Хоккей
18 июня 2009 11:04

Поминальная молитва / Хоккей

Сейчас бенди в Казахстане не на высоте
 
Когда-то в Казахстане была спортивная команда, которая являлась лучшей в СССР. Этот коллектив не единожды выигрывал золотые медали советского первенства, становился обладателем Кубка европейских чемпионов. Клуб назывался «Динамо», и базировался он в Алма-Ате.

В команде блистало много звезд, а одна из них — Евгений Агуреев стал лучшим голеадором союзного чемпионата за всю его историю. У Агуреева в «Динамо» был друг — Яков Апельганец (на снимке), ещё один признанный мастер бенди. 15 июня Апельганец скончался, и вчера в Алматы его предали земле. Прославленное же «Динамо» умерло намного раньше, с развалом Страны Советов. О жизни Апельганца и о жизни «Динамо» нашему изданию рассказывает Евгений Агуреев.

— Якову Ивановичу было 70 лет, — начал Агуреев. — Он всегда был бодрым, подвижным, регулярно делал зарядку, бегал на Медео. Здоровье у него пошатнулось только в последнее время, он страдал повышенным давлением. Его дети, сын Юрий и дочь Лена, тоже спортсмены, дочь до сих пор играет в Испании в хоккей на траве. Якова Ивановича все должны хорошо помнить, он мастер спорта международного класса, заслуженный тренер Казахстана и по хоккею с мячом, и по хоккею на траве, чемпион и многократный призер первенства СССР. Был замечательным игроком, а впоследствии стал прекрасным тренером. Он всю жизнь отдал спорту, вначале как игрок, потом как наставник, воспитал большое количество хоккеистов. За что бы он ни брался, все делал капитально. Был всестороннее развит, хорошо работал руками, частенько сам ремонтировал инвентарь, чинил клюшки. Был человеком с большой буквы. Яков Иванович приехал в Алма-Ату из Краснотурьинска раньше меня — в 60-е, вместе с Чехлыстовым, Бочковым и другими игроками. В то время я был пацаном и следил за выступлениями «Динамо» в Ульяновске, где тогда жил. Позже меня пригласили в «Динамо», и я стал одноклубником Якова Ивановича. Мы хорошо общались