Бокс
21 июня 2009 18:36

Золотой человек / Бокс

Если бы в карьере Серика Сапиева не было Олимпийских игр в Пекине, то специально для него обязательно придумали бы номинацию «самый стабильный чемпион современности». Он штампует победы, будто завод готовит болванки, и продолжает это делать и в новой для себя весовой категории до 69 кг. На чемпионате Азии в китайском Жухае казахстанский боксер второй раз подряд стал чемпионом континента.

– Серик, сколько же всего медалей в вашей коллекции?

– Около тридцати или сорока.

– И где они хранятся?

– Дома, на стенке висят. Надо, кстати, будет их разложить по порядку их завоевания.

– И какая же награда для вас самая памятная?

– Наверное, с чемпионата мира в Миньянге в 2005-м, где я выиграл «золото». Тогда для меня все было в диковинку, да и я руку сломал в ходе чемпионата. Так что ту победу до сих пор вспоминаю с удовольствием. А вот первое место на первенстве Азии в Монголии в 2007-м уже плохо помню.

– А в Жухае своей золотой медали радовались?

– А как же! Побеждать всегда приятно. И не верьте тем, кто говорит, что это не эмоциональный допинг. Именно ради побед ты себя в чем-то ограничиваешь, пашешь на тренировках, бываешь дома, как в гостях, – только чтобы выигрывать. Вот и в Китае я был доволен. Хотя бы тем, что это первая моя победа в новой весовой категории.

– Можно ли сказать, что вы в ней окончательно освоились?

– Еще нет. До чемпионата мира нужно принять участие в паре турнироа, чтобы полностью почувствовать, как нужно боксировать в этом весе. Да и к тому же надо немного «поправиться» – в этой категории я пока недовесок.

– После Олимпийских игр в Пекине отношение к вам стало своеобразным. Кто-то считает, что больше вы ничего не выиграете, другие откровенно вас жалеют.

– Те люди, кто меня хорошо знают, эту тему вообще не затрагивают. А те, кто думают, что я не буду побеждать… это их право – и я могу переубедить их только своим выступлением! А вот когда начинают меня жалеть – это уже раздражает. Мне не очень хочется копаться в этой за-старевшей ране, но многие продолжают это делать.

– В весе до 69 кг, кстати, выступает брат вашего пекинского обидчика Нон Бомжумнонг…

– Он на чемпионат Азии не приехал. Да и Мануса там тоже не было. Он ведь парень такой – отдыхать много любит. После Олимпиады в Афинах он не тренировался год! Если честно, мне хотелось с ним встретиться и взять реванш, и в Пекине я его прямо спросил: когда выйдешь на ринг? Он не ответил.

– А на каком языке общались?

– На английском. Но он у меня очень слабый. Я ведь в школе учил сначала французский, потом немецкий. В итоге ничего не пригодилось (улыбается).

– Олимпийский чемпион Бахыт Сарсекбаев собирается приступить к изучению английского. Вы не собираетесь составить ему компанию?

– Нет, мне надо для начала казахский язык подучить! (Смеется) Говорить я, конечно, могу, но вот интервью давать затруднительно. А с просьбой об общении ко мне начали обращаться все чаще и чаще.

– Если в сентябре на чемпионате мира в Милане вы выступите так же, как два и четыре года назад, интерес к вам будет запредельным. Вы ведь можете стать легендарным спортсменом…

– Такие мысли я гоню прочь. Да, в Италии я могу стать трехкратным чемпионом мира. А могу и не стать. Это – бокс. И, к сожалению, не все всегда зависит только от тебя самого. Но это не значит, что готовиться к «миру» буду спустя рукава.

– Очень часто многие спортсмены повторяют: последнего слова я не сказал…

– Я не знаю, какое у меня в карьере слово – предпоследнее, или оно находится в середине предложения (смеется). Просто я чувствую в себе силы. Что еще могу выступать на хорошем уровне, что не пропало желание тренироваться и стараться что-то улучшать. Да и не считаю я и никогда не считал, что всего добился в боксе. Мне есть к чему стремиться!

Вместо послесловия

Если не принимать в расчет достижение Серика Сапиева и явление нового героя Василия Левита, ставшего чемпионом континента в весе до 91 кг, выступление наших боксеров на первенстве Азии в Китае оставило чрезвычайно странное впечатление.

Оставляя за скобками типичное чиновничье оправдание в духе «всем нужны медали», не обращая внимания на то, что «80 процентов

команды составила молодежь» (почти все поехавшие являются победителями последнего чемпионата страны: читай, элита нашей сборной), хочется отметить, что казахстанский бокс в Азии уже восьмой год остается не на первых ролях.

В Жухае неожиданно неудачно выступил главное открытие прошлого года Адильбек Ниязымбетов (до 75 кг), не может набрать былую форму великолепный ранее Биржан Жакыпов (до 48 кг). Пока очень сложно адаптироваться ко «взрослой» жизни Ивану Дычко, чей турнирный путь был завершен в первом же бою, правда, против серебряного призера Олимпиады Жилея Жанга…

В предыдущие годы, говоря о неудачах (а порой и провалах наших боксеров на крупных азиатских турнирах), модно было кивать на то, что на крупнейших стартах все происходит по-другому. «Мы» – на коне, а «они» – вдалеке от медалей. После Пекинской олимпиады следует признать – бокс в Азии стал серьезной силой, с которой всем следует считаться. В этот раз не так сильно выступила команда Монголии («золото» плюс «серебро» в олимпийском Пекине), зато резко прибавили индусы, появились сильные молодые узбекские бойцы. А китайцы в отсутствие своей главной звезды Шимина и вовсе взяли три дежурные золотые награды.

Выступление сборной Казахстана (две золотые и три бронзовые медали) в таком контексте не стоит рассматривать как успешное, но и неудачным его назвать не получится. К тому же через два месяца о нем и вовсе забудут – в Милане пройдет чемпионат мира, и там станет ясно: что представляет из себя наш бокс после Олимпиады.

Автор: Леонид ЮрьевИсточник: Мегаполис (megapolis.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!