Победа благодаря ошибке

Автор:
Фото Adam Nadel / Associated Press

На днях вышла книга Нэта Силвера под названием "Сигнал и шум: почему одни предсказания сбываются, а другие нет" (Nate Silver, "The Signal and the Noise: Why So Many Predictions Fail-but Some Don't"), в которой автор опубликовал интервью с Мюрреем Кэмпбеллом, одним из разработчиков Deep Blue. Если вы помните, так назывался компьютер марки IBM, которому в мае 1997 года удалось одержать победу в шахматном поединке с чемпионом мира Гарри Каспаровым. В интервью Кэмпбелл высказал мнение, что ход, принесший машине победу, был сделан ею в результате сбоя в программном обеспечении.

Знаменитый шестиматчевый поединок с призовым фондом 1,1 миллиона долларов завершился тогда не в пользу гроссмейстера, он проиграл со счетом 3½:2½. Больше всего вопросов вызвала вторая партия матча, когда на 37-ом ходу Deep Blue "задумался" на 15 минут (вместо обычных трех) и сыграл Сe4, отклонив жертву, предложенную Каспаровым. Это был нонсенс: да разве может шахматная программа найти столь тонкий позиционный ход, не имеющий явных преимуществ перед другими вариантами?! И тем не менее, ей удалось дезориентировать великого шахматиста, который в то время находился на пике своей спортивной формы. После 45-го хода Каспаров сдался, хотя справедливости ради надо заметить, что это был не единственно возможный исход матча.

Мюррей Кэмпбелл объясняет происходящее так: "Каспаров еще в конце первой игры заключил, что контринтуитивная игра компьютера должна быть признаком превосходящего интеллекта. Он не мог предположить, что это был просто программный сбой".

Сбой заключался в том, что на 44-м ходу первой игры Deep Blue не смог выбрать между альтернативными вариантами и инициировал случайный выбор хода. Это настолько ошеломило Каспарова, что он был склонен признать более совершенные возможности программы по сравнению с прошлыми поединками, когда ей не удавалось одержать над ним победу. По мнению Кэмпбелла, данный психологический фактор и привел к ошибке гроссмейстера во второй игре и к дальнейшему поражению.

Поражения, кстати говоря, можно было избежать. Послематчевый анализ показал, что вследствие (очередной?) оплошности Deep Blue на 44-м ходу оставил своего короля незащищенным, позволив сопернику угрожать вечным шахом. Однако Каспаров, впечатлённый ранее непредсказуемым поведением машины, не обратил внимания на эту ошибку и упустил возможность свести поединок к ничье. Вот так "слишком человеческая" игра машины смогла вывести из равновесия великого шахматиста.

По завершении шести игр Гарри Каспаров потребовал у IBM логи сыгранной партии, однако их ему не предоставили. Это лишь усилило подозрения о вмешательстве в игру человека, переломившего ход поединка. И хотя данное предположение не доказано, человеческий фактор так или иначе виновен в уязвимости шахматной программы: сделав ошибочный ход после множества правильных, Deep Blue нарушил стандартное игровое поведение машины. И тем самым поступил, как человек, которому свойственно ошибаться.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: