- В 2005 году "Тулпар" укрепился тремя сильными легионерами: двумя бывшими игроками московского "Спартака" Биро Жаде и Рони, а также игроком "Кайрата" Мукадо, - вспоминает Анатолий Смотрицкий. - Это были бразильские спортсмены, потом в команде были россияне - Чудинов, Ильницкий и вратарь Конов. На кубке "Тулпара", который предшествовал чемпионату страны и проходил в Караганде, мы обыграли "Кайрат". "Кайрат" тогда уже был очень амбициозен, очень сильно укреплен, и поэтому в лице "Тулпара" возникла большая угроза светлому будущему "Кайрата".
Чемпионат мы начали десятью победами подряд. У "Кайрата" была такая же победная серия. Потом мы встретились с "Кайратом" в Алматы и проиграли в первом матче 1:4. Во втором матче мы вели после первого тайма (!) со счетом 2:6, но тот матч, благодаря безобразнейшему судейству, завершился со счетом 7:7. После этого у нас были выездные игры в Кызылорде и Семее, где нас откровенно судьи начали убивать. Было очевидно, что рефери отрабатывали задание. Плюс я увидел отношение легионеров к команде - "проигрываем, ну и бог с ним". Полное безразличие. Все это создало ненормальную обстановку. Посовещавшись с главным тренером, мы приняли решение прекратить выступление в чемпионате. Мы не видели смысла продолжать, нам никто не давал соревноваться с "Кайратом", а смысла просто существовать я не видел.
Мы распустили команду, отправили домой легионеров. Надо сказать, что когда мы только создавали "Тулпар", то мы сразу же открыли футбольную школу, в которой растили своих воспитанников. Вот в 2005 году им было уже по 16-17 лет, и мы сделали ставку на них. Молодежь играла в чемпионате области, выиграла его. Костяк той команды составляли Есенаманов, Довгань, Нургожин, Гребонос, Таку - все нынешние члены сборной Казахстана, те люди, которые были основой и составляли единое целое "Тулпара". Через полтора года как мы распустились, эту команду мы заявили в чемпионат Казахстана. Тогда мы объединились с командой "Икар", и один год мы выступали под названием "Тулпар-Икар". В "Икаре" играли карагандинские футболисты и несколько ребят из Екатеринбурга. Один из них - Андрей Бастриков в настоящее время играет в "Синаре" и является одним из ведущих ее игроков. С "Икара" в наш состав в итоге попал один только Пенгрин. Остальную часть костяка команды составили наши ребята. В том составе мы набили шишек, заняли четвертое место в чемпионате РК 2007 года. Потом, уже в 2008 году, мы перестали играть вместе с "Икаром", мы вернули прежнее название, и так началась новая история "Тулпара".
- Тяжело было принимать такое решение? Не каждый клуб согласится на такие радикальные меры.
- Это было очень тяжелое решение. Но произошел такой нарыв, что его просто необходимо было уничтожить. Настолько все наболело, что терпеть было невозможно безразличное отношение наших легионеров, эту им вседозволенность плюс тот беспредел, который творили судьи не без установки "сверху". Мы все это прекрасно понимали и смысла дальнейшей борьбы в таких условиях не видели. Я нисколько не раскаиваюсь в том, что так случилось, и если было бы возможно вернуть все обратно, то поступил бы так же. Решение это мы принимали с главным тренером Амиржаном Мукановым, он со мной был абсолютно согласен. Иногда необходимо сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Жизнь показала, что мы были абсолютно правы. Новые ребята были голодные и жадные до побед, амбициозные и не страшились никаких авторитетов.
- Сегодня "Шахтер" переживает похожую ситуацию, правда, нет речи о судейском беспределе.
