Новости
14 ноября 2008 12:40

Блицкриг удался

В Алматы  прошел чемпионат мира по блицу, собравший очень сильный состав участников. и сам факт его проведения, и высокое 7-е место, которое занял в столь солиднейшей компании казахстанец Муртас Кажгалеев, думается, навсегда войдут в историю отечественных шахмат.

Модератор спасский

Турниру предшествовали брифинги участников чемпионата. Проходили они весьма интересно, и журналисты могли еще раз убедиться, что шахматисты разительно отличаются от большинства других спортсменов -  за словом в карман не лезут (наверное, только Гата Камский отвечал односложно), обладают чувством юмора - правда, это иногда мрачный юмор. Свою лепту в то, чтобы это общение прошло живо и неформально, внес Борис Спасский, 10-й по счету чемпион мира, которому ни за что не дашь его 70 с лишним лет. Он, как и его давний соперник Виктор Корчной,  приехал на турнир в качестве члена апелляционного комитета (забегая вперед, скажем, что им, а также председателю комитета Болату Асанову по сути работы так и не нашлось, поскольку сколько-нибудь конфликтных ситуаций за шахматными столами не возникало). Когда разговор касался специфических шахматных тонкостей, он брал на себя роль и модератора, и переводчика, при этом  пытаясь затеять что-то вроде дискуссии. В частности, он опросил буквально всех участников по поводу предложенного организаторами контроля времени - по пять минут каждому шахматисту на партию без добавления секунд за каждый ход. Большинство высказалось в том плане, что для них нет особой разницы, хотя некоторые все же отметили, что привыкли играть с добавлением и что такой вариант в большей степени отвечает логике шахмат. Кстати,  наш известный гроссмейстер, главный тренер сборной Казахстана Евгений Владимиров уже после завершения турнира, отвечая на вопрос автора этих строк, выразил более чем скептическое  отношение к такому контролю времени, при котором участник, даже имея в минусе целую ладью, не сдается и продолжает партию:  "Даже на первенстве колхоза такие вещи считаются, мягко говоря, некорректными. А тут все-таки чемпионат мира".

Во время брифингов участники отдавали должное организаторам турнира за хорошие условия проживания и питания, отмечали радушие хозяев. При этом они оговаривались, что самая главная проблема впереди - это то, как электроника выдержит темп игры (назавтра станет ясно, что она в основном выдержала). Много вопросов было задано 33-летнему уральцу, главной надежде казахстанских любителей шахмат Муртасу Кажгалееву и бывшему алматинцу Владиславу Ткачеву, который сейчас живет во Франции (кстати, в прошлом году он стал чемпионом Европы по блицу). В частности, Муртас сказал, что для него само участие в турнире столь высокого уровня является очень почетным. Владислав же, вспомнив свои алматинские годы, заметил, что догадывается, сколь много людей, с которым он здесь пересекался по жизни, будут следить за его выступлениями на турнире, и что он очень не хотел бы их разочаровать. Кроме того, Ткачев довольно обстоятельно ответил на вопросы,  касающиеся его предложений и проектов, которые направлены на популяризацию шахмат в мире. Эта тема заслуживает отдельного разговора, к которому мы в будущем еще вернемся.

Представлявшие Азербайджан Теймур Раджабов и Шахрияр Мамедьяров (соответственно 8-й и 14-й номера мирового рейтинга) рассказали о том, насколько в их республике популярны шахматы. По их словам, шахматы являются чуть ли не видом спорта номер 1  и пользуются большой поддержкой в стране. Когда-то  очень многое для Гарри Каспарова сделал Гейдар Алиев, и сегодня эти традиции продолжает его сын, нынешний глава государства Ильхам Алиев. Он, как минимум, три-четыре раза в год встречается с ведущими шахматистами  Азербайджана, 2008-2012 годы объявлены в республике пятилеткой шахмат. Отсюда и успехи представителей этой страны на международном уровне.

Перед началом турнира состоялось и несколько других интересных событий - сеанс одновременной игры, который дал 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, чествование восьмилетней Жансаи Абдималик, которая совсем недавно стала чемпионкой мира в своей возрастной группе (это первенство прошло во Вьетнаме).

Успех Муртаса

Так распорядился жребий, что уже в первом туре Кажгалеев и Ткачев встретились друг с другом. Партия не выявила победителя - ничья. Затем Кажгалеев сел за один шахматный стол с Камским. Напомним, что этот экс-россиянин, выступающий сейчас за США, во второй половине 1980-х считался самым талантливым юным шахматистом в мире, ему прочили великое будущее. В 1996 году, будучи в 22-летнем возрасте, он играл с Карповым матч за звание чемпиона мира ФИДЕ (тогда в шахматном королевстве  произошел раскол), и, потерпев поражение,  почти на десять лет ушел из спорта. Вернувшись, Гата выиграл Кубок мира 2007 года, что дало ему право на проведение матча с болгарином Веселином Топаловым (победитель затем должен сыграть с Виши Анандом за звание абсолютного чемпиона мира). Но пока организация этого поединка находится под вопросом.

Кажгалеев выиграл у Камского, а тем временем Ткачев победил Кришнана Сашикирана из Индии, и Муртас с Владиславом оказались в числе лидеров. Но затем дела у них не заладились.  К большому перерыву (были еще небольшие, пятиминутные - между партиями), который стал как бы промежуточным финишем, они  подошли, имея 3,5 очка из 8  возможных и находясь сразу за первой десяткой.  Лидировали же россиянин Александр Грищук, кубинец Лейньер Перес Домингес - по 6 очков, россиянин Петр Свидлер и  Раджабов -  по 5,5.

