Новости
30 июля 2011 13:21

Велоспорт. Покорители Альп. Два наших гонщика приняли участие в престижном европейском туре

Казахстанские любители велоспорта до сих пор находятся под впечатлением от очередной многодневки «Тур де Франс», с интересом ждут испанскую «Вуэльту», и мало кто из них знает, что есть в Европе такая гонка – «Трансальп», которая по количеству участников и сложности трассы способна затмить любую из серии Гранд-тура.

В нынешнем году в ней впервые приняли участие казахстанские спортсмены, и с одним из них – алматинцем Сергеем ГУЦАЛЮКОМ – наша сегодняшняя беседа.

– Так что это за неизвестная в Казахстане многодневка, о которой в Интернете пишут много и в основном в восторженных тонах?
– Начну с того, что регистрация будущих участников «Трансальп» проводится через Интернет только один день в году – в октябре. И эта процедура длится всего час. Вернее так: до тех пор, пока не будут набраны 520 команд, состоящих из двух человек.

После набора именно этого количества участников регистрация закрывается. Кто не успел – тот на гонку не попал. До апреля ты можешь заменить себе напарника, решить еще какие-то вопросы, а потом – никаких движений. Ты уже заплатил вступительный взнос, готовься и приезжай на соревнования.

– Гонка проходит по дорогам Германии?
– Не только. После Германии велокараван заезжает в Австрию, захватывает кусочек Швейцарии и устремляется в Италию. Все действие происходит в Альпах, семь дней – сложнейшие горные этапы.

– За что же такие испытания ветеранам велоспорта?
– Вы бы видели этих ветеранов! Пусть и седые, но настолько подтянутые, крепкие, тренированные – красавчики одним словом. И как здорово едут! Атмосфера – на редкость доброжелательная, каждый готов оказать помощь незнакомому сопернику.

– Какие страны делегируют на «Трансальп» наибольшее количество участников?
– Германия и вся Европа. Впрочем, мы там говорили и с канадскими гонщиками, и американскими, и австралийскими. Тесно общались с россиянами, украинцами, представителями других стран СНГ.

– А кто проводит гонку?
– Я так понял, что это дело рук серьезных спонсоров, работающих в велоспорте.

– Ну а куда затем расходуются деньги от вступительных взносов?
– Где-то зимой организаторы присылают счет на 650 евро, они и являются вступительным взносом. Зато потом ты можешь жить в специальных лагерях, питаться после гонки. Я уже не говорю о том, что во время самих соревнований тебе гарантированы спортивное питание, сопровождение, сервис от механиков, перевозка личного багажа из одного отеля в другой...

В общем, только на первый взгляд 650 евро – большой взнос, но за эти деньги ты на «Трансальпе» получаешь весь комплекс необходимых услуг.

– Идея поехать на эту многодневку принадлежит вам?
– В прошлом году там выступали россияне, с которыми мы часто встречаемся на различных ветеранских гонках. Как-то разговорились, и мой напарник – в прошлом тоже известный в Казахстане велосипедист Ренат Ахметбеков, проживающий сейчас в Павлодаре, – говорит мне: «А давай попробуем?» Моя дочка, владеющая английским языком, посидела возле компьютера, отправила регистрационную форму, и нам присвоили номера 101 А и 101 В.

Наши сумки с этими номерами потом автономно и кочевали из гостиницы в гостиницу, только утром их вовремя сдай и напиши название следующего отеля.

Надо признаться, что здорово на протяжении всей гонки нам помогал товарищ, бывший казахстанский велосипедист, давно уехавший жить в Германию. Без него бы мы не раз заблудились и вообще, наверное, не нашли места первого старта. Звать его Геннадий Пятак. Спасибо также его жене Валентине, дочери Елене, зятю...

– А теперь давайте представим читателям нашу команду. Вам, если не изменяет память, уже скоро шестьдесят?
– Мы выступали в категории «гранд-мастер», то есть среди самых старших. И в этой категории команда Казахстана была самой великовозрастной: мне через две недели стукнет 60, Ренату Ахметбекову – через неделю 57. В общей сложности у нас получилось далеко за 110 лет. По совокупности лет участников команд и подводился зачет.

