В первом "Алматы Марафоне" приняли участие лишь 2500 бегунов. Через время, в восьмом по счету событии бежали уже почти 17 тысяч человек. Как удалось проделать путь от небольшого городского забега к крупнейшему беговому массовому соревнованию Центральной Азии за столь короткий срок? Об этом в интервью Vesti.kz рассказала исполнительный директор корпоративного фонда "Смелость быть первым" Салтанат Казыбаева.
- За счет чего марафон так успешен?
- Безусловно, залог успеха любого проекта - это слаженная работа команды и налаженные процессы. В нашем коллективе каждый сотрудник отвечает за свой функционал и контролирует свою зону. Каждый из нас болеет за "Алматы Марафон" и заинтересован в его развитии.
- За человеческими вложениями стоят и финансовые. Многие до сих пор уверены, что делается марафон за счет налогоплательщиков, из средств госбюджета. Сколько и кому стоил последний марафон?
- В 2019 году он стоил 185 миллионов 885 тысяч 164 тенге. Расходы по организации марафона покрывают только спонсоры, регистрационные взносы участников направляются на формирование стартовых пакетов и на реализацию благотворительной цели.
По сравнению с прошлым годом стоимость организации увеличилась на 70 процентов. В первую очередь это связано с тем, что на три тысячи человек возросло и количество участников. Увеличение стоимости организации также связано с ростом цен от поставщиков, в среднем от семи до 12 процентов. Также в этом году были дополнительные расходы на ремонт и закуп комплектующих для хронометражного оборудования.
- Где вы нашли более 185 миллионов тенге на проведение события?
- За восемь лет проведения "Алматы Марафона" мы построили прочные партнерские отношения с бизнесом. Для компаний это возможность быть причастными к социально значимому проекту и приобщать сотрудников к здоровому образу жизни. Это событие интересно и новым брендам, мы регулярно получаем предложения о сотрудничестве. Также нас всегда поддерживает акимат города. Помимо помощи в организационных моментах (перекрытие дорог, реклама), в рамках социальной программы "Алматы Спорты" акимат города оказывает финансовую поддержку, напрямую оплачивая некоторые расходы поставщикам (обеспечение музыкальным оборудованием, монтажные работы, транспортные расходы).
- А как финансируется функционирование вашей команды?
- Их полностью перекрывает доход от коммерческой деятельности и взносы учредителей корпоративного фонда "Смелость быть первым". В качестве коммерческой деятельности наша команда оказывает, например, услуги по хронометражу на различных спортивных соревнованиях по всему Казахстану. В этом году мы принимаем участие в качестве подрядчиков на спортивном соревновании по шоссейному бегу, участников там около 10 тысяч.
- Давайте разберемся, на что, собственно, тратилась сумма в 185 миллионов - стоимость марафона этого года?
- Начнем со стартовых пакетов. В состав стартового пакета входят медаль финишера, стартовый номер с чипом, пояс для участников команд Экиден, сумка, футболка и прочее. Соответственно, стоимость стартового пакета разная - от 2500 тенге до 7300 тенге. В итоге только стартовые пакеты обошлись в 49 548 858 тенге. Идем дальше. Призовой фонд - это 4 миллиона 979 тысяч 733 тенге с учетом налогов. За изготовление и размещение фото-, видео- и прочей рекламы мы заплатили 19 миллионов 102 тысячи 893 тенге. Оборудование и инвентарь - 16 миллионов 262 тысячи 327 тенге. Здесь речь в том числе об оборудовании для считывания показателей участников забега. Его мы в этом году обновили.
Еще 10 миллионов 888 тысяч 55 тенге ушло на вспомогательные материалы и полиграфию. Это стикеры, плакаты для болельщиков, указатели и таблички по трассе, бланки для участников, шары для оформления, флаги, памятки для иностранных пользователей. Не последнюю роль в оценке любого марафона играет и организация стартового городка. На наш, с новым форматом камер хранения личных вещей участников, мы потратили 19 миллионов 539 тысяч 642 тенге. Изменилась система маркировки вещей участников в камере хранения. За основу взята уже отработанная система учета и хранения вещей при авиаперевозках, когда на рюкзак участника наклеивалась специальная идентификационная лента, а на номер участника - стикер с аналогичным номером.
- Я, так понимаю, это еще не все…
- Конечно. Все наши подготовительные программы осознанного бега в течение года (это открытые тренировки, лектории по осознанному бегу, разбору трассы, создание и наполнение YouTube-канала "Смелость быть первым") стоили более 28 миллионов. Более 11 с половиной миллионов мы заплатили на информационные работы (ведение страниц марафона в социальных сетях, e-mail-рассылки, ведение сайта). Перед стартом каждый участник получил свой стартовый пакет на нашей спортивной ярмарке.
