращать, потому что карантин еще не закончился.
Работать. Поставить цель перед собой. У меня всегда цель. Я ее ставлю в начале сезона. Если я добился успешного сезона, как в том году, где 10 побед, много подиумов и прочее, это нужно пропускать. Не забывать, но пропускать, не нужно это в голове держать. А нужно ставить новые цели. Вот, я провел суперсезон, - я хочу еще лучше. Многие потому что выиграют и еще несколько лет в голове держат эту победу.
Сейчас у меня в приоритете, конечно, спорт. У меня есть высшее образование. Я отучился в Кокшетау когда-то давно, когда я еще гонялся в Казахстане, когда можно было приехать хотя бы на пару недель в Казахстан и отучиться. Сейчас с таким графиком, конечно, какое мне образование, только если онлайн. Сейчас больше сконцентрирован на своей карьере. Планы есть, конечно, в голове.
У меня есть цикл, к примеру, три дня. Если я должен ехать классики, то у меня идет 4-5-6, либо 5-6-7 часов. А если это начало сезона, то, естественно, это чуть поменьше. Могут быть длиннее тренировки, но меньше интенсивности. Как я ранее сказал, даже если я нахожусь дома, я много тренируюсь.
Сегодня утром я тренировался 1,5 часа, и вот буквально за полчаса до эфира закончил - еще 1,5 часа. Три - четыре часа в день. Это не за раз, конечно, за два раза - с утра и после обеда. Я всегда симулирую работу, которую делаю на дороге. Это та же самая работа, которую нам пишут тренеры. Где-то ускорение, где-то спринт, где-то силовую работу нужно делать. Поэтому каким-то образом стараюсь симулировать. Это, конечно, тяжеловато на станке. Сейчас, тем более, у нас жара, и тяжело крутить на балконе. На трассе и время быстро проходит, а тут за час уже голова кругом.
Занимался очень много и баскетболом, и легкой атлетикой, и карате. До велоспорта очень много карате занимался, лет пять. И потом пошел на велоспорт. Жил в деревне, всегда хотелось покататься на велосипеде. И потом мне понравилось, стало получаться. И затянуло.
Да. Когда опасный финиш, может быть и нет. А так, конечно. Когда, например, по Дзонколану едешь, и там толпа людей, коридор из людей. Когда едешь "Тур де Франс", и там какие-нибудь бельгийские болельщики с пивом. На самом деле это все ощущается. Дым, запах пива, ужас) А так, прикольно, конечно. Если бы еще не мешали, когда "разбираются" гонщики.
Есть такое. Когда ты едешь на полном пределе, и тут от тебя в 20-ти сантиметрах какой-нибудь пьяный болельщик бежит с флагом, и не дай бог заденет. А если просто болеют, конечно, приятно, когда люди приезжают поболеть. В последние годы организаторы стараются усилить порядок, чтобы болельщики не выбегали в связи с последними событиями. Взять тот же момент, когда Винченцо Нибали зацепили ремнем от фоаппарата и уронили его на землю, у него был перелом позвонков. Вот пример - человек весь год готовился на "Тур де Франс", бился за подиум, за победу и в один момент из-за выходки болельщика вот так случилось. Поэтому организаторы привлекают больше полицейских, ставят ограждения, чтобы меньше было опасности для гонщиков.
Смотря какая погода. Если жарко, то я всегда стараюсь выписать соли. Может быть, это изотоник и есть. В Абу-Даби я старался пить больше соли, потому что очень жарко, тело теряет много соли, и если не восполнять, будут судороги. А если холодно, могу больше воды пить. Это все зависит от погоды. Наверное, нелюбимая, это 20-минутная, где нужно делать на максимуме, плюс потом еще нужно делать силовую, очень тяжелая работа. Она нелюбимая, зато эффективная. Поэтому я ее и делаю.