- Я не могу давать оценку "Шахтеру", потому что для того, чтобы давать какую-то оценку и делать выводы, нужно знать, что происходит непосредственно в команде - какая там обстановка, как люди контактируют, тренируются, живут и прочее. Мы всего этого не знаем. Там намного все сложнее, потому что "Шахтер" - это команда, которая на виду, это лицо Караганды. К ним постоянное пристальное внимание. У нас такого груза не было, от нас никто ничего не требовал, и мы вольны были принимать решения, которые считали правильными. У "Шахтера" есть обязанности, есть претензии и требования, которые он обязан выполнять. "Шахтер" всю жизнь был второй командой Казахстана. В советские времена в республике шел после "Кайрата", где-то даже на равных соперничал с лидером. Все остальные всегда были где-то ниже.
- Если представить хотя бы, то гипотетически возможен ли для "Шахтера" подобный выход из кризиса на примере "Тулпара" - уйти в первую лигу и собрать на основе дубля новую основу?
- Я думаю, что для "Шахтера" такой путь неприемлем. Те требования и груз ответственности не позволят команде уйти в первую лигу. Я не верю, что "Шахтер" в нынешнем составе занимает 12-ю позицию в турнирной таблице заслуженно или справедливо. Команда не обновилась даже на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Эти люди успешно играли в УЕФА, в чемпионате Казахстана и вдруг разучились настолько играть, что теперь занимают последнее место? Такого быть не может. Я думаю, что все дело в какой-то обстановке внутри команды, в микроклимате, и причины искать нужно именно там. Даже травмированные игроки не настолько критичны. Есть ведь другие тоже опытные футболисты. Да, вратарь очень важен. Не понятно, почему стоят разные молодые игроки, когда без дела такой опытный голкипер, как Котляр. Ему просто не дают шанса. Однако все равно думаю, что "Шахтер" поправится. Пришли новые люди, появятся новые стимулы и мотивация. "Шахтер" просто не имеет морального права занимать последнее место, и он на нем не должен больше оставаться, он обязательно уйдет.
- Ваше решение было тоже не популярным
- Но мини-футбол и большой футбол - это совсем разные вещи. У нас большой дефицит игроков. Очень не развитая инфраструктура у футзала. Все-таки футбол более развит и популярен, люди занимаются, и команды мастеров - это визитные карточки всех акимов. Туда вкладываются деньги, там есть амбиции. Наш путь не показатель для того, что любая другая команда может следовать ему. У каждого есть свои пути решения проблем. Для "Шахтера" - встряхнуть команду, поменять микроклимат, чуть поменять состав - кого-то посадить на скамейку, кого-то, наоборот, вытащить из запаса. Взбодрить, одним словом. Потенциал "Шахтера" не позволяет находиться на таком месте. Мы можем привести в пример чемпионат Германии и дортмундскую "Боруссию", которая 2-3 сезона была на предпоследнем месте и стала явным кандидатом на вылет из Бундеслиги при потрясающем тренере Клоппе, при прекрасном наборе игроков. В итоге были сделаны шаги, которые повлияли на микроклимат в команде, особо не менялись игроки, не было революционных преобразований. Просто встряхнули команду, и она в итоге заняла 7 или 8 место. Команда использовала свой потенциал. Думаю, то же самое произойдет и с "Шахтером", надо только время и терпение. Не может команда с таким именем и составом быть на последнем месте. Да, что-то не клеится, не забивают, пропускают обидные голы, но все это когда-то кончается. Просто нужно терпение. А революций не надо.
- Ну и, конечно, очень много зависит и от тренера?
- Команде, чтобы хорошо себя чувствовать, нужен умный, грамотный и авторитетный наставник, установки которого команда бы выполняла. Кумыков показывает это в "Ордабасы", хотя никогда в последние годы Шымкент такие позиции не занимал. Да, это показатель того, что Кумыков умеет работать, умеет давать результат. Я согласен, что при Викторе Кумыкове у "Шахтера" не было потрясающей зрелищной игры, что любят болельщики - голов красивых, но команда была результативной. А ведь игра забывается, но результат остается.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!