Футбол. Что случилось с «Шахтером»?



Сначала громкое расставание с Асланом Дарабаевым, Иваном Перичем и еще несколькими основными игроками, потом — неудача в квалификации Лиги Европы, а дальше — безвыигрышная серия, длившаяся несколько месяцев. Ну и заключительным аккордом стало отчисление вратаря-«баночника» Сергея Сараны, белорусского хавбека Алексея Сучкова и полузащитника сборной Казахстана Сергея Скорых.

Где деньги?

Уже не секрет, что у футболистов и работников ФК «Шахтер» были проблемы с получением заработной платы. Несколько месяцев игроков «кормили завтраками». А ведь у многих есть дети. Да, не спорю, футболисты получают неплохие деньги, но все-таки раз с ними заключены контракты, платить надо вовремя. Конечно, если клубу дорога его репутация. Дошло даже до абсурда — провайдер отключил официальный сайт «Шахтера» за неуплату.

Возникает вопрос: куда же делись несколько миллионов долларов, выделенных клубу руководством области и АО «АрселорМиттал Темиртау»? Либо ими неграмотно распорядились, либо… Впрочем, не будем строить догадок.

— Задержки были, но все условия клуб выполнил, — рассказал корреспонденту «Sport&KS» босниец Алдин Джидич. — До этого в моей карьере подобного не было.

Европейский конфуз

В стартовом квалификационном раунде Лиги Европы «Шахтеру» достался крепкий польский «Рух». Домашний матч «горняки» провели намного лучше соперника, первыми забили, но из-за ошибок голкипера Сергея Сараны, подменявшего травмированного Александра Григоренко, проиграли. В ответном поединке в Польше Сарана таких грубых ошибок не совершил, но теперь уже защитники сыграли не лучшим образом и позволили «Руху» забить один мяч. Гол Андрея Финонченко, забитый ранее, был отменен арбитрами, усмотревшими офсайд.

— Нам не хватило опыта игр в Европе, — считает Алдин Джидич. — Если бы мы каждый год участвовали в таких турнирах, то смогли бы преодолеть «Рух» без проблем, а так…

— «Рух» мы бы смогли обыграть, просто нам не повезло, — согласен с одноклубником сербский защитник Саша Джорджевич.

Вот так, превзойдя соперника по игре, но проиграв по счету, «Шахтер» был вынужден сложить оружие.

Сначала — вирус, затем — травмы

Весной в «Шахтере» болела большая часть команды, в том числе даже главный тренер Владимир Чебурин. Но то была банальная простуда. Когда от нее все благополучно излечились, начались куда более серьезные недуги.

Еще в прошлом году выбыл из строя Михаил Глушко. Талантливого футболиста и капитана карагандинцев мы сможем увидеть на поле только в следующем году. Ни одного матча по медицинским показаниям не провел и Ильнур Мангуткин, который в прошлом году был одним из тех, кто определял игру команды.

Во время предсезонных сборов травмировался хорват Младен Хасийа. Залечив колено, он провел четыре матча, в том числе и победный для «Шахтера» против «Актобе». В этом поединке он смотрелся очень даже прилично, но в тот вечер блистала вся команда. Младен оставил неплохое впечатление, к тому же три матча с его участием «горняки» выиграли. Однако летом Хасийа был отзаявлен.

До старта в Лиге Европы проблемы со здоровьем имели также форвард Сергей Шафф и хавбек Вадим Боровский. А уже перед матчем с «Рухом» на тренировке сломал пальцы Александр Григоренко. Капитан «горняков» и душа коллектива, он не играл месяц. Не зря говорят, что вратарь — половина команды. Сарана не смог стать достойной заменой Григоренко ни в Лиге Европы (о его ошибках в матче с «Рухом», приведших к поражению «Шахтера», мы уже говорили), ни в национальном чемпионате. Исключением можно назвать лишь игру с «Таразом».

Затем выбыл до конца сезона Алексей Данаев. Его потеря оказалась очень чувствительной для команды, ведь в нынешнем «Шахтере» он является оплотом обороны.

Несколько месяцев вне игры провел и Гедиминас Вичюс — литовский хавбек был прооперирован. До этого он не только успешно играл в середине поля, но и сам забивал. Поэтому его потеря тоже не прошла незаметно для команды.

Небольшие проблемы со здоровьем имел Александр Кислицын, но, к счастью, все обошлось. А вот у его партнера по клубу и сборной Сергея Скорых были более серьезные неприятности — футболиста даже пришлось оперировать. Ближе к концу сезона он выздоровел, но на оптимальный уровень формы так и не вышел. Больше лечился, чем играл, хавбек Игорь Пикалкин.

Замучили травмы и Андрея Финонченко, который является главным звеном в атакующей цепи «Шахтера», что тоже не могло не сказаться на игре команды. Пришлось отряжать в нападение Алдина Джидича, который в заявке числился как защитник. Босниец забивал, но его связка с Джимми Мулисой выглядела грозной только в теории, а на практике комбинировать у них не особо получалось. Отсюда и результативность — «Шахтер» забил меньше, чем любая другая команда из первой шестерки. Хотя по именам атакующая линия «Шахтера» — одна из лучших, если не лучшая, в Казахстане.

Порча?