Есть велогонщик неопро, который пришел в этом году в профессионалы. Насколько я помню, неопро получает 45-50 тысяч евро. Насколько я знаю, это правила UCI. А остальные гонщики - это уже зависит от выступления. Если ты результативный, естественно, команда предоставляет тебе другие финансовые условия. Это как и во всем спорте. В футболе, в хоккее. Если у тебя есть результаты, то, конечно, ты уже высокооплачиваемый.
Я начинаю свой сезон с ноября. Я постепенно тренируюсь, набираю часы, выносливость набираю. Если я просто два месяца отдохну, естественно, я не смогу выдать такие ватты, как на виртуальной "Джиро". Это все нарабатывается со временем, это очень большая работа. Очень много времени уходит, чтобы стать выносливым.
Это правильное питание, это массаж. В этом году у нас появилось два диетолога и мы ощутили, что питание играет большую роль во всем. Питание очень важно, вплоть до граммов. В Эмиратах я ходил с маленькими весами, взвешивал еду. Кто-то смеялся, но я знаю, что мне это дает. Придерживаясь рекомендаций диетолога, я ощутил, что на мне это работает. У меня и вес в порядке, и я чувствую себя хорошо на гонке.
Наверное, выбрали самые интересные этапы, потому что мы же не можем на станке проехать 180 километров. Естественно, там 30-35 километров. Наверное, выбрали из интересных этапов, чтобы была короткая дистанция.
Нет, я ее не смотрел, потому что не было прямого эфира, и я чисто в чатах смотрел, что кто-то в отрыве, кто-то атакует, кто-то отстает. Ну и да, было досадно и немного обидно, поэтому я в чатах посмотрел и все.
Я начинал свою карьеру в интернате, на очень старой велобазе, где были плакаты наших казахстанских гонщиков - Максима Иглинского, Александра Винокурова, Андрея Кашечкина, - всех гонщиков, известных на то время. Александр Винокуров - земляк. И, естественно, все наши велогонщики смотрели на него и старались быть чем-то похожими на него. И я в том числе. Свой первый подиум, честно говоря, не помню. А первый из больших подиумов был в Узбекистане, это были международные соревнования.
Если честно, то на всех тренировочных сборах, если это на высоте, - не то что люблю, но всегда встаю с Якобом Фульсангом, потому что это человек, который любит много работать, это все знают, и поэтому немногие с ним встают в пару. У него всегда высокий темп. И я люблю работать, и он, всегда вперед тянем нашу группу на сборах. И Якоб, наверное, так же знает, что если мы встаем вместе, то это где-то на полчаса высокой работы. А так, конечно, с нашими казахстанскими ребятами я тоже люблю вставать в пары.
Есть, да, такие моменты. Пример - 2017 год, когда на "Джиро д'Италия" был лидер Том Дюмулен, на тот момент с командой Giant, и упал Кинтана, который шел на втором месте, и Дюмулен выехал вперед пелотона и жестом остановил его, чтобы дождаться Кинтану. Потому что он упал со спуска и пришлось ему потерять какое-то время, но Дюмулен подождал. Но таких гонщиков единицы. На следующий день, когда у Дюмулена была проблема с кишечником, когда ему пришлось остановиться и сходить в туалет... Бывают такие ситуации, когда ты три недели идешь на своем максимуме, то организм уже по-другому отвечает, и бывает и такое. На следующий день Дюмулена никто не ждал. Это большой минус для тех людей, кто это не сделал. Хотя днем ранее Дюмулен мог оторваться на большее время от соперников, чтобы сделать какой-то задел. Ему это не помешало, он выиграл "Джиро" в 2017 году. И не только Дюмулен, насколько я знаю, Крис Фрум то же самое делал. Но бывает, кто-то не ждет, чтобы этим воспользоваться.
