Именно по этой причине Аширов решил выставить свою кандидатуру на пост президента. Сейчас эту должность занимает министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев.
- Меня не устраивает отношение федерации к своим ведущим шахматистам, в частности, не только к моей дочери, но и еще к нескольким девочкам, - рассказал Данияр Аширов. - Основная причина нашего возмущения в том, что у федерации есть хорошие спонсоры, например, в лице национального фонда благосостояния "Самрук-Казына", но из тех денег, что они выделяют федерации, Жансае вообще ничего не перепадает.
- Вы пробовали выяснить этот вопрос в самом фонде?
- В свое время я писал в "Самрук-Казына" и мне пришел ответ: расходы на Жансаю есть, и эти деньги перечисляются федерации, которая уже должна выделять необходимые суммы на выступления. Но этого уже третий год не происходит! Когда я просил денег на определенные турниры у представителей федерации, ответ был короткий - деньги на них не заложены.
По большому счету они делают так: выбирают один турнир, который нам оплачивают и куда мы не ездим. Это школьный чемпионат мира - он на порядок ниже, чем юношеское мировое первенство. Откровенно говоря, 90 процентов участников чемпионата среди школьников - дилетанты. А федерации выгодно участие Жансаи на таком турнире, так как она обязательно привезет медали. Когда я им говорю, дайте средства на нужный турнир, вы ведь все равно их выделяете - они отвечают, что не имеют права. Думаю, они просто не хотят этого делать.
- Значит у вас есть свой взгляд на распределение финансовых средств?
- Моя программа заключается в том, что у меня есть люди, спонсоры, которые готовы минимально выделить сто миллионов тенге. Будучи президентом - каждому шахматисту, который добился бы на мировой арене успеха, я выделил бы от трех до пяти миллионов тенге на нужные турниры. Взять тот же школьный чемпионат мира - Жансая выросла из него, Динара Садуакасова тоже его давно переросла. А Динару обязали там выступить в прошлом году. Девочки - члены сборной Казахстана, что им делать там? Но федерации нужно отчитаться перед спонсорами, и они на такие нелепые турниры тратят деньги.
- Суммы в пять миллионов тенге достаточно для участия в серьезных турнирах?
- На эти деньги можно выступить на пяти крупных соревнованиях. Этих средств хватит на то, чтобы отправлять игрока с тренером или родителем, а не одного, как сейчас. Федерация не обращает внимания на возможности семьи, деньги выделяются только на одного, и родителям приходится искать спонсоров, что-нибудь продавать чтобы быть рядом. При таком финансировании которое я предлагаю уже через год, два были бы совсем другие результаты.
- Пытались поговорить с президентом федерации шахмат Исекешевым?
- Я трижды встречался с Асетом Орентаевичем Исекешевым за последние три года. Каждая встреча начиналась с его слов восхищения в адрес Жансаи и заканчивалась обещаниями, что будет оказана помощь и содействие во всем. Но воз - и ныне там. Также федерация обещала каждой чемпионке мира найти титульного спонсора, но ничего не было сделано. Ни одному человеку они не помогли.
- Вы пытались хотя бы приблизительно узнать по какому принципе идет распределение выделяемых федерации средств?
- Абсолютно непонятно, как распределяются деньги. Зато они с шиком провели чемпионат мира по блицу, на который, по моим сведениям, было потрачено около семисот тысяч долларов. Такие колоссальные средства ушли на то, чтобы группа из 9-10 лучших шахматистов мира приехали в Казахстан, потусовались пять дней и уехали! А нам от этого какая польза, кроме того, что мы лицезрели это мероприятие?
- Как вы оцениваете текущее состояние шахмат в стране?
- Шахматы на месте, никуда не двигаются. Когда Жансая в последний раз играла на чемпионате мира среди школьников два года назад, ребята привезли восемь медалей и первое общекомандное место. В этом году в Греции завоевано всего три награды, а в следующем их вообще, может и не быть. Это потому, что политика у федерации шахмат неверная. Я нынешним положением просто возмущен.
- Возможно у руководителя федерации нет времени?
- Я понимаю, что господин Исекешев человек занятой, но его заместитель Нурлан Сауранбаев просто вредительством занимается. Недавно сменился исполнительный директор федерации - им стала женщина из сферы бизнеса. Мы ее ни разу еще не видели. А зарплата у нее около 400 тысяч тенге, тогда как в этом году всем шахматистам-детям урезали стипендию с сорока тысяч до тридцати. Если бы мы хотя бы на один турнир съездили за счет федерации, я бы слова не сказал. Но этого не было, так что моя совесть чиста!
Выборы президента федерации шахмат состоятся в сентябре этого года. Чтобы победить, Данияру Аширову надо получить большинство голосов представителей регионов.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!