К столь яркому достижению мальчик с гражданством Таджикистана Азад Рахман шёл пять лет. Все эти годы к победам на корте его вёл тренер Алик Негматов.
Чудо-ребёнок
— Поначалу не было планов, чтобы Азад, как и его старший брат Акбар, тоже стал теннисистом, — рассказывает мама юного спортсмена Марина Бабаева. — В то время мы жили в Москве. Я привела Азада к Алику Негматову, чтобы тренер позанимался с сыном общей физической подготовкой. Мальчик был пухленьким, и ему на пользу пошли бы прыжки, растяжки и бег. На тренировках Азад увлечённо наблюдал за ребятами, играющими в большой теннис. Сын попросил, чтобы и ему купили ракетку. Я удивилась: ну, какой из Азада теннисист, ведь он тогда был ростом ниже сетки! Но ракетку ему всё же купила, он с ней не хотел расставаться даже после тренировок.
Как говорит Алик Негматов, с первых дней Азад с удивительной точностью повторял все движения, которые ему показывал тренер.
— У меня стаж работы в спорте 26 лет, из них в теннисе — 19, — рассказывает наставник. — Я воспитал не одного чемпиона, но за всё это время мне ещё не приходилось тренировать такого ребёнка, как Азад Рахман. Он — супер-талант. Практически всё у мальчика сразу получалось профессионально. Уже на втором занятии по общей физической подготовке я сказал маме Азада, что у её сына в спорте будет большое будущее. А через год настоял на том, чтобы мальчик начал целенаправленно заниматься теннисом.
Азад не переставал удивлять родителей и наставника своими способностями. Мальчик в равной степени владел обеими руками, так что ракетка у него одинаково послушна и в правой, и в левой руке. Как объяснили специалисты, это — уникальное явление, таких людей называют амбидекстрами, они могут справиться с самыми сверхсложными задачами.
Страна парадоксов
В 2009 году Марина Бабаева с сыновьями Акбаром и Азадом оказались в Казахстане. Всё дело в том, что они поехали вслед за тренером Аликом Негматовым, которого пригласили на работу в теннисный центр Актобе. Не найдя общего языка с новым руководством центра, наставник перебрался в спортивный комплекс олимпийского резерва. Там московскому специалисту пришлось начинать с нуля. Сейчас у него в пяти группах занимаются 45 воспитанников. В клуб принимают детей с 4-х лет.
В спорткомплексе нет теннисных кортов, занятия проводятся на футзальном паркете. Несмотря на это, за полтора года подопечные Алика Негматова достигли весомых результатов. Например, Артём Дзенник по итогам 2010 года стал седьмым по республике. Гюзель Айнединова выиграла отборочный турнир чемпионата Азии, и её пригласили в юношескую сборную Казахстана. Асем Алтыбаева стала чемпионкой области.
По мнению Алика Негматова, Казахстан — страна спортивных парадоксов.
— Нигде в мире государство не строит теннисные корты на бюджетные деньги и не предоставляет их даром для занятий, — говорит тренер. — Везде теннис — это бизнес, в который вкладывают немалые деньги и на котором зарабатывают огромные состояния. В России, к примеру, час занятий на корте стоит 60 долларов, ещё столько же за то же время нужно оплачивать тренеру, а в день, чтобы добиться результата, необходимо тренироваться, как минимум, 4–5 часов. В Казахстане же — всё бесплатно. Вместе с тем, ваша страна упускает талантливых спортсменов. Со мной сюда приехал Акбар Рахман. К тому времени он уже был чемпионом России, в мировом рейтинге среди юниоров до 18 лет занимал 434-ю строчку.
По словам Алика Негматова, Акбара и Азада Рахман он привёз с тем условием, что ребятам оформят казахстанское гражданство, чтобы они на турнирах разных уровней защищали честь нашей страны. Их родители были только «за».
— Акбар давал результат, но, представьте, никто палец о палец не ударил для решения этой проблемы! — возмущается тренер. — Все делали вид, как будто этого перспективного спортсмена не существует. Парень помыкался здесь, понял, что никому не нужен, и вернулся в Россию. Его у меня забрал Ираклий Лабадзе, который в прошлом был 42-й ракеткой мира. Сейчас Акбар участвует в соревнованиях по всему миру. Боюсь, такая же участь ожидает и Азада, если заинтересованные люди не займутся решением вопроса о его гражданстве. А ведь он впервые в истории актюбинского тенниса, после того как занял первое место на турнире на призы акима области, возглавил республиканский рейтинг среди мальчиков в возрасте 10 лет и младше. Поверьте, обидно! Я работаю здесь не ради меркантильных интересов, а для результатов. Они есть, но никого это не волнует!
«Теннисом заниматься очень затратно. Чтобы стать первым в юниорском рейтинге, нужны большие средства. Но я сильная женщина, живу для сыновей и не собираюсь отступать. Тратить деньги на модные шмотки, новые квартиры, машины, мебель, отдых за границей — это не по мне. Я буду вкладывать средства в своих детей. Верю, что они достигнут в своей карьере очень больших результатов», — Марина Бабаева, мама Акбара и Азада Рахман.
Автор: Сергей Железняк
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!