Күрес түрлері
14 апреля 2010 07:55

Заслуженного он так и не получил… / Борьба

Мастер спорта международного класса по вольной борьбе
 
На нашу заранее назначенную встречу он пришел минута в минуту, предварительно позвонив по телефону. Он такой же простой и открытый, как в те уже далекие годы выступлений на борцовском ковре и нашего первого знакомства, когда в зените славы был кумиром сотен карагандинских болельщиков.

Время неумолимо и беспощадно, как кадры старого фильма из прошлого, уносит счастливые мгновения, его виски слегка тронула седина, и с грустью в глазах он вспоминает начало начал, когда 13-летним мальчишкой из рабочего микрорайона Майкудука впервые ступил на настоящий борцовский ковер спорткомбината имени Нуркена Абдирова.

— Я как-то сразу «заболел» борьбой, хотелось стать ловким и сильным, — вспоминает Мусан. — Может, потому что попал к замечательному наставнику, в будущем заслуженному тренеру Казахстана и России Феликсу Премильскому, который сейчас живет и работает в Москве. Он воспитал в Караганде целую плеяду хороших борцов, заслуженный мастер спорта Александр Мыцык, победители и призеры многих крупных турниров и соревнований мастера спорта Виктор Тихонов, Владимир Гальвас, Далхат Бочиев, Саржан Джаксыбеков и другие многим обязаны своему учителю.

— Мусан, несколько лет вы были первым номером в весовой категории до 74 кг в сборной СССР, но на Олимпийских играх в Москве бороться не пришлось…
— Сейчас не хочется вспоминать об этом, но за год до Олимпиады я выиграл все крупные соревнования в Союзе, в том числе чемпионат страны и Спартакиаду. Бывший в то время главным тренером сборной СССР Юрий Шахмурадов перед чемпионатом мира 1979 года в США решил «протолкнуть» своего земляка из Дагестана Руслана Ашуралиева. Но, поняв свою ошибку, в последний момент отказался от этой затеи, неожиданно включив в команду малоизвестного Николая Петренко из Киева. Не раз побеждал этого борца, олимпийский чемпион Иван Ярыгин советовал мне тогда обратиться в Спорткомитет СССР за справедливостью, но не привык я к таким закулисным играм, а заступиться было некому, да и не очень прислушивались в Москве к мнению борцов и тренеров с далекой периферии.

Перед московской Олимпиадой в Тбилиси проводился традиционный международный турнир, который по своему составу не уступал чемпионатам мира. В первой же встрече жребий определил мне сильного соперника, Эльбруса Короева из Северной Осетии, в жесткой схватке соперник провел болевой прием, в результате которого я получил тяжелую травму, на мгновение потерял сознание, и скорая помощь увезла в больницу. Восстанавливался и лечился больше двух месяцев, затем в сборной Союза на сборах продолжал готовиться к Олимпиаде. Тренеры решили форсировать подготовку, мне бы на отдельных занятиях поиграть в футбол или поплавать в бассейне, а они нажимали на «физику», словом, не было той свежести на ковре в контрольных поединках. «Тренерский совет» в лице Шахмурадова заявил вместо меня якута Павла Пинигина, выступавшего тогда за Киев, он занял 4-е место, а я смотрел Олимпиаду по телевизору. Тогда летом 1980 года в Москве выступали земляки, легкоатлет Владимир Муравьев и штангист Виктор Мазин, возвратившиеся домой в Караганду с золотыми медалями, обидно было до слез, если бы дали шанс, всех бы положил, злой я тогда был на ковре и настырный. Уже потом, через несколько лет, понял свою ошибку, когда после победы в чемпионате Союза среди молодежи в 20 лет меня настойчиво приглашали в столицу, обещая сразу московскую прописку и квартиру, но я не решился уезжать из Казахстана, считая это предательством по отношению к своей республике и тренеру.

— После выступлений в большом спорте куда уходят чемпионы?
— Очень хороший вопрос. Многое зависит от личности человека, приходится начинать с нуля и не всегда все складывается лучшим образом. В 28 лет, имея диплом факультета физической культуры Карагандинского педагогического института, пришел в ШВСМ устраиваться тренером на работу. Бывший тогда директором Тимур Балауов сказал, как отрезал: «Мест нет!». И только вмешательство председателя Карагандинского облспорткомитета Галыма Жарылгапова помогло положительно решить вопрос, три года работал на 0,5 ставки, получая 50 рублей в месяц. К тому времени уже успел жениться, и нужно было зарабатывать на жизнь. Пробовал заниматься предпринимательской деятельностью, для этого нужен был стартовый капитал, а у меня были только многочисленные призы, медали, грамоты да старые болячки от травм, полученных в годы выступлений в большом спорте. Три года назад мне позвонили спортивные чиновники, предложили должность директора школы борьбы «Даулет», но когда пришел за приказом, это место уже отдали другому. Сейчас работаю тренером со…смешной зарплатой в спортивной школе, но, думаю, жизнь все расставит по своим местам и восторжествует справедливость.

— Звание заслуженного мастера спорта вы так и не получили…
— Конечно, сейчас было бы проще найти достойную работу, но не привык ходить по различным инстанциям, просить за себя и обивать пороги. Но мне грех жаловаться на судьбу, побывал во многих странах, приобрел новых друзей, именно в спорте закаляются воля и характер, которые помогают преодолевать трудности в жизни, не взирая ни на какие обстоятельства.

— На последних летних Олимпийских играх в 2008 году в Пекине казахстанские борцы-вольники завоевали три медали. Это успех или неудача?
— Это как посмотреть. В наше время в сборной Союза от Казахстана в вольной борьбе выступали доморощенные спортсмены Петр Суриков, Александр Иванов, Аманжол Бугубаев, а сейчас честь страны защищают легионеры. Конечно, проще пригласить за большие деньги хорошего борца со стороны, чем потратить годы на подготовку молодых талантов. Но и другие страны идут по этому легкому пути, к примеру, в сборной Азербайджана больше половины борцов — выходцы из Дагестана. Сейчас у нас в борьбе наступил спад, мы потеряли в массовости, для воспитания спортсменов высокого класса необходимо создавать условия, прежде всего специализированные залы для занятий и тренировок, где должны быть не только борцовский ковер, но и тренажерный зал, бассейн, сауна, восстановительный центр, медицинское обеспечение. Необходимо срочно пересмотреть зарплату тренеров, работающих с юношами и детьми. Недавно новый аким Карагандинской области Серик Ахметов на совещании с участием спортивного актива дал поручение проработать вопрос о строительстве нового современного спорткомплекса в микрорайоне Юго-Востока, где будут развиваться не только борьба, но и другие виды спорта.

— Слышал, что ваш сын по примеру отца серьезно увлекся борьбой…

— Муслим, которому сейчас 15 лет, тренируется под руководством заслуженного тренера РК Шавката Мурсалимова. Главное, у него есть характер и желание добиться успехов в спорте, но не будем опережать события, буду рад, если наша фамилия еще на раз прозвучит на борцовском ковре.
Автор: Семен Неверов
Источник: PROСПОРТ.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!