Ее мы традиционно проводим за пару дней до марафона. Это обошлось нам в сумму более шести миллионов тенге. Точки питания (бананы, стаканчики ) - еще 6,5 миллиона. По беговой трассе нужно расставлять турникеты. Вместе с расходами на транспорт мы потратили на это 4,5 миллиона тенге. А были еще расходы по организации волонтеров, их обучению, организации помещения для сбора стартовых пакетов, униформе, трансферу на ответственные точки контроля по дистанции во время проведения марафона. Это немногим меньше 4 миллионов тенге. Были еще расходы на производство имиджевой продукции (футболки, брелоки, фляжки, аксессуары) порядка 3,5 миллиона.
- А сколько средств направляется на благотворительность и откуда берутся эти средства?
- На благотворительные цели направляется часть регистрационных взносов участников после формирования стартовых пакетов. "Алматы Марафон", как Нью-Йоркский, Бостонский и Лондонский, не является целиком и полностью благотворительным. В прошлом году как обычно для марафона этого года были выбраны цели. Стоимость воплощения их в жизнь - более 25 миллионов тенге. К слову, в прошлом году на благотворительность мы направили 16 миллионов тенге. Помимо этого каждый год выделяются слоты для безвозмездного участия в старте представителей малообеспеченных семей и людей с особыми потребностями, в этом году приняли участие 42 человека.
- Я знаю, что в прошлом году вы построили детские спортивные площадки в хосписе для детей с онкологией, школе-интернате для детей с нарушениями зрения в Есике и коррекционной школе-интернате №6 для детей с интеллектуальными нарушениями развития. Кому и чем марафон помогает в этом году?
- Мы строим универсальные спортивные площадки для алматинской областной школы-интерната №15. Средства также будут направлены на строительство спортивной площадки в фонде Pioneer Concept (на территории одноименного горного курорта), который реализует проект "Адаптивное катание на горных лыжах для детей с диагнозом "аутизм" и другими особенностями в развитии в условиях высокогорья".
За два года уже около 500 детей с расстройствами аутистического спектра прошли реабилитацию по этой программе. Надеюсь, с нашей помощью это число значительно вырастет. Среди благополучателей этого марафона еще и военно-патриотический клуб "Киров". Он был основан при "Проекте поддержки матерей-одиночек Алматы" на базе "SOS Детская деревня Алматы", в него вошли дети из 250 семей.
В 2018 году для клуба "Киров" был открыт летний палаточный лагерь "Сарбаз" и созданы отряды юных пограничников, морских пехотинцев и десантников. Мы построим скалодром для 125 юнармейцев. В среднем, с взноса каждого участника марафона мы отправляем 1520 тенге на благотворительность, и это, к слову, на 25 процентов больше, чем еще год назад.
- После печального случая в прошлом году вы усилили пропаганду ответственности за свое здоровье у участников. В этом году не было сильного недовольства автолюбителей. Да и бегуны в один голос говорили, что трассы в этом году организованы гораздо лучше. Вы растете и развиваетесь. Чего ждать от "Алматы Марафона" в ближайший год?
- Да, мы развиваемся, учимся у других, учимся на своем опыте, прислушиваемся к мнению участников и горожан - нам важно видеть наши проекты со всех сторон и делать их лучше. В этом году мы усилили информирование о перекрытии дорог, добавили еще и смс-рассылку. Стали активнее говорить нашим участникам о необходимости проходить медицинские обследования, о важности сигналов собственного организма, провели лектории с участием врачей, выпустили материалы с комментариями кардиологов, эндокринологов и других экспертов, запустили акции с медицинскими учреждениями, увеличили количество медиков на трассах.
Впереди еще много работы, сообщество бегунов растет и все время обновляется. Важно, чтобы каждый, от новичка до профи, осознанно подходил к занятиям спортом. Мы продолжим проводить открытые тренировки с профессиональным тренером по бегу, в работе съемки серии роликов о технике бега, медицинскому чекапу. Мы переходим на спортивный YouTube-канал #Другой ты, где будем информировать и развивать беговую тематику. И мы хотим, чтобы у всех казахстанцев была возможность получать качественный контент о беге и любительском спорте. И мы приглашаем всех на девятый "Алматы Марафон", регистрация на который откроется в конце августа.
Фото: пресс-служба "Алматы Марафона"
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!