В Астане состоялся закрытый показ фильма "Движение вверх", рассказывающего об исторической победе сборной Советского Союза по баскетболу над командой США на Олимпиаде-1972, сообщает корреспондент Vesti.kz. Специально для премьеры российского фильма по приглашению БК "Астана" в столицу прибыл первый казах, ставший олимпийским чемпионом, Алжан Жармухамедов, который являлся непосредственным героем того матча. По его признанию, сейчас он ощущает больше внимания к своей персоне, чем после того знаменитого финала.
Жармухамедов родился в казахстанском селе, но учился в Узбекском институте физкультуры и играл за ташкентский СКА. Из-за чего и пошла путаница - его какое-то время считали узбеком. И лишь после того, как в составе сборной СССР Жармухамедов выиграл Игры-1972 в Мюнхене, его официально признали первым казахом - чемпионом Олимпиады.
Стоит отметить, что из всего состава сборной Жармухамедов в том олимпийском финале провел самое большое количество игрового времени. А впервые увидев актера, которому предстоит сыграть его в фильме, сомневался, что удастся добиться внешнего сходства.
- Я всегда с удовольствием приезжаю в Казахстан. Все-таки это родина моих предков. Я каждый год приезжаю на свою малую родину в Южно-Казахстанскую область, - отметил Жармухамедов. - Впервые у меня желание перебраться в Казахстан появилось в 67-м году, когда меня пригласили в Алматы. Команда "Локомотив" была в то время. Я приехал, жил в гостинице, наверное, полгода. Они пытались пробить разрешение Федерации баскетбола Советского союза, но мне его не дали. Потому что Узбекистан за меня боролся на высшем уровне. После этого сложилось так, что я уехал в Москву в ЦСКА. И, может быть, для меня это было более полезным, что я достиг такого результата в своей карьере. Приятно быть здесь.
Фильм "Движение вверх" я уже посмотрел два раза (до премьеры в Астане - прим. ред.). После первой премьеры 21-го декабря последовало очень много приглашений - детские спортивные школы, корпорации устраивают просмотры для своих сотрудников, для своих спортсменов и обязательно приглашают меня. Я уже, если честно, устал от этого. Через 45 лет оказаться на вершине такого ажиотажа...Тогда не было такого ажиотажа вокруг нашей победы. А сейчас вдруг такое событие!
- Понравился фильм?
- Фильм интересный получился. Конечно, есть вымысел. Но я считаю, что это фильм художественный, и создатели фильма имеют право на вымысел, чтобы преподнести зрителям более интересно, более динамично. Самое главное, что они смогли передать трагизм этого матча, наши переживания, переживания руководителей. Даже такую особенность, что наши функционеры в то время боялись потерять партбилет. Вот это они смогли передать. Надо смотреть этот фильм и по-своему его оценить.
- Как оцените своего персонажа в фильме?
- Когда мне показали этого парня (российский актер Александр Ряполов - прим. ред.), когда я приходил на студию консультировать, я спросил: "А кто меня будет играть-то?". Мне сказали: "А вон парень рядом сидит". Я говорю - он же, во-первых, чистый русский, блондин голубоглазый. Ростом может с меня, может даже чуть повыше, но физически гораздо крепче. Они говорят: "Не беспокойся! Мы его загримируем, покрасим, линзы вставим темные". Он говорит: "Я уже похудел на восемь килограммов". Я говорю: "Какой же ты был тогда?!". (смеется) Родом он сам из Ташкента, в восьмилетнем возрасте уехал из Узбекистана, перебрался в Челябинск, а сейчас в Москве работает.
(Алжан Жармухамедов и актер Александр Ряполов)
- Вы его консультировали в процессе съемок?
- Да, немного подсказывал, конечно. Но ему было проще. Все-таки наш менталитет азиатов отличается от менталитета россиян. Ему было проще передать мой характер, отношению к людям, к народу, к игрокам.
- Если говорить о том олимпийском финале 72-го года, помните, как все происходило?
- Честно говоря, я его очень смутно помню. Я даже 30 лет не знал, что было не два вбрасывания, а три (команды несколько раз переигрывали последние три секунды матча - прим. ред). Матч был такой напряженный, нервный. И поэтому на посторонние вещи не разбрасывались. Все было направлено на то, чтобы сыграть в данный конкретный момент на площадке. Мне пришлось играть больше всех из игроков. Я играл 36 минут из 40-ка. Только по две минуты отдыхал в первом тайме и во втором тайме. Все было так - не дать забить, самому помочь, подобрать. Весь в работе был, в игре.
- Но этот матч можно назвать самым важным и самым сложным в Вашей карьере?
- Самый важный и самый сложный матч - это однозначно финал Олимпийских игр 72-го года с американцами. И по накалу, и по тому результату, который получился. Американцы на Олимпийских играх не проигрывали не только ни одной игры, они одного тайма не проигрывали. И тут вот такое событие, которое вошло в историю всего мирового баскетбола, и оно повернуло весь мировой баскетбол в новое русло. После этого они начали контактировать с НБА и приглашать на Олимпийские игры игроков-профессионалов. До этого же можно было только любителям участвовать.
(Александр Ряполов (справа) в роли Алжана Жармухамедова)
- Как Вас настраивали на тот финал?
- Как обычно. Тренер сказал, чтобы мы сыграли как можно лучше, мы и сами хотели сыграть как можно лучше. Все понимали, что эта самая главная, самая трудная игра. Поэтому дополнительно настраивать не нужно было.
- То есть никаких угроз, что за поражение будет суровая расплата? Все-таки такое могло быть в советское время.
- Нет, ну что вы! Может быть, в фильме. (улыбается)
- К сожалению, не все из той команды дожили до сегодняшних дней. Продолжаете поддерживать с кем-нибудь отношения?
- В Москве нас двое осталось - Ваня Едешко и я. С Паулаускасом, который в Литве, года четыре, наверное, не виделся. Анатолий Поливода на Украине - его приглашали несколько раз, но он отказывается общаться с россиянами, потому что отняли Крым у них.
- А как Вас называли в команде? Наверняка ведь Ваша фамилия считалась трудновыговариваемой.
- Меня называли по имени моего деда - Жар.
- Чем сейчас занимаетесь в Москве?
- Я сейчас тренирую детей. Ну, нельзя сказать, что тренирую - учу играть их в баскетбол. В школе есть программа дополнительного образования. Чтобы не сидеть дома. Потому что в моем возрасте (Жармухамедову 73 года - прим. ред.), в моем эмоциональном состоянии я еще довольно подвижный, сам играю до сих пор - езжу на чемпионаты Европы по баскетболу среди ветеранов. Сидеть дома для меня хуже каторги.
(Алжан Жармухамедов №7)
Фото БК "Астана" (1) и с сайтов championat.com (2), kp.ru (3) и cska.ru (4)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!