Немного передохнув, Кажгалеев заиграл увереннее. Перед последним туром он с 7 очками делил  8-10 места с Камским и Борисом Гельфандом из Израиля, а из шахматистов, располагавшихся выше,  мог опередить только россиянина Александра Морозевича, который имел на  пол-очка больше. И именно с ним предстояло сразиться Муртасу. Морозевич - не просто очень сильный гроссмейстер, на сегодня он является вторым в мировом рейтинге, уступая только Топалову. Тем не менее, Кажгалеев его победил, тогда как имевшие одинаковое с ним количество очков Камский и Гельфанд свои партии  проиграли. Таким образом, казахстанец занял чистое 7-е место.  Причем особенно хорошо он сыграл во второй половине турнира - 4,5 очка из 7 возможных. Ткачев стал 11-м. А звание чемпиона мира досталось Домингесу, который оказался единственным, кто не проиграл ни одной партии.

Во время большого перерыва автор этих строк спросил у Евгения Владимирова, как он оценит выступление Муртаса, если тот наберет половину возможных очков или войдет в первую десятку. Ответ был примерно таким: "При таком составе участников это будет блестящий результат". А уже после окончания турнира Владимиров оценил 7-е место Кажгалеева как выдающееся достижение. Что же касается нового чемпиона мира по блицу, то, по мнению главного тренера сборной Казахстана,  он играл сильно, но на первое место, по большому счету, все же не наиграл. 

Кубинец получил чек на 80 тысяч швейцарских фраков (примерно 70 тысяч долларов США). Суммы призовых занявших второе и третье места Иванчука и Свидлера  составили соответственно 50 тысяч и 30 тысяч. Нашему Кажгалееву достались 12 тысяч, Ткачеву - 7 тысяч.

Спустя  три дня после чемпионата мира по блицу, Муртас вместе с партнерами по сборной Казахстана вылетел  в немецкий Дрезден на Всемирную шахматную Олим­пиаду.

Женис БАЙХОЖА

 

Из первых уст

Сразу по окончании турнира журналисты обступили Муртаса Кажгалеева, который постарался ответить на все их вопросы.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Я очень доволен.

- Вторую часть турнира вы провели сильнее, чем первую…

- Да, перед большим перерывом я начал "проседать", почувствовал, что игра идет тяжело, и пауза пошла мне на пользу - у меня как бы открылось второе дыхание.  В блице партия длится очень недолго, но ходов надо сделать много, причем нужно делать максимально лучшие или хотя бы хорошие ходы. Конечно, ошибки - это часть игры, особенно в блице, и мне, я думаю, где-то удавалось допускать их реже, чем моим соперникам.

- Можете вспомнить партию с новым чемпионом мира?

- Домингес у меня выиграл, причем довольно убедительно. Он применил новый для меня ход, и  мои раздумья, к сожалению, не дали положительного результата. Позиция была сложная, но с его преимуществом. В целом он играл лучше,  чем я, и победил заслуженно. Да, какие-то партии я проиграл обидно, но что касается Домингеса, то он выиграл у меня по делу. Так же, как и Иванчук.

- И какое поражение было самым обидным?

- Вот так сразу ответить трудно. Кстати, я сам с большой долей везения выиграл у египетского шахматиста, а вот победы над Камским и Морозевичем, я думаю, были достаточно убедительными.

- А какую  партию со своим участием вы бы выделили особенно? 

 - Наверное, самой запоминающейся стала победа над Юдит Полгар, которую я безмерно уважаю. Хорошие партии получились в играх  с  Камским и Морозевичем. Заметьте, все это шахматисты с мировым именем.

-  На что вы рассчитывали до турнира?

-  Любой шахматист, если он, конечно, не является одним из лидеров мирового рейтинга, вначале хочет не оказаться последним, а потом играет от партии к партии. Я не заглядывал в турнирную таблицу вплоть до последнего  тура, и только тогда, когда  осталось сыграть одну партию, посмотрел в нее и увидел, что отстаю от Морозевича на пол-очка и делю 8-10 места с Камским и Гельфандом. Еще подумал тогда, что было бы  хорошо выиграть у Морозевича, тем более что у меня были белые фигуры. Вообще в блице трудно играть на ничью, здесь каждый играет на победу.

- Волновались перед последней партией?

- Нет. Я настраивался по формуле одного моего друга: "Я очень хочу выиграть, но не боюсь проиграть".

- Как оцениваете организацию чемпионата?

- Я  побывал в 32-х странах и могу сказать, что по уровню организации это один из лучших турниров, в которых мне довелось участвовать.

- Вы и дальше будете активно участвовать в соревнованиях по блицу?

- К сожалению,  в мире проводится не так много турниров по блицу. Между тем, вы сами наверняка убедились, насколько это интересно и зрелищно. Каждый из нас сыграл по 15 партий, в течение одного дня определился новый чемпион мира. В прошлом году я специально ездил в Москву, чтобы в качестве зрителя побывать на чемпионате мира по блицу, посмотреть, как играют ведущие шахматисты. А теперь мне посчастливилось самому попасть в их компанию. А вообще я собираюсь играть во все виды шахмат, с любыми видами контроля - классические, быстрые, блиц.

- А  классические шахматы вам даются лучше?

- Не думаю. Но я надеюсь, что буду прибавлять и в "классике".

Источник: Central Asia Monitor

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!