А еще тренирует главу нашего государства (известного своим пристрастием к этой игре), в чем он, правда, сознался корреспонденту «Sport&KS» не очень охотно. Зато с удовольствием рассказал о команде, которая в 2010 году подарила казахстанским любителям спорта немало положительных эмоций.
— Сборная Казахстана впервые пробилась в Мировую группу Кубка Дэвиса, вошла в число 16 сильнейших команд планеты. Но путь был достаточно тернистым…
— Да, предыдущий 2009 год выдался не таким удачным, как мы того ожидали. Очень сложным получился матч в Тайпее. Покрытие, на котором пришлось играть, судейство — все было против нас. Мы проиграли 1:4, соответственно не прошли в следующий круг и были вынуждены бороться со сборной Таиланда за сохранение места в 1-й группе зоны Азии/Океании. В этом матче, который тоже состоялся на чужом корте, мы победили. А в 2010-м были встречи с командами Южной Кореи, Китая, и, выиграв их, мы получили право играть в «плэй-офф» и там одолели швейцарцев. В общем, все шло по нарастающей, и я благодарен ребятам, которые очень серьезно, ответственно отнеслись к выступлениям за Казахстан. Например, в первый день матча со швейцарцами великолепно проявил себя Михаил Кукушкин, который выиграл чрезвычайно важный поединок с их первым номером Станисласом Вавринкой. А ведь буквально за неделю до этого они встречались на US Open, и тогда Михаил проиграл, не взяв ни одного сета, а Вавринка затем дошел до четвертьфинала. Но в Астане наш теннисист провел один из лучших своих матчей. В принципе решающий пятый сет этого поединка, выигранный Михаилом, я думаю, вдохновил его, и на этом подъеме он успешно провел концовку сезона, значительно поднявшись, а рейтинге АТР (сейчас он 59-й — А.К.). .
— Еще более впечатляющий взлет совершил Андрей Голубев, который сейчас является 36-й ракеткой мира. Насколько, по вашему мнению, закономерен такой взлет?
— Андрей в течение всего года играл достаточно хорошо, а победа в Гамбурге принесла ему много очков, поэтому все закономерно. Конечно, это произошло не вдруг, не просто так — за его успехами стоят талант и труд. Прогресс Андрея по достоинству оценила Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP), вручившая ему премию «Прорыв года».
— Про Михаила Кукушкина говорят, что он очень капризный. Это правда?
— Миша — добродушный парень. Но он очень скрупулезный, и даже те вещи, которые другим кажутся мелочью, для него очень существенны. Если он, например, почувствует, что натяжка на ракетке недостаточно хороша, то начнет возмущаться, потребует натянуть правильно. Это не каприз, а проявление серьезного подхода к своей профессии. Есть в характере Миши еще одна особенность: чем сложнее ситуация во время матча, тем более собранным он становится, и это позволяет ему принимать на корте правильные решения, находить дополнительные резервы для усиления игры.
— А что скажете о других наших игроках?
— Андрей Голубев в общении очень прост и всегда легко идет на контакт. У них с Мишей разные, порой даже взаимоисключающие взгляды на игру. Но это не мешало Андрею, впрочем, как и всем другим в команде, помогать Мише перед встречей с Вавринкой. В частности, Андрей все время советовал Мише, чтобы он принимал подачи соперника ближе к линии, даже входя в корт. Дело в том, что на тот момент Кукушкин чувствовал себя не вполне уверенно и на тренировках предпочитал принимать подачу, стоя далеко от линии. Но во время игры он последовал советам Андрея и тренера-консультанта Эрика Ван Харпена, что принесло эффект.
Юра Щукин — самый взрослый и самый опытный игрок в команде. А еще он — трудоголик. Возможно, Юра не так одарен от природы, как Андрей или Миша, и поэтому он всего добивается через большой объем работы. А в игре, как бы сложно ни приходилось, он выкладывается полностью.