После каждой игры теперь уже бывший тренер Владимир Чебурин сетовал на низкую реализацию голевых моментов. Редкие матчи команда играла «вторым номером», угрозы воротам соперников она создавала часто, но голов — кот наплакал. Для сравнения: в прошлом году «Шахтер» забивал в среднем за матч 1,92, а в нынешнем — 1,00, то есть почти вдвое меньше. Да, отчасти это можно объяснить тем, что в сезоне-2010 приходилось чаще играть с сильнейшими клубами, нежели с аутсайдерами, и тем не менее… А ведь в команде и форварды высокого класса вроде бы имелись, и снабжать их мячами было кому. Во второй половине чемпионата в «Шахтер» был призван Джимми Мулиса — и главным образом, именно для решения этой проблемы. Однако африканец, хоть и выделялся активностью, но за четыре месяца, проведенных в карагандинской команде, так и не забил ни одного мяча. По игре видно, что Джимми — форвард довольно высокого класса, может «открыться», да и удар у него хороший. Но все — мимо ворот…

— Я старался, но что-то не везло, — оправдывается руандиец. — Хотелось бы проявить себя в следующем сезоне, но не знаю, буду ли я дальше играть в «Шахтере».

Некоторые журналисты и болельщики с трибун советовали команде обратиться к высшим силам, дабы устранить порчу. Может, и вправду стоило, ведь результата как не было, так и не появилось…

Оркестр без солиста…

Хотя после каждого матча футболисты «Шахтера» повторяли, что в команде хороший психологический климат, верится в это с трудом, поскольку обычно когда не все получается, в коллективе наблюдается эмоциональный спад. Решить эту проблему руководство «горняков» пыталось визитом в шахту. Но спустя несколько дней «Шахтер» все равно проиграл «Локомотиву».

Создавалось ощущение, что команда разделена на группировки — это было заметно даже по тому, как игроки выходили из раздевалки: молодежь отдельно, иностранцы сами по себе, а Скорых с Сучковым даже домой уезжали вместе, а потом вместе же нарушали режим (по крайней мере, такова официальная версия руководства). «Шахтеру» не хватало лидера, такого, как, к примеру, Смаков в «Актобе», который мог бы в нужный момент «зажечь» партнеров, повести их за собой.

… и дирижера

Виноватым во всем руководство «Шахтера» во главе с исполнительным директором Аскаром Абильдаевым посчитало теперь уже бывшего главного тренера Владимира Чебурина, который за несколько туров до конца чемпионата перед полуфинальным матчем Кубка страны с «Ордабасы» был отправлен в отставку. Абильдаев взвалил на свои плечи обязанности тренера, но с ним команда в семи матчах одержала лишь одну победу, зато потерпела пять поражений (с учетом кубковых поединков), в том числе три — дома, на виду у своих болельщиков.

До этого «казахстанский Карпин» очень часто вмешивался в работу «отечественного Моуринью». Тем самым Абильдаев исподволь давал понять Чебурину, где его место, и демонстрировал футболистам, «кто тут главный». Конечно, Владимир Николаевич упал в глазах игроков, и они не выходили на поле спасать его.

… Зачем нужно было оставлять Чебурина в «Шахтере» тренером по «физике»? Неужели это и есть какие-то подводные камни в политике исполнительного директора?

Любимчик Таттыбаев

Ничего не имею против молодых футболистов «Шахтера», но не все они соответствуют уровню премьер-лиги. Если про Игоря Пикалкина и Григория Дубкова можно говорить только хорошее, то частое появление в «основе» Айдоса Таттыбаева вызывало вопросы. Вроде бы молодой форвард старался, но чего-то ему не хватало. Необязательные потери мяча, склонность к индивидуальной игре в ущерб командной — это все тормозило атаки «Шахтера». И вместо того, чтобы нанести завершающий удар, партнеры Айдоса вынуждены были возвращаться назад, а соперник убегал в контратаку, как это случилось, например, в матче с «Жетысу». В прошлом году мне приходилось наблюдать за игрой Таттыбаева в первой лиге за «Гефест», но и там он не блистал. Может, и вправду у Айдоса есть влиятельные родственники в эшелонах областной власти? Не зря же об этом говорят на трибунах. Как говорится, дыма без огня не бывает….

Но тренерский штаб продолжал доверять Айдосу, хотя в его распоряжении были и другие игроки. Взять, к примеру, «дублеров». Тот же Никита Бильдинов удачно играл за «основу» в начале сезона, даже порадовал голом в ворота «Кайрата», да и в «дубле» отличался регулярно. Есть еще не по годам возмужавший 17-летний Виталий Ли, который нынешним летом перебрался в стан «горняков» из «Казахмыса».
Начать с чистого лица

Конечно, не стоит забывать и про «синдром второго сезона», который часто беспокоит недавних дебютантов. Владимир Чебурин это испытание не выдержал, впрочем, как и Аскар Абильдаев, который тоже второй год управляет ФК «Шахтер». Увы, сдали и многие игроки. Но теперь у карагандинцев будет новый главный тренер, так что придется начинать все с чистого листа.

Каким будет «Шахтер» образца 2011 года? Поживем — увидим…

Габдулла Айгозин Источник: Республиканская газета «Sport&KS»

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: