Профессиональный бокс – это профессиональный
– После завершения карьеры ты приступил к промоутерской деятельности, регулярно проводил в Алматы вечера бокса, вывозил спортсменов на бои в Америку. Сейчас как с этим обстоят дела? – с этого вопроса началась наша интересная беседа.
– В 2009 году мы раз в месяц проводили матчи, и это происходило во многом благодаря спонсорам, Бауржану Оспанову и Кенесу Ракишеву. В тот период наши боксеры набрались опыта выступлений на профессиональном ринге, почувствовали, что такое настоящий бокс, и зарабатывали рейтинговые очки, каждый боксер провел порядка 7 – 8 боев, кроме того, Миржан Жаксылыков завоевал титул чемпиона PABA. Также боксеры выезжали на сборы в Соединенные Штаты, вот там, действительно, к ним пришло настоящее понимание – что профессиональный бокс – это профессиональный. (Смеется.) В нашей стране мы в основном проводили матчи с соперниками из постсоветских стран, хотя нередко к нам приезжали бойцы и из дальнего зарубежья. Нашим мастерам перчатки нужно чаще встречаться с противниками из других стран, необходимо вывозить их в Европу, Америку, чтобы из них сделать чемпионов. Это, конечно, все зависит от спонсоров, потому что профессиональный бокс это неолимпийский вид спорта, соответственно от государства нет никакой помощи, все боксерские встречи проводятся за счет меценатов.
– А как можно объяснить тот факт, что в этом году в Алматы не проводился ни один вечер профессионального бокса? Финансовый кризис повлиял? Или проблема в другом?
– Мне не хочется каждый раз бегать просить деньги на проведение боксерского вечера… Если материальное положение позволит, то мы намерены провести бои с участием ведущих отечественных боксеров. Хочется ребятам помочь, думаю, осенью, ближе к зиме, мы проведем еще матчи. Просто жалко ребят, они провели уже по несколько боев, у них появился азарт, с каждым проведенным боем в них вырабатывается дух победителя. Тот же Жаксылыков завоевал титул, но, к всеобщему разочарованию, нет последовательности, которая привела бы его к более высокому званию в мире профессионального бокса.
У нас наоборот телевидение просит деньги…
– Марат, будучи промоутером, ты наверняка знаешь все подводные течения, все интриги профессионального бокса, тем более, в профи многое решается как на ринге, так и вне его...
– Нелегкая эта работа, вокруг много нюансов. Когда я был боксером, то отвечал только за себя, а сейчас у тебя есть главный поединок, который состоит из нескольких боев подопечных. (Смеется.) Часто бывает, что заранее запланированный бой может сорваться в последний момент из-за, казалось бы, каких-то мелочей, например, полученной травмы, проблемы с визой могут возникнуть, либо по другой причине. Приходиться в срочном порядке искать замену. У нас в Казахстане нет индустрии, и это наш бич. В Америке все иначе, там мелочей не бывает. За границей за трансляции поединков платит телевидение, а у нас, наоборот, телевидение просит деньги, чтобы показать бои. Хотелось бы верить, что со временем и мы к этому придем и у нас все будет на солидном уровне. Для этого, конечно нужны боксеры – чемпионы. А для того чтобы стать чемпионом, нужно боксерам проводить бои. Получается вот такой замкнутый круг, косвенно все взаимосвязано.
– В этом году два боксера из Казахстана, Геннадий Головкин и Бейбут Шуменов, завоевали титулы чемпионов мира, еще один наш соотечественник Виталий Демьяненко близок к завоеванию трофея…
– Все трое – боксеры мирового уровня. Головкин в любителях показал себя, был чемпионом мира среди молодежи и взрослых, многократно выигрывал континентальные турниры и является финалистом Олимпийских игр. Это был готовый боксер для профессионального бокса. Одним словом, Гена – талант! Шуменов также входил в штатную национальную сборную в любительском боксе, переходя в профессионалы, он намеревался биться лишь с крепкими боксерами и в итоге добился того, что Международная федерация позволила ему биться за престижный пояс. Что касается Виталия Демьяненко, то он добился высокого уровня за счет трудолюбия и самоотдачи. Другие наши боксеры, имея потенциал, могли бы тоже добиться успехов, но у нас не каждый стремится боксировать в профессионалах, потому что нет стабильности и, главное – индустрии. Многие элементарно боятся переходить в профессионалы. В этом году АИБА запускает новый проект – WSB, где боксеры будут драться, как профессионалы, без шлемов. Задумка очень интересная. Ведь через Всемирную боксерскую серию боксеры смогут попасть на Олимпийские игры! Посмотрим, к чему это приведет.