Евгений Королев пока не играл за Казахстан в розыгрыше Кубка Дэвиса, но был в заявке. Он проходил реабилитационный период после травмы. Надеюсь, что в наступающем году Женя поможет команде — причем, возможно, уже в мартовском матче с чехами.
— На что сборная Казахстана может рассчитывать в этом матче, дебютном для нас в Мировой группе?
— Состав, скорее всего, будет прежним — Голубев, Кукушкин, Щукин и Королев. Нас будут принимать в маленьком чешском городке в закрытом зале с трибунами, рассчитанными на 10 000 зрителей, причем только десять процентов мест будет выделено болельщикам нашей сборной. Так что, пользуясь случаем, хочу призвать казахстанцев поехать и поболеть за наших теннисистов. Шансы у нас, конечно, есть, но нужно посмотреть, в какой форме подойдет, например, Голубев, потому что ему перед этим стартом предстоит достаточно много ответственных выступлений.
— Почему казахстанские теннисисты не участвовали в летних Азиатских играх?
— Причина в том, что организаторы турнира то ли не сумели, то ли не захотели наладить систему информирования. У них, видимо, появился повод не допустить двух наших игроков — Михаила Кукушкина и Сесиль Каратанчеву, и в принципе они этот шанс использовали сполна. Как заявил главный судья соревнований, он якобы не смог выйти на контакт ни с нашей федерацией, ни с Национальным Олимпийским комитетом. Лично мне в это не верится. Жеребьевка была проведена до прилета команд, и это не позволило нашим теннисистам принять участие в Азиаде.
— Поговорим о наших женщинах-теннисистках. Каковы перспективы казахстанской команды в розыгрыше Кубка Федерации?
— Пока я за женскую сборную не отвечаю, но на повестке дня уже стоит вопрос о привлечении меня в качестве ее капитана на турнир зоны Азии/Океании, который состоится в Таиланде в конце января — начале февраля. Что касается перспектив, то могу сказать следующее: какая задача стояла перед мужской сборной, такая должна стоять и перед женской-то есть выход в Мировую группу. Относительно того, в какой форме каждая из наших спортсменок подойдет к участию в этом турнире, пока ничего не могу сказать. Например, Галина Воскобоева очень много пропустила из-за травмы и сейчас продолжает восстанавливаться.
— В женской сборной только одна наша теннисистка — Зарина Дияс…
— Да, она уже входит во взрослую команду. Большую часть времени Зарина проводит в Чехии, где живет ее семья. Вы, наверное, заметили, что сейчас она играет достаточно мощно, прибавила в тактическом плане. В общем, заметно выросла как игрок.
— Как вы думаете, если бы Зарина тренировалась не в Чехии, а в Казахстане, смогла бы она так «засветиться» на «Кубке Кремля», где выиграла у самой Елены Янкович?
— Живя и тренируясь здесь, сложно так часто выезжать на турниры, как это могут позволить себе теннисисты из европейских стран. К тому же там много различных теннисных академий, и вообще в Европе наш вид спорта пользуется огромной популярностью. Например, Сербия — небольшая и небогатая страна, но сколько в ней выросло «звезд» мирового тенниса! Сейчас казахстанская федерация тоже серьезно взялась за развитие этого вида спорта в нашей стране, за подготовку резерва — в регионах создаются теннисные центры, организуется подготовка кадров.
— Привлечение «легионеров» воспринимается в нашем спортивном сообществе неоднозначно. А каково ваше личное отношение?
— Это распространенная международная практика, а в теннисе тем более. Например, если взять игроков, представляющих США, то, наверное, восемь из каждых десяти родились и выросли в других странах. И потом, это же здорово, что в нашей команде есть теннисисты такого высокого уровня. «Сборники» приезжают на чемпионат Казахстана, играют с молодыми ребятами, для которых это крайне важно с точки зрения профессионального роста. И еще один неоспоримый плюс — на международных турнирах, многие из которых транслируются по телевидению на весь мир, вместе с фамилиями теннисистов звучит название нашей страны, а это уже вопрос ее престижа.
— А какие-то минусы в приглашении «легионеров» вы видите?
