Бокс
31 октября 2008 11:21

Берикбол Касымканов: Не все в руках судей

Об этом говорит рефери, отработавший на Олимпиаде в Пекине

Одним из участников Олимпиады в Пекине был казахстанец Берикбол Касымканов – судья по боксу международной категории АИБА. Видеть представителя нашей страны во время поединков будущих призеров Олимпиады было приятно. Но в то же время судейский корпус боксерского турнира вызвал шквал критики со стороны мирового боксерского сообщества. И готовясь к интервью с председателем судейской коллегии РК по боксу, нас в первую очередь интересовала позиция одного из лучших рефери в мире в вопросах о результатах боксерского турнира Пекина. Признаемся, удивило то, что Берикбол Амантаевич не ожидал вопросов о коллизиях борьбы за медали, где роль арбитров не на последнем месте.

– После Олимпиады было много вопросов как по выступлению наших боксеров, так и по судейству в целом. Определенный ажиотаж и неприятие вызвало то, что многие спортсмены, не проявлявшие себя на уровне страны, добрались до медалей. В полуфинальную часть турнира вышли представители 20 стран, чего раньше мы не наблюдали. Предвидя вопросы о судействе, отмечу, что отбор рефери для работы на Олимпиаде, по мнению большинства моих коллег, и я согласен с ними, был не совсем справедлив. Много судей попали в разряд «олимпийцев» непонятно как. Основной деятельностью своей они представляли не столько бокс, сколько структуры, не отвечающие профессиональной деятельности. Для судейства на Олимпиаде в Пекине было предпринято три отбора. Первый отбор проходил на чемпионате мира в Чикаго, а в общей сложности было 9 лицензионных турниров по всему миру. Во втором – лицензионном азиатском турнире в Таиланде – принимало участие 25 судей. В Астане было 22 претендента, и шла негласная борьба по рейтингу среди судей. После отбора в Астане пришло письмо-поздравление и назначение из АИБА, что мы (олимпийские судьи) обязаны участвовать в двух семинарах, один из которых состоялся в Пекине, другой – в Тайпее. Семинар в Пекине показался сомнительным, нам целый день объясняли, как заполнять паспорта, как проходить медосмотр, но серьезных пояснений трактовки правил, их нарушений не было. Семинар по содержанию не соответствовал своему статусу, что отметили мои коллеги из разных стран. Затем комиссия АИБА вылетела из Пекина в Тайпей, на Первый Кубок президента АИБА. В Тайпее был второй практический семинар, т.е. работа на ринге…

– Каков процесс назначения судей на бои?

– Три члена жюри, представляющие три континента, определяют судей на поединки. Но на данной Олимпиаде было нарушение: два члена жюри представляли один континент, что и определило несправедливый исход того или иного боя. При этом в процессе назначения должны присутствовать тренеры команд – участников полуфинальных и финальных поединков…
Думаю, проблема с организацией семинаров заключалась в том, что люди, пришедшие в АИБА, не имели прямого отношения к боксу. У прежней команды АИБА был очень серьезный подход к судейской работе, на каждом соревновании любого ранга каждый день, минимум час, проводились более полезные семинары.

– Кто возглавлял судейскую комиссию в прежней команде?

