Волейбол
12 мая 2009 11:45

Любой блок можно пробить / Волейбол

Если, конечно, позволит мастерство, а чтобы оно было на уровне, нужно работать "до седьмого пота".

Эти слова принадлежат известной казахстанской волейболистке Сауле Нурпеисовой, которая многие годы отдала любимому виду спорта. Сегодня она директор клуба "Алматы". Ее команда в этом сезоне сотворила сенсацию, завоевав серебряные медали первенства республики. А ведь еще в прошлом году коллектив называли "проходным". Это так и было. Чемпионат 2008 года команда, тогда еще носившая название "Алматиночка", завершила на последнем месте. Что изменилось за короткое время? Помог легион или же отношение спортсменок к своим прямым обязанностям стало более профессиональным? На эти и другие вопросы отвечает Сауле Нурпеисова. И рассматривает она их через призму своей спортивной карьеры.

Первые шаги

- Сауле, каждый спортсмен где-то начинает свой путь. С чего началась твоя волейбольная карьера?

- С пионербола. У нас в школе, а я жила в нынешней столице нашего государства, проходили состязания. Пришла в зал с подругами поиграть. И вдруг поступает предложение от волейбольного тренера Карла Александровича Циммермана. Дословно помню его слова: "У тебя, девочка, данные есть. Волейболом не хочешь заняться?" Я в ответ только пожала плечами и забыла этот разговор. Через несколько дней встретила тренера во дворе дома. Выяснилось, что он живет по соседству. Карл Александрович настойчиво опять попросил прийти в спортивный зал. Моя жизнь с тех пор связана с этим прекрасным видом спорта. Правда, поначалу не могла адаптироваться. Пришлось много пота пролить, пока не прошла азы волейбола. Сначала отрабатывала приемы мяча, подачи и пасы. Только через несколько месяцев пришло мастерство. Однако, выходя на площадку, терялась, получала замечания. По этой причине бросала занятия. Но тренер был настойчив. Циммерман неустанно твердил: "Ты будешь играть в "большой" волейбол".

- И его слова стали пророческими?

- Честно говоря, удивилась, когда меня отправили учиться в Алматы в спортинтернат. Я понимала, что казашек в этом виде спорта очень мало. Поэтому меня и взяли "на заметку".

- Но данные были?

- Данные в спорте - не все. Надо в первую очередь совершенствоваться. И я просто работала на тренировках без устали. Иногда вспоминала свою маму, которая осталась в Астане. Хотелось все бросить и уехать, но когда втягиваешься в режим, сделать это очень сложно. Сама себе твердила: "Вот закончу этот учебный год и после каникул не вернусь".

Но внутренний голос говорил, что надо ехать. И я вновь покупала билет на поезд и возвращалась в интернат. Когда его оканчивала, пригласили в команду АДК, с которой в то время работал Фукс. Можно сказать, мне с тренерами везло. Он сразу сказал, что буду играть в основе, правда, когда придет время. Изредка наставник выпускал меня на замену, чтобы набиралась опыта. Приятно было играть с такими известными партнерами, как Тамара Миронова, Элла Райберг, Александра Ведерникова и другие. Столько замечаний, наверное, тренер не делал, сколько они. Особенно Саша. Но спустя многие годы я стала понимать, что без этого нельзя научиться хорошо играть. И зря, оказывается, обижалась. Когда сама была одной из ведущих в казахстанских клубах, тоже подсказывала молодежи, как действовать в той или иной ситуации.

- Когда ты по-настоящему почувствовала, что готова играть на высоком уровне?

- Еще при Фуксе. Правда, он перебрался в Россию, увез с собой несколько ведущих волейболисток. Звал и меня, но предупредил, что обязательным требованием является смена гражданства. Я отказалась. На то было несколько причин. Во-первых, не хотела покидать Казахстан. Во-вторых, что сказала бы маме? Как сложится моя судьба в России? Смогу ли заявить о себе?

Моя милая мама

- Скажи, а как восприняли родители твое увлечение волейболом?

- Мама одна воспитывала меня. Поэтому я с ней советовалась, когда пошла в секцию. Сначала она была против, но потом, увидев, что я втянулась в тренировочный процесс, сказала: "Если нравится, продолжай занятия". Но в душе я чувствовала, что мама иногда грустит по этому поводу. Когда я частенько уезжала на состязания, потом в алматинский интернат, она держалась. Но знаю, что расставания на месяцы были для нее испытанием. Поэтому я понимаю каждую спортсменку, которая находится в длительных командировках. И стараюсь подопечных поддержать морально, ведь успехи в спорте - это прежде всего психологический настрой. Без твердого духа и характера нельзя достичь вершин пьедестала.

И еще хочу сказать, что в дружном коллективе никакие трудности не страшны. Мне с этим везло всегда.

Однажды мамы не стало. Я очень тяжело пережила это горе. Могла еще играть, но решила завершить карьеру. Год сидела дома, потом подалась в Федерацию волейбола РК, стала менеджером.

У железной леди - добрый характер

Нурпеисовой судьба дважды преподносила подарок. Ей везло на хороших наставников. Одной из них была Нелли Алексеевна Щербакова. Затем их пути разошлись. И вот спустя десять лет они снова вместе. Нелли Алексеевна - главный тренер, а ее ученица с 2009 года работает директором клуба "Алматы".