Коллеги удивлялись, что мы так хорошо едем. Особенно на спусках. Во время гонки был такой случай. Начинали мы соревнования в майках велоклуба города Алматы. Вокруг у всех такая же пестрая форма, сразу определить кто откуда невозможно. И все же кое-кто подходил, спрашивал, из какой страны мы приехали, что это за город – Алматы.

Особенно интересовались после первого этапа, на котором мы на спусках так тряхнули стариной, что остаться незамеченными было невозможно. Летим, я смотрю на спидометр и не верю глазам своим – 110 км в час! И вдруг ловлю себя на мысли: а куда я так несусь? А если сейчас вылечу в кювет?

На этом же первом этапе Ренат Ахметбеков не справился со скоростью и упал. Да так, что порвал алматинскую форму. На второй отрезок пути мы надели майки национальной сборной Казахстана, цвета и дизайн которых, по сути, повторяли форму велокоманды «Астана». Честно вам скажу: на протяжении всех последующих этапов мы благодаря этому были в центре всеобщего внимания!

«Вы Казахстан? – кричали нам незнакомые люди. – Вы Винокуров?» Приходилось объяснять, что Винокуров сейчас колесит на «Тур де Франсе», а мы – его земляки. Это тоже вполне устраивало разговорчивых и доброжелательных попутчиков, и они, показывая вслед большой палец, давали понять, что мы уже друзья.

– Какие задачи вы ставили перед собой в самом начале пути? Победить, просто доехать, проверить себя, на других посмотреть?
– А поначалу мы ставили все эти задачи одновременно, где-то в глубине души надеялись и что-то выиграть. Пока не увидели, какую трассу нам приготовили организаторы. На схемах этапы выглядели не такими устрашающими, иногда, глядя на изображенный на бумаге рельеф, казалось, что в такой-то день на трассе можно немного отдохнуть. А когда поехали в горы – поразились крутизне ряда участков. И так на протяжении всех семи этапов. А это 917 км крутых подъемов и головокружительных спусков.

Вокруг – целый муравейник велосипедистов, причем не только участников гонки, но и болельщиков, сочувствующих, просто местных жителей. Велосипедный туризм в Европе – это что-то невообразимое. А сопровождение, атмосфера – не хуже, чем на «Тур де Франс».

– Сергей Владимирович, какие-то итоги после гонки были подведены?
– Да, в Европе ко многому надо было привыкать, даже к своим велосипедам, которые в серьезной гонке ведут себя несколько иначе, чем дома. Падение на первом этапе, потом настолько перегревшиеся колеса, что я об них обжег руку, взорвавшаяся от жары одна камера, за ней – вторая... Это далеко не все, что случилось. Например, нас на час с лишним оштрафовали за то, что мы по ходу гонки выкидывали на обочину шкурки от бананов и упаковки от геля.

В положении о проведении соревнований, оказывается, это было специально оговорено, но мы не все поняли. К слову, шкурки от бананов выбрасывали все, но, видимо, именно мы попались на глаза организаторам и судьям, за что и поплатились.

Каждая осечка была чревата тем, что нас на старте следующего этапа отодвигали все дальше назад, в другую «коробку», вырваться вперед из которой не так-то просто. Мы сначала оказались на 47-м месте, потом с превеликим трудом выбирались в головную группу, занимали 22-е, 23-е места, а закончили тур в своей возрастной группе на 32-й строчке итогового протокола.

Я потом смотрел и общий протокол, где из всех 520 стартовавших команд мы заняли 288-е место. Для первого раза очень неплохой результат, памятуя, что мы соревновались с более молодыми, а зачастую и просто с велосипедистами самого результативного возраста.

– Поедете на «Трансальп» в следующем году?
– Очень бы хотелось, но многое будет зависеть от того, позволит ли еще раз надолго отлучиться моя работа. Я думаю так: мы ли поедем в 2012 году, кто-то другой – не важно, главное, что казахстанцы узнали дорогу на эту престижную велогонку, дебютировали в ней и неплохо себя показали. А друзья и незнакомые люди мне часто задают вопросы по «Трансальпу», заинтересовались и велосипедисты из многих городов Казахстана.

Юрий ЛИФИНЦЕВ

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!