На кону выход в полуфинал
– Расскажи читателям, чем сейчас занимается Марат Мазимбаев?
– С недавнего времени я работаю в Федерации бокса Костанайской области. В этом году республиканская федерация запустила новый проект, где регионы оспаривают между собой звание сильнейшего. Первую встречу мы проводили в родных стенах против Северо-Казахстанской области, в том поединке Костанай победил со счетом 8 – 2. Следующий матч запланирован на 30 октября с Карагандой. Сейчас наши ребята находятся на учебно-тренировочных сборах в «Сосновом бору». Идет целенаправленная подготовка, все-таки на кону выход в полуфинал Кубка казахстанской федерации бокса...
– С чем связан подъем костанайского бокса?
– Здесь снова мне придется ответить, что все зависит от руководителей местных федераций. В Костанайском регионе делается очень многое для развития бокса, строятся залы, закупается инвентарь, приглашаются именитые наставники, и это приносит плоды. В данный момент в Костанайской области много перспективных боксеров, первыми номерами национальной сборной числятся тяж Иван Дычко и Самат Башенов, которые ведут подготовку к Азиатским играм.
– А как дело обстоит с резервом?
– С молодежью как раз сейчас работает прославленный спортсмен, дважды серебряный призер Олимпиады Болат Жумадилов. Недавно на чемпионате области его подопечные показали хорошие результаты. В Костанае давние традиции в боксе, так что, я думаю, при соответствующем подходе можно добиться хороших результатов.
– С тех пор, как ты повесил перчатки, прошло достаточно времени. Осталась ли неудовлетворенность от того, что не добился всего, чего желал достичь в спорте?
– Да, остался осадок от того, что не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Когда начинаешь анализировать время, проведенное в боксе, приходит мысль, что в профессиональный бокс нужно было переходить раньше, я же впервые вышел на профи-ринг, когда мне было 27. К сожалению, поехать на Олимпийские игры мне так и не удалось, хотя прошел с ребятами два олимпийских цикла. Переходя в зрелом возрасте в профессионалы, тяжело боксировать, скорость удара теряется, но я ни о чем не жалею, поскольку за то время, что провел в боксе, смог завоевать несколько престижных титулов.
– Есть ли боксеры, с которыми ты хотел бы встретиться на ринге, но по различным обстоятельствам этого сделать так и не удалось.
– В моем весе до 52,2 кг был крепкий боксер из России Дмитрий Кириллов, наш бой срывался несколько раз под разными предлогами. Помню, в 2006 году, приехав в Москву посмотреть бой Кириллова против аргентинца, который в итоге не состоялся из-за отказа последнего, в последний момент получил предложение стать противником Кириллова. Менеджеры россиянина, встретившись со мной за два дня до боя, начали меня уговаривать провести встречу, предлагали заключить контракт. В тот момент они прекрасно понимали, что я нахожусь не в форме, но обещали в случае поражения устроить матч-реванш. Переговорив со своими спонсорами, я решил, что выходить против него неподготовленным не совсем правильно, тем более, поражение мне было не к чему. Так я думал в то время... Сейчас же я очень об этом жалею, нужно было выходить на тот бой. Второй раз должен был встретиться с Кирилловым после того, как стал интерконтинентальным чемпионом по версии IBF, победив Энтони Матиаса из Танзании. Вакантный титул чемпиона этой престижной организации как раз должен был оспариваться именно с Дмитрием Кирилловым, но из-за болезни снова этот бой сорвался.