- Нелли Щербакова еще в советские времена с командой АДК становилась победительницей и призером чемпионатов СССР, выигрывала Кубок европейских чемпионок. До твоего прихода в ее команду, наверное, девушек пугали ее скверным характером?

- Не я пришла, а Нелли Алексеевна вновь приняла команду АДК. Это был новый состав. Но хочу сказать, что Щербакова без дела никого не ругает. Да, у нее железный характер, но профессионал должен быть таким. У нее на тренировках никто не сачкует, все работают с полной отдачей. Несмотря на требовательность, Нелли Алексеевна умеет расположить к себе любого человека. Она понимает все, старается подбодрить. У нее добрый и отзывчивый характер. Конечно, некоторые обижаются на нее за спрос, и это неправильно. Без дела она ни на кого не повысит голоса.

- Ее появление в спорте после нескольких лет перерыва стало неожиданностью для многих.

- Дискуссии по поводу ее возвращения в волейбол идут до сих пор. Считаю, что такой тренер, как она, должна работать в спорте. Сужу об этом как игрок, хотя и бывший. Мне пришлось поиграть в АДК, в алматинском "Рахате", костанайской "Иволге", астанинских "Астана-Канаты" и "БГС-Астана". Везде я сравнивала тренировки Щербаковой с работой других наставников. Оказывается, очень многому я научилась именно у нее. Она заставляет мыслить творчески, изобретательно. Помню, как Нелли Алексеевна анализировала для нас даже тренировочную игру. И частенько мы без нее отрабатывали задумки тренера. Вот такое отношение было и остается у Щербаковой всегда. Для многих других наставников волейболистки - это роботы, которые выполняют определенные команды на площадке. И все.

- Не по этой ли причине ты часто меняла место дислокации?

- Жизнь спортсмена коротка, но насыщена. Когда чувствуешь, что готов принести пользу, а тебя держат в запасе, настроение не самое радужное. Очень тяжело сидеть на "банке" и хлопать в ладоши. Я всегда хотела играть. По этой причине ушла из "Рахата". Команда Вячеслава Шапрана тогда была бессменным лидером отечественного волейбола. Но стали появляться легионерки, и место в основе местным девушкам не находилось. Сначала был Павлодар, затем Костанай. А в Астану перебралась, потому что там жила моя мама.

Легче играть, чем руководить

В начале января 2009 года Сауле Нурпеисовой поступило предложение возглавить новый волейбольный клуб "Алматы".

- Это стало для меня неожиданностью, - рассказывает она. - Но я дала "добро". С тех пор моя жизнь стала более интересной. Рада, что команда именно в этом сезоне завоевала серебряные награды первенства республики.

- Хотелось бы узнать подробности матчей плей-офф в Талдыкоргане.

- Нынешний сезон оказался непредсказуем. Разве могли мы предположить, что "взлетим" так высоко? Ставилась задача - наиграть состав. В основе у нас совсем молодые девушки, есть среди них даже школьница. Правда, она больше сидит в запасе. Согласно регламенту чемпионата страны, уже в плей-офф мы встречались с павлодарским "Иртыш-Казхромом", который по набранным очкам расположился в турнирной таблице выше нас на строчку. Игра велась до двух побед. Первую встречу мы проиграли - 1:3. Девушки расстроились, но Нелли Алексеевна нашла нужные слова, и во втором матче подопечные заиграли в свое удовольствие. Все перевернулось. Теперь наша дружина выигрывает в четырех партиях. Это придало настроение. Можно играть, оказывается, и против опытного состава павлодарок. На третий матч наша команда вышла с высоким настроем. Но и оппонентки понимали: от них "уходят" как минимум серебряные награды первенства. Сопротивлялись, игра шла очко в очко. Но все же победа досталась "Алматы" - 3:2. Затем был финал с "Жетысу" - командой, сбалансированной во всех линиях опытными волейболистками. Мы знали, что противостоять им пока невозможно. Но наши спортсменки сделали все возможное, чтобы не ударить лицом в грязь. Проигрывали с небольшим отставанием. А в одной партии уступили всего два очка. В итоге чемпионками стали семиреченки, а мы довольствовались серебряными наградами.

- Как ты чувствуешь себя в роли руководителя?

- Раньше и не подозревала, что руководить так сложно. Я не имею в виду проблемы клуба, которые требуют от тебя решения. Самое сложное, когда сидишь на скамейке и твои подопечные бьются за медали чемпионата. В душе что-то переворачивается. В голове чувствуешь то прилив, то отлив крови. Я, наверное, когда была действующей спортсменкой, столько не пережила, сколько в матчах плей-офф нынешнего сезона, сидя на скамейке. Но надо привыкать, такова судьба тренера и руководителя.

- Что необходимо, по-твоему, чтобы наш город вернул былые волейбольные традиции?

- Растить местную молодежь. Легионеры нам не помогут. У нас есть хорошие традиции, есть квалифицированные тренеры. Дело за малым: искать и готовить таланты.

Автор: Алим Анапьянов Источник: Вечерний Алматы (vecher.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!