— Больших минусов я не вижу. С целью популяризировать теннис в Казахстане, дать толчок его развитию были привлечены спортсмены, которые ранее не выступали за сборную России и согласились представлять нашу страну. Польза от этого оказалась обоюдной. Благодаря Голубеву, Кукушкину, Щукину сборная Казахстана вошла в число 16 лучших команд мира, а сами они заметно повысили уровень своей игры, поднялись в рейтинге АТР. Общаясь с ними, я вижу, как они заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее подрастало новое поколение, которое сможет прийти им на смену в будущем. Во время сборов мы привлекаем в качестве спарринг-партнеров молодых казахстанских теннисистов, для которых это настоящие уроки мастерства. Кроме того, Андрей, Михаил и другие члены сборной охотно дают мастер-классы. Они понимают, что профессиональному спортсмену очень сложно пройти весь год без травм, а значит, должны быть игроки, готовые в случае необходимости заменить их.
— А есть на горизонте такие теннисисты?
— Есть, и это те спортсмены, которые за счет нашей федерации уже год находятся на стажировке в Европе, — Денис Есеев, Алексей Нестеров, Булат Мамыр, Алена Немчина, Камилла Керимбаева, Залина Хайруддинова. Также могу назвать молодого теннисиста Сержана Есенбекова. У него очень хорошие данные, но пока он не показывает те результаты, на которые мы рассчитываем. Федерация поддерживает Сержана, достаточно часто предоставляя ему wild-card, то есть свободный допуск к участию в основной сетке турниров, проводимых на территории Казахстана. На последнем турнире в Усть-Каменогорске он сыграл хорошо, уступив только в финале. Но ему надо расти дальше, и все зависит от него самого. А еще федерация пытается решить очень сложную проблему, связанную с подготовкой тренеров и их мотивацией. Те часы, которые тренер должен отработать в ДЮШОР, в каком порядке и в каком количестве — все это применительно к теннису устарело, и здесь кроется корень зла. Сейчас федерация реализует проект «Team Kazakhstan», в рамках которого ребенок в составе группы, состоящей из трех человек, получает в зимний период 18-часовую нагрузку еженедельно. Летом, конечно же, больше. А для ДЮШОР это непозволительная роскошь — там совершено другие нормативы. И данную проблему надо как-то решать. Есть наставники, которые работают на одном энтузиазме, получая месячную зарплату в 25 тысяч тенге, но большинство, понятное дело, предпочитает заниматься с платными группами или персонально с клиентом — вместо того, чтобы воспитывать юные дарования. Поэтому федерация тенниса пытается мотивировать тренеров грантами, поощрениями, стипендиями, различными льготами.
— Будут ли привлекаться в сборную доморощенные теннисисты?
— В 2010 году, когда был травмирован Королев, в команду привлекался Сержан Есенбеков. В матчах он не участвовал, но ездил с нами на сборы в Китай. Думаю, в будущем в сборной появятся воспитанники казахстанского тенниса.
— В чем заключаются ваши обязанности как капитана сборной?
— Это не столько должность, сколько почетная обязанность. На мне лежат поддержание духа игроков и решение административных вопросов. Составляю расписание тренировок, добиваюсь того, чтобы каждый теннисист получил все необходимое — питание, массаж, инвентарь. Иначе говоря, я должен создавать благоприятные условия для тренировок и выступлений.
— Вы все еще тренируете главу государства?
— Откуда такая информация?! Нурсултан Абишевич находится в хорошей физической форме. В том числе, наверное, и потому, что при таком насыщенном графике работы успевает уделять время и спорту. Он — уникальный человек, а такого политического деятеля нет во всей Азии. Желаю ему долгих лет жизни.
— Наверное, волнуетесь, когда он приходит на корт?
— Волнение всегда присутствует. И я внимателен к его любому движению, к любому сказанному слову, потому что находиться рядом с президентом страны очень почетно и, конечно же, ответственно.
Аида Касымбаева. Источник: Sports.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!