- Дмитрий Пантелеевич, при каких обстоятельствах покинули "Жетысу"?
- 1 октября расторгли контракт по соглашению сторон. Уехал из Талдыкоргана и не имею никакого отношения к тому, что сейчас происходит в клубе. С гордостью заявляю, что за свою работу мне не стыдно. Я принял команду, у которой была одна победа и четыре ничьих в 15 матчах. В следующих девяти играх одержали шесть побед при одном ничейном результате. Это чемпионский график. Потому что за этот период мы набрали 70 процентов очков. У того же "Кайрата" сейчас 71,5 процента набранных очков. У "Астаны" - 64. А когда начались внутренние разборки, то они, естественно, не могли не отразиться на команде. Тем более что у игроков "Жетысу" нет запаса мастерства, который позволял бы обыгрывать соперников на классе. Поэтому наши результаты были следствием использования разнообразных технологий, позволивших добиться удивительных показателей. Естественно, это требовало от меня полной мобилизации на команде. Я тратил на нее 90 процентов времени. А когда начались внутренние дела, команде я мог уделять уже не больше десяти процентов своего времени. Отсюда и результат.
- А можете рассказать о внутренних делах, повлиявших впоследствии на неутешительные результаты клуба?
- Наверное, не стоит. На это можно смотреть с разных сторон. Например, и с такой: пришел в клуб Дмитрий Васильев. За четыре месяца прямо сэкономил 200 миллионов тенге и косвенно сэкономил, не потратив, еще 200 миллионов. Это деньги, которые я по установке акима Алматинской области Амандыка Габбасовича Баталова имел право потратить на то, чтобы спасти команду. Из этого "бюджета спасения" я ничего не потратил. Давайте будем думать, что люди, курирующие клуб, хотят, видимо, еще больше эффективности, а точнее, чтобы тратилось еще меньше бюджетных денег, чем при Васильеве, и при этом, чтобы одерживалось еще больше побед, чем при Васильеве. В этом отношении стоит порадоваться, значит, у "Жетысу" будет светлое будущее. Понаблюдаем вместе с вами, поучимся у них.
- Ваш сарказм… Осталось какое-то чувство недосказанности?
- "Жетысу" - не весь казахстанский футбол. Ведь есть еще и другие субъекты футбола в Казахстане. Искренне верю, что я еще не все сделал в казахстанском футболе, и мне еще представится возможность внести вклад в его развитие. Тем более могу отметить, что на последнем Исполкоме ФФК были приняты революционные решения. Это по лимиту на легионеров - восемь в заявке и шесть в поле. А также отменили лимитчиков в стартовом составе. Без ложной скромности скажу, что на последнем Совете Лиги как лев бился за формулу 10/6 - десять легионеров в заявке и шесть в поле. А по лимитчикам долго спорил с тренером молодежной сборной, который настаивал на их сохранении, но приводил противоречивые доводы. Я аргументированно доказывал, что искусственная поддержка молодых футболистов работает против казахстанского футбола. И еще про формулу 10/6 легионеров. Уже после утверждения Исполкомом формулы 8/6 в кулуарах обсуждалось, а почему восемь, а не десять или 20 легионеров в заявке. Зачем ограничивать число легионеров в заявке, если на поле все равно может выйти не более шести легионеров? Ведь в заявке должно быть 25 человек, из них восемь легионеров, и если все они здоровы, то конкуренция будет 8 к 6. А если кто-то травмируется или будет дисквалифицирован, то среди легионеров вообще не будет конкуренции. В то же время у казахстанских футболистов конкуренция получается 17 к 5, больше трех футболистов на одно место. Согласитесь, такой дисбаланс в структуре команды - это неправильно. Единственное, что развивает футбол, как и многие отрасли жизни, это конкурентная среда. А ее отсутствие не способствует развитию. Поэтому считаю, что Исполком рано или поздно придет к более революционному решению по лимиту на легионеров в заявке. То же самое касается лимитчиков. Их отменили, но при этом они почему-то должны быть в протоколе матча. На мой взгляд, это недоразумение, поскольку такой подход также вредит конкуренции. Фактическая заявка на игру сократится до 16 игроков: одиннадцать в поле и пятеро в запасе, один из них вратарь. Остается четыре игрока и двое лимитчиков. Получается, лимитчики сидят вместо других сильных игроков. Рассчитываю, что эти лимитчики в протоколе будут отменены. И не понимаю, чем руководствовались коллеги из других клубов, когда выдвигали такое решение.
А вот в первой лиге квоту на лимитчиков увеличили. И правильно сделали. Хотя конкуренция должна быть естественной, а не искусственной. Поэтому на Совете Лиги я предлагал ограничивать возраст заключения последнего контракта в первой лиге. Условно после того, как игроку исполнилось 28 лет, он имеет право подписать последний контракт. И если он такой нужный игрок, то клуб может с ним подписать пятилетний контракт. И он будет играть до 33 лет. А если клуб в нем не уверен, то подпишет соглашение на год, и через сезон этот футболист освободит свое место более молодому игроку. В этом случае мы получим естественную форму подпитки лиги молодыми футболистами. Не за счет их насаждения, а благодаря ограничению на возрастных футболистов. Здесь нет никакой дискриминации. Говоря о развитии казахстанского футбола и кадров для национальной сборной, мы должны понимать, что 30-летний игрок первой лиги не имеет шансов в будущем заиграть за первую команду страны. А значит, речь идет не о развитии футбола, а о некой форме благотворительности, когда бюджеты клубов тратятся не на появление новых лидеров, а на помощь ветеранам, которые в игровом плане уже ничего нового футболу в Казахстане дать не в состоянии.