– Марат, несмотря на то, что в настоящее время боксу уделяется такое внимание, отсутствуют результаты…
– На мой взгляд, во многом это случилось из-за того, что в нужный момент не было смены поколения, не было преемственности. Да и сам бокс во многом поменялся. Если раньше мастер спорта не испытывал особых проблем с кандидатами, то нынче «международник» может запросто уступить не известному широкому кругу боксеру. В наше время была сумасшедшая конкуренция, на один вес претендовали по шесть-семь равноценных боксеров!
Что за подарок, за который нужно платить?!
– Когда ты был на виду, то почивал на лаврах, получил из рук чиновников подарок – квартиру. Как обстоят дела с «ценным подарком» в настоящее время, смог ли ты ее приватизировать?
– Когда я стал чемпионом, то прежний аким южной столицы Имангали Тасмагамбетов подарил мне квартиру, после чего я в нее заселился и по сей день проживаю, но до сих пор не могу превратить ее в собственность. Чтобы решить данный вопрос, я обращался к начальнику департамента жилья по городу Алматы Кайрату Нуркадилову, на что тот отвечал, что с радостью бы мне помог, но это не в его силах, потому что существует постановление о приватизации квартир для участников ВОВ и инвалидов, спортсмены в эту категорию не входят. Поэтому г-н Нуркадилов сказал, что помочь сможет в том случае, если поступит разрешение от акима города. В крайнем случае, подаренную квартиру нужно будет выкупать. Для того чтобы выкупить свое же жилье, нужно около семи миллионов тенге. Я подумал, что же это за подарок, за который нужно заплатить? Так и проживаю по сегодняшний день в неприватизированной квартире.
– Чем чиновники мотивируют данное решение? Ведь ключи вручали торжественно, при этом отмечая, что благодаря вам – спортсменам – на международной арене удается прославлять Казахстан…
– Такое решение объясняется тем, что в постановлении о приватизации жилья о спортсменах не сказано…
– Недавно аналогичная ситуация была у Бахыта Сарсекбаева. После его открытого письма акиму города Ахметжану Есимову, этот вопрос был решен в пользу Бахыта…
– Я общаюсь со многими спортсменами, и такая проблема существует почти у всех. В такой ситуации оказался не я один. Ребята из разных видов спорта, борьбы, тяжелой атлетики, бокса, да и многие медалисты главных стартов четырехлетия, которым торжественно вручали ключи от квартиры, не могут решить вопрос с приватизацией, поэтому, я считаю, что надо комплексно решать эту проблему. Хочется, чтобы все спортсмены, которым подарили квартиры, смогли приватизировать свое жилье не путем выкупа, а справедливым способом. Потому что когда человек всю жизнь посвящает спорту высших достижений, оставляет в спортзале столько труда и здоровья, хочется, чтобы подарки были безвозмездными.
– Ты обращался с этим вопросом к компетентным людям, заместителю акима города, самому акиму?
– Да, я разговаривал с заместителем акима Ерболом Шормановым. Он тоже сказал, что этот вопрос может решить только сам аким. А к Ахметжану Есимову я не смог попасть на прием, и поэтому этот вопрос остался нерешенным. Мы писали письмо на имя Ахметжана Смагуловича от имени федерации, академии МВД. Получили письмо с ответом, в котором говорилось, что наши квартиры не подлежат безвозмездной приватизации. Возможно, это письмо и не дошло до акима...
– От всего этого есть ли обида, досада от того, что вы не в состоянии решить эту проблему…
– Неприятно, когда тебе делают подарок, однако твоим он не считается. Хочется быть уверенным в завтрашнем дне, спокойно жить в своей квартире, честно заработанной своим трудом. И если чиновники делают подарок, то он должен быть таким, чтобы его не нужно было впоследствии выкупать.
– Чиновники любят награждать спортсменов, торжественно поздравляют, вручают подарки. Это все анонсируется, афишируется, но когда ты завершаешь свою спортивную карьеру, то и внимание, и отношение уже не то. Ты ощутил это на себе?
– Конечно, это чувствуется. Когда ты – действующий спортсмен, находишься в зените славы, чиновники, да и не только, находятся рядом, а когда заканчиваешь спортивную карьеру или получаешь травму и не можешь выступать, отношение к тебе сразу меняется. Отходишь на второй план, становишься ненужным. Даже неприятно об этом говорить.
Ерзат Сергазин. Источник: Naringe.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!