Скорее всего, это фотография с "Тур де Франс-2017", где я на 8 или 9 этапе упал со спуска. Был дождь и жуткий этап. Я ехал в отрыве, был очень мокрый спуск, я упал и сильно ободрался. Я доехал этот этап. Как раз на следующий день был день отдыха. Я одним из последних доехал этот этап, за мной была моя техничка с Джузеппе Мартинелли, который меня каждый километр подбадривал, потому что были очень жуткие боли. Но я все-таки доехал этот тяжелый этап и это была только половина "Тура", и я собрался и доехал весь тур. Я не хотел сходить. Хотя, первые этапы после падения были вообще ужасные. Я дня 3-4 не мог нормально спать, потому что было очень много ссадин. И когда они начали заживать, боли стали еще сильнее - когда принимаешь душ, когда после гонки ты это все отдираешь от тела. Потому что во время этапа все прилипает, как и после сна. Были ужасные моменты. Но я доехал, и следом после "Тур де Франс" поехал на "Вуэльту" и добился там неплохого результата, где выиграл этап. И на свой День рождения также пытался выиграть этап, но заехал второй. После неудачного "Тура" я поехал и воплотил все свои мечты на "Вуэльте".
Наверное, оно и было на "Тур де Франс-2018", потому что оно было жуткое и тяжелое для восстановления.
"Тур де Франс" мне нравится, потому что это "Тур де Франс", это большая гонка, "Вуэльта" более спокойная, потому что если сравнивать с "Тур де Франс", это всегда стресс, это всегда надо быть на чеку, это французские дороги, где много препятствий. "Джиро" я проезжал один раз, мне нравится очень Италия, нравится итальянский народ. Мы ехали в Сестриере, где я провел много тренировочных сборов, поэтому Италии я тоже симпатизирую. Но предпочтение я бы отдал "Вуэльте", потому что она более спокойная, и я добился там каких-то результатов.
Да, недавно была годовщина. Уже три года прошло, как Микеле погиб. Это жуткая, конечно, ситуация. Первое время я вообще не мог поверить в это, потому что буквально за день-два, когда он вернулся с "Альпийского тура", где он выиграл этап, мы всегда следили друг за другом в Instagram, и мы в директе переписывались, смеялись. И буквально на следующий день нам сообщили, что Микеле погиб, это было очень жутко. Сейчас многие гонщики крепят себе на сиденье какие-то сигналы красного цвета, чтобы водители замечали. Нужно быть сконцентрированным на дороге. Но, конечно, это не всегда получается. Конечно, опасные ситуации на дороге всегда присутствуют. Один раз на тренировочном сборе тоже была ситуация, когда мотоциклист прям навстречу выехал, и в какой-то момент получилось свернуть. Жутко было.
Самая памятная, наверное, прошлогодняя победа на "Тиррено Адриатико", когда было два падения. И потом меня догнали на последних 500-600 метрах, и все равно получилось выиграть спринт у гонщиков, которые меня догнали. А как не потерять голову - я не знаю. Не все, наверное, с этим справляются. Я надеюсь, что у меня это получается.
Сейчас мне недорого, я в команде. Если только начинающим спортсменам... Когда я пришел в интернат, все было бесплатно. Я не знаю, как сейчас.
От Sky предложения не было, это какая-то утка была в интернете. Какая-то непонятная информация. Кто-то ее кинул и люди ее не так поняли.
Нравится итальянская кухня.
Да, я к этому стремлюсь, работаю и надеюсь, что получится выиграть, либо на подиум заехать.
Нет, талисманов у меня вообще нет и никогда не было, и как-то я не верю во все это.
Только если в начале сезона - там больше спортзал, какие-то силовые тренировки. А если во время сезона, то только велосипед.Может быть раз-два в неделю спортзал именно для силы. А в основном это вело.
Как-то не думал еще. Вроде только карьера начинается, поэтому пока не было таких мыслей.
Русский, итальянский, на уровне какого-то интервью английский.
Обычный спокойный парень, трудолюбивый. Спокойно делает свое дело на дороге. Мы вместе в один год пришли в команду и вот уже восьмой год вместе. Ранее я говорил, что мы всегда в тандеме.
Естественно, это СКО, Петропавловск.
Не встаю вообще сейчас на весы. Карантин только если в плане отдыха повлиял. Сейчас я более восстановленный и морально, и физически.
На данный момент "Тур де Франс" перенесли на конец августа. А насчет отмены не знаю.