В целом казахстанский футбол, безусловно, движется в правильном направлении. У меня есть опыт работы в российских клубах. Поэтому есть с чем сравнивать. И отмечу, что идеологически футбол в Казахстане развивается гораздо правильней, чем в России. Но, к сожалению, управленческую парадигму о том, что популистские решения не эффективны, а эффективные решения не популярны, никто не отменял. Для того, чтобы усилия переросли в значительный спортивный результат, очень важны революционные решения.
- А в каких направлениях?
- Всегда отстаивал идею о том, что в следующем году нужно волевым решением увеличить число участников премьер-лиги до 16 клубов. Оппоненты раньше мне говорили, что я за это выступаю только потому, чтобы "Жетысу" не вылетел из премьер-лиги. Сейчас меня нет в Талдыкоргане, но я еще сильнее ратую за 16 команд. Ведь на самом деле для выступления в премьер-лиге не обязательно иметь заоблачный бюджет. Но взамен мы получим реальное развитие футбола практически во всех регионах. Кроме того, при 16 командах увеличится число казахстанских футболистов играющих основные роли в своих командах, без ущерба для качества соревновательного процесса. Это с учетом того, что в каждом клубе будут играть по пять местных футболистов при шести легионерах. Это благо для сборной. Появится правильный, ритмичный календарь. На мой взгляд, это нужно для казахстанского футбола. Я слежу за первой лигой. Там есть команды, способные конкурировать в КПЛ. Если не ставить задачи попасть в еврокубки, а преследовать цели по развитию футбола в регионе, то с учетом даже курсовых изменений достаточно 400-500 миллионов тенге для успешного выступления в премьер-лиге. Понятно, что кризис. Но футбол по-другому не поднимешь. На общем собрании ПФЛ руководители клубов первой-лиги в один голос сказали, что они за 16 команд в премьер-лиге, просто их туда не берут.
- Расскажите о других болевых точках казахстанского футбола.
- Есть системные проблемы, о них я говорил, в том числе Президенту ФФК Ерлану Кожагапанову. На примере Талдыкоргана вижу серьезные проблемы в качестве работы футбольных центров. В свое время федерация с подачи господина Джаксыбекова запустила очень правильный и стратегически оправданный проект с созданием футбольных центров при клубах премьер-лиги. Но на местах эта идея далеко не в полной мере реализуется эффективно. Руководители программы в какой-то степени, не побоюсь этого слова, подвели идеологов создания центров. Потому что центры созданы, материальная база подтягивается, а вот как они работают, как подбираются методики, как ведется работа с тренерами и футболистами - вопросов много. При таком извращении идеи футбольных центров качественные футболисты не появятся. Это беда! В этом вопросе категорически необходим революционный подход, иначе деньги будут выброшены на ветер. Нынешняя ситуация патовая. Методики спускает федерация, тем самым с Центров формально снимается ответственность за плохую работу, за отсутствие новых классных футболистов. Мол, все же делается по методикам федерации, просто дети плохие. Они их даже называют не дети, а материал. Я убежден, что именно клубы и их руководители должны нести ответственность за качество работы центров. Соответственно, клубы должны быть свободны в выборе методик. Это и будет реальной конкуренцией, которая приведет к появлению классных молодых футболистов.
- Извращение в чем?
- Я был в шоке от того, что методики работы центров на местах трактуют как секретные. В Талдыкоргане есть замечательная футбольная школа "Болашак", у ее руководства как-то поинтересовался, по какой методике работают тренеры, на что ответили: мы работаем по своей методике. Тогда я спросил, а почему не по методике федерации. Оказывается, обращались в футбольный центр при "Жетысу", но получили отказ, мол, у них методика секретная. Представляете, как можно извратить замечательную идею уважаемого человека?
- Что еще мешает двигать казахстанский футбол?
- Отсутствие реальной конкуренции на рынке спортивных СМИ. Футбол - публичный вид деятельности. Им интересуются сотни тысяч людей, которые хотят и должны получать альтернативную информацию из разных источников. Но, к сожалению, я не увидел реальной конкуренции на рынке спортивных СМИ. Вот ваше издание единственное, которое регулярно задает мне какие-то вопросы и что-то узнает. Хотя, по идее, мне должны были звонить и из множества других изданий. Не потому, что я такой выдающийся, а просто по формальным признакам. К работе Директора клуба премьер-лиги, тем более к иностранцу, должны возникать вопросы, которые необходимо обсуждать на страницах электронных и печатных СМИ. Но нет. Оказывается, практически никому ничего из первоисточника узнавать не надо. Оказывается, слухов и домыслов им достаточно, чтобы делать выводы. В спорах рождается истина, а этого спора, увы, нет. Вот и получается, что бы ни сделал клуб или федерация, в оценках доминирует негатив вне зависимости от того, предлагаешь ты десять легионеров или десять казахов на поле. Отсутствие конкуренции в спортивных СМИ приводит к тому, что клубы и федерация технически не могут получить объективный фитбэк своей работы. Это большая проблема. При отсутствии конкурентной среды тяжело продвинуть или отстоять идеологию развития в любой отрасли, и футбол не исключение.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!