Интервью
22 октября 2011 21:09

Велоспорт. Берик Купешов: Нацелен на Олимпиаду 2012!

Велогонщик Track Team Astana, член Национальной сборной РК по велотреку Берик Купешов готовится к участию в этапе Кубка мира по велотреку в Астане.

Журналист Александр Габченко встретился с ним и поговорил о перспективах велотрека, целях и личной жизни атлета.

- Берик, расскажи как попал на трек?
- В 2001 году, на летних каникулах, перед седьмым классом, пришел в секцию. Хотелось просто погонять на велосипеде. Житес Дауренбекович Сулейменов, мой первый тренер, принял в секцию, но персональный велосипед мне сразу не дали. Только через два месяца тренировок. И то, катался лишь по стадиону. А домой разрешили взять велосипед через пол года, когда я стал выигрывать на областных соревнованиях. Но тогда, меня уже приметил Виталий Николаевич Штыхлин из Республиканского спортинтерната для одаренных детей и скоро забрал в Алматы.

- Годы в спортинтернате не прошли даром?
- Нет! Шесть лет я провел под присмотром Штыхлина. Он и разглядел мои трековые характеристики. Уже через полтора года жизни в интернате, я добился призового места в гонках на алматинском велотреке. А еще через полтора, занял третье место на Чемпионате Азии среди юниоров в японской Осаке. Попутно выигрывал Чемпионаты Казахстана \"по андерам\", \"по мужикам\", и в 2007-ом вновь попал на Чемпионат Азии среди юниоров в Индию. Завоевал там первое место в групповой гонке и два серебра в командной и индивидуальной гонках.

- Травмы бывали?
- Всякое бывало. Самый серьезный случай, - меня сбила машина на велогонке в Чимкенте. Это был 2005 год. Выехали на откатку и какой-то пьяный водитель наехал на меня, а затем в столб врезался. С тех пор у меня спина побаливает.

- Родители легко отпустили в велоспорт?
- Мама сначала переживала, да и сейчас переживает, когда уезжаю на три-четыре месяца. Но я созваниваюсь, рассказываю о событиях. Мне кажется, родные привыкли к моим разъездам.

- Я слышал, у тебя уже собственная семья?
- Да, я женился пять лет назад и моему сынишке уже два года и четыре месяца. Его зовут Жан, немного по европейски получилось (умиленно улыбается).Так что у меня есть тыл. Семья очень поддерживает. Смотрят по телевизору велогонки и очень радуются когда я выигрываю.

- Откуда взялся этот \"европейский след\"?
- Я попал на стажировку в испанскую шоссейную команду Liberty Seguros в 2006 году. Там все оказалось иначе! Тренировки другие, питание другое, подход к велогонкам совершенно другой. Можно сказать, я заново начал заниматься велоспортом!

Прожил там шесть месяцев. К сожалению, случился большой скандал, когда главного гонщика Liberty Seguros Роберто Эраса уличили в допинге. Команда закрылась и я вернулся в Казахстан. Но в следующем году мне вновь повезло попасть на стажировку, в бельгийскую шоссейную команду Stores. Я пробыл там полгода и меня позвали в Astana Pro Team. В 2008 - 2009 годах я выступал за нашу профессиональную команду наряду с Винокуровым, Контадором, Армстронгом и жил в Италии. Это очень трудно, гонять за Astana Pro Team, но в то же время очень увлекательно. Жаль, я не потянул чуть-чуть и у меня не сложились отношения с казахстанской частью тренерского состава.

- Оглядываясь на этот зарубежный опыт, как ты оцениваешь систему подготовки в казахстанском велоспорте?
- Казахстан конечно отстает. И это даже не проблема денег, мы отстаем в общем развитии. Методика, интенсивность тренировок уступает даже той, что была у нас при СССР. Очень не хватает соревнований, а для начинающих гонщиков, это особенно важно. Нет четкой системы детских секций. А например, в Европе даже у самых маленьких, до 10 лет, уже есть свои кружки, свои велогонки. Команд множество и соревнования проходят по 2 -3 раза в неделю. При этом, отношение к ним как к празднику.

- Мне кажется в последние годы велоспорт в Казахстане приподнялся?!
- Прорыв есть, но он связан в основном с фамилией Винокурова. Я считаю, что у нас серьезно не хватает пропаганды велоспорта среди школьников и молодежи. Может проводить в школах лекции, встречи с гонщиками, что бы дети приходили в спорт? В Казахстане сейчас можно по пальцам пересчитать спортсменов. Качественных гонщиков от силы 50 человек.

- Это мало?
- В Европе, в рядовой гонке на выходных, по 200 человек стартует.

- Грядет Первый этап Кубка мира по велотреку. Впервые он пройдет в Астане на новом велодроме...
- Замечательно, что большой велоспорт приходит в Казахстан. Хочу сказать, в марте я был на Чемпионате Мира по треку в Голландии, наш столичный велодром не уступает тому, а если посмотреть на оформление здания, то и превосходит.

- Новый трек дает шанс на победу?
- Безусловно да. Но, не сразу конечно. Велотрек в Астане открыт всего как полгода, а к таким гонкам надо готовится по нескольку лет. Иностранные атлеты тренируются на треках, как наш столичный, регулярно. Нам же, после бетонного трека Алматы, предстоит адаптироваться. Ведь, это совсем другая работа. Надо понимать, - велотрек построили, команду Track Team Astana открыли, дайте чемпионов, - не получится. На результат необходимо кропотливо работать. Минимум три года надо. Сборы в Европе нужны, их уровень еще предстоит нагнать. Соревнования опять же. Лучшая тренировка - это соревнования. Там хочешь не хочешь из тебя все соки выжмут.

- Когда же казахстанским болельщикам ждать медалей?
- Я сейчас целенаправленно готовлюсь к Олимпиаде 2012 в Лондоне. Хочу завоевать лицензию, выступить и выиграть. По большому счету, все наши кубковые гонки сейчас, - работа на Лондон. Они дают атлетам очки. Но очки не так быстро собираются. Казахстан пропустил несколько рейтинговых гонок. До Олимпиады осталось, грубо говоря, пол года. Впереди всего четыре этапа Кубка мира и один Чемпионат Азии в феврале 2012-го. Это мало. Можем рассчитывать на одну - две не именные лицензии. Скорее всего, кто к Олимпиаде будет сильнее тот и поедет.

Таланты в Казахстане есть! Если государство уделит треку достаточно внимания, можно вырастить атлетов мирового уровня. Главное, разумно к этому подойти.

Автор: Александр Габченко

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!