Происшествия
14 сентября 2011 11:07

"МК" узнал причину авиакатастрофы Як-42

Останки самолета Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославского "Локомотива", в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем. Фото РИА Новости
К трагедии под Ярославлем, где в авиакатастрофе самолета Як-42 погибла хоккейная команда "Локомотив", привела банальнейшая ошибка пилотов, которую автомобилисты называют "ошибкой блондинки": они забыли отключить стояночный тормоз. Об этом газете "Московский Комсомолец" рассказал источник в авиапроме, близкий к расследованию. По данным источника, комиссия уже установила, что лайнер начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом (по аналогии с автомобилем в самолете это устройство используется только во время стоянки. При этом мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе).Источник также сообщил, что согласно расшифровке данных "черного ящика" Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, ссылаясь на плохое самочувствие. Именно командир должен был отключить стояночный тормоз. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли, предполагает собеседник издания. Не исключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз.Сейчас трудно сказать, почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение. Вероятно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВВП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 километра, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Но даже это не стало бы причиной трагедии, если бы самолет успел набрать безопасную высоту, и не зацепился бы за мачту маяка. По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже 14 сентября. Накануне председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже "разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено". По ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.Впрочем, как предполагает источник, в официальных выводах, которые будут оглашены, "комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться". Поскольку летчики сами погибли в катастрофе.Ошибки, когда пилоты не отключают стояночный тормоз, случаются очень редко. Так, в 2005 году в Хабаровском аэропорту не смог взлететь Boeing американской компании Kalitta Air, поскольку экипаж не снял шасси со стояночного тормоза. В результате колеса разрушились, их фрагменты попали в двигатели. Тогда обошлось без тяжелых последствий.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!