Велокоманда "Астана"
17 апреля 2021 18:20

"Последним готовым чемпионом был Нибали". Седун высказался об опасности для казахстанского велоспорта и проблемах "Астаны"

Дмитрий Седун. Фото: Vesti.kz©

Казахстанский велоспорт может пойти по пути России и остаться без команды в Мировом туре. Такое мнение высказал известный специалист, бывший гонщик Дмитрий Седун, который стоял у истоков создания Astana Premier-Tech. В интервью "РИА Новости" он поделился своим мнением о выживании велоспорта в период пандемии, рассказал о проблемах финансирования и изменениях в главной команде страны.

- "Астана" в этой истории выжила. Но в нынешних условиях вряд ли приходится говорить о создании, например, второго проекта в Казахстане, даже рангом ниже.

- В проекте "Астана" я с самого начала, с 2006 года, и знаю о нем абсолютно все. Проект прошел через многое, но сейчас ситуация такая, что возникает много вопросов - неизвестно, останется ли проект в прежнем виде или сильно изменится, превратится во что-то другое. Поэтому о втором казахстанском проекте и говорить не приходится, тем более, о второй команде Мирового тура.

Бюджет "Астаны" все последние годы неуклонно сокращается, а результатов ждут таких же, как и пять-семь лет назад – все ждут побед на Гранд-турах. А тем временем велоспорт развивается гигантскими шагами, конкуренция сильно выросла, и сейчас очень сложно бороться с такими проектами-монстрами, как INEOS, UAE, Jumbo… Мы выходим с этими командами на старт "Тур де Франс", а стоимость гонщиков их состава на "Большой Петле" выше нашего годового бюджета. Это так, для сравнения.

"Астана" создавалась как национальный проект, с легкой руки первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. И я считаю, что этот проект очень многое сделал для страны. Узнаваемость Казахстана в мире увеличилась в разы. Когда мы только начинали, о Казахстане мало кто слышал, люди видели солнце на командном автобусе и спрашивали: "Вы что, крем от загара рекламируете?" А сейчас флаг Казахстана знаком многим.
 
Да, основная часть финансов шла от государства, но при этом между проектом и государством всегда стоял какой-то посредник - тот, кто пересылал деньги. В итоге деньги шли от национального фонда в созданный президентский клуб, который собрал под своим крылом все прогрессивные виды спорта в Казахстане. Но когда руководство клуба сменилось, начались и проблемы, которые в итоге вылились в недостаток финансирования.

Был определенный период "оттепели" в 2012-2014 годах, когда Александр Винокуров выиграл Олимпийские игры, Алексей Луценко стал чемпионом мира среди молодежи, создали свою континентальную команду, выигрывали по одному Гранд-туру в год… Однако времена изменились, нынешняя ситуация далека от идеальной.

Сейчас в "Астане" происходят большие изменения. Официально – из-за сокращений финансовых вложений в профессиональный спорт. В связи с этим у команды появился новый спонсор, которого, на самом деле, нашли мы с Александром Винокуровым еще несколько лет назад. Всех деталей нынешнего контракта я не знаю, но не думаю, что это какая-то "суперсделка". Но если в какой-то момент казахстанская сторона откажется от финансовой поддержки, лицензия останется канадскому спонсору.

И в этом случае ситуация с велоспортом в Казахстане придет к тому же, к чему пришла в России, - в Мировом туре будут выступать один-два гонщика и все. И эта опасность реальна.

- Тем не менее у Казахстана все еще есть большая команда в Мировом туре, а у России такого проекта уже нет.

- И это очень грустно. В 2013 году у России было 26 гонщиков в Мировом туре, а сейчас только два. Да, количество не означает качество, но очевидно, что ситуация явно не прогрессирует.
 
В проекте "Катюша", который поддерживал Игорь Макаров, был рост и развитие гонщиков. Была спортивная вертикаль от молодежного уровня до профессионального. Но Вячеслав Екимов ушел с поста генерального менеджера, российского финансового присутствия стало меньше, и проект "Катюша" стал больше Alpecin, чем "Катюша". А затем и вовсе прекратил существование. А момент большой базовой команды важен и для Казахстана, и для России. Сколько гонщиков из России возьмет какая-то иностранная команда? Ну, может, одного, например, чемпиона России.