– Профессор из Египта, доктор Мохаммед Осман. А Азиатскую судейско-техническую комиссию возглавлял и возглавляет человек с очень большим опытом, мой учитель, судья, тренер, боксер Мохаммед Шабиб из Сирии. Оба – большие знатоки бокса. В продолжение разговора о значении семинара отмечу, судьи были возмущены непрофессиональным подходом в проведении теоретической подготовки. На втором семинаре в Тайпее мы для себя ничего нового не открыли.
Из Европы было 14 человек, из Азии – 9 человек (шестеро плюс три китайца), Африка – 3 человека, Америка – 7 человек и один из Океании. Качество отбора судей по континентам было неравным.
Изменился закон АИБА, но об этом мы знали еще на турнире в Чикаго: исход боя решает рефери на ринге, если рефери не прав, протест подается в течение 30 минут после окончания боя: пишется протест и выплачивается 500 долларов США (раньше 200 долларов), запись боя сверху и сбоку. Если протест признается обоснованным, то вам возвращаются 400 долларов, а 100 остаются в АИБА как комиссионные. Но не было даже разговора о том, чтобы хотя бы один из 12 поданных протестов на Олимпиаде был удовлетворен.
График распределения судей на Олимпийских играх также был сомнителен, и у многих судей вызывал возмущение. Например, на Олимпиаде я cудил более 40 боев, а кто-то судил 20 боев, а кто-то – вообще 60.
На предыдущих Олимпийских играх оглашался список судей: кто будет судить в финале и полуфинале, мы были в неведении, и это накладывало отпечаток на психологическое состояние рефери. А ведь решающие бои смотрит весь мир, и нужна определенная подготовка к главным поединкам.
…Многие задают вопрос: почему у нас мало медалей? Почему только две, ведь в прошлую Олимпиаду было три?
Боксеры приучили болельщиков к стабильным победам и медалям. Золотая медаль была целью руководства нашего бокса, и мы ее добились. Благодаря Бахыту Сарсекбаеву на Играх прозвучал гимн Казахстана. В олимпийских победах, добытых раньше, как и сегодня, – большая заслуга Бекета Махмутова, бывшего вице-президента АИБА, внесшего большой вклад в развитие бокса Казахстана. И отсутствие представителей в руководстве АИБА в какой-то мере влияет на положение вещей в отношении казахстанцев.
Хочу заметить, что у нас в Казахстане большой рост судей высокой категории. Ведется работа по улучшению качества работы судей на турнирах и в целом в республике. Наводится порядок на всех турнирах любого уровня: юношеских, молодежных, взрослых, а также женских. АИБА планирует в следующие Олимпийские игры включить женский бокс. Можно гордиться, что у нас есть судьи международной категории среди женщин: Асия Аманбаева и Наталья Цой.
На следующей неделе состоится чемпионат Республики Казахстан в Таразе, где будет проходить отбор и укомплектование на будущие Олимпийские игры. Некоторые олимпийцы освобождены по физическому состоянию. Например, у Бахыта Сарсекбаева повреждена левая рука, а ведь с ней он боксировал на Играх в финале. У Еркебулана Шыналиева травма плеча, и он также на этих соревнованиях участвовать не будет. В Таразе соревнования будут проходить по схеме «4 раунда по две минуты». А изменения правил во всем мире намечены с 1 января 2009 года: боксерские бои будут проходить в 3 раунда по 3 минуты. Стоит добавить, что разница в баллах – 15–20 ударов – отменена после Олимпиады.

– Вы общались с судьями, вашими коллегами, которые несправедливо отнеслись к нашим боксерам. Вам удалось узнать их мнение, почему они судили именно так, а не иначе, может, их вынудили отдавать победу нашим соперникам? Например, в бое с Сапиевым?

– В этом бое рефери дал сопернику Сапиева первое предупреждение, но второе дать не рискнул из-за боязни наказания. Некоторые судьи боятся вышестоящего руководства и на ринге не дают предупреждений.
На этих Играх было странно и непонятно, почему некоторые судьи, которых дисквалифицировали в предварительных боях, оказались в судействе в полуфинальных и финальных боях.

– Возможна ли коррупция на Играх или это просто некомпетентность руководителей, судей или технические издержки?

– Я об этом ничего не знаю. Думаю, это домыслы и слухи. Просто нужно сопоставить результаты чемпионата мира, чемпионатов Европы, предыдущих Олимпийских игр и сравнить. Вообще, отбор судей для участия в Олимпийских играх повлиял, естественно, и на результаты некоторых стран, например, тех же хозяев Игр, китайских боксеров. 13-тысячный зал болельщиков Китая влиял на психологическое состояние судей, отдававших победу хозяевам ринга. При этом все же заметно, что уровень бокса растет во всем мире, что видно по составу участников Игр в Пекине. Будем надеяться, что Лондон покажет более высокий уровень судейского корпуса, чем тот, что мы увидели на последней Олимпиаде.
Авторы:
Талгат САДЫКОВ, Андрей ЛАВРОВ Фото: Сергей ХОДАНОВ, Источник: Литер (liter.kz)

 

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!