С казахстанскими ребятами такая же история. И не потому, что они слабее, а потому, что, скорее, возьмут своих местных гонщиков, которые больше на виду, больше выступают в Европе на юношеских и юниорских соревнованиях. В итоге на данный момент у России прямо сейчас лишь два гонщика в Мировом туре – Паша Сиваков и Саша Власов. Это сильные гонщики, реальные претенденты на высокие места в любых гонках. А у Испании, Италии, Франции в Мировом туре, помимо звезд первой величины, еще сотня гонщиков среднего звена или даже уровнем чуть ниже. Для нас с вами, для всех стран с постсоветского пространства без базовой команды в Мировом туре большое представительство невозможно.

Но, конечно, очень странно, что такая великая держава, как Россия, не может себе позволить содержать хотя бы одну команду Мирового тура в одном из самых популярных видов спорта в мире.
 
- Сейчас многие читатели не только не поверят нам с вами, но еще и посмеются…

- Возможно, но мы-то знаем, что это не так. От того, что в России велоспорт не слишком популярен, он не перестает быть одним из самых популярных видов спорта на планете.

- Хорошо, представьте себе, что прямо сейчас найдется какой-то русский или казахстанский Мердок, который выкупит лицензию Мирового тура у сдавшей позиции команды. Что дальше?

- Найдите мне такого Мердока, и я скажу, что делать. Да, сейчас может показаться, что в такую команду особо никого из отечественных гонщиков не возьмешь, но гонщики-то растут. В свое время мы брали в "Астану" молодых ребят и сами их растили, поднимали. Последним готовым чемпионом, который пришел в "Астану", был Винченцо Нибали, всех остальных вырастили сами. Тот же Саша Власов именно в "Астане" делает качественный шаг вперед. Он талантливый парень, но для того, чтобы выйти на высочайший уровень, ему была нужна хорошая команда. Не просто любая, а та, которая всерьез им займется.

- Вот Вы объясните тем, кто не понимает - чем крут Власов?
 
- Ну для начала, скажем, что он выиграл молодежную версию "Джиро д’Италия". Да, мы говорим "молодежная версия", но там выступают гонщики 21-23 лет, это уже сформировавшиеся спортсмены, самый сок. И конкуренция там была бешеная. Уже тогда было понятно, что данные у Власова отличные, а после перехода в "Астану" он сразу начал выигрывать на серьезных гонках. Да, в прошлом сезоне не повезло на "Джиро" из-за проблем со здоровьем, зато дебют на "Вуэльте" получился многообещающим – его второе место на легендарном подъеме Англиру говорит о многом, и это не случайное достижение. Ну и надо вспомнить о его победе на Мон-Ванту! Одна из самых красивых побед на горе, где побеждают только чемпионы. У Саши – огромный потенциал.

- Вы говорите об Англиру, Мон-Ванту… К сожалению, в России для широкого круга зрителей Власов начнет существовать, да и то ненадолго, на пару месяцев, только если выиграет медаль на Олимпиаде.

- Таковы реалии спорта. Если говорить об Олимпиаде, то в Токио будет очень жесткая гонка. Но если не будет никаких форс-мажоров, к финалу Власов точно будет в группе лидеров. А там, возможно, уже все, хотя, конечно, выиграть будет очень тяжело. В целом же, думаю, что в Токио все решит то, кто и как будет себя чувствовать в день старта.
Многие гонщики полетят в Японию после финиша "Тур де Франс". А там – акклиматизация, адаптация, усталость после "Тура" - у кого как организм сработает. Понятно, что профессиональные гонщики привычные к разным условиям, да и программа адаптации будет разработана, но тут все же и много индивидуальных моментов. К тому же национальные команды – это всегда немного особенная история для профессиональных гонщиков. Но, повторюсь, возможно все.

- И Александр Винокуров доказал это в Лондоне в 2012 году.

- Да, он верил в то, что это возможно, шел к этому. Один день может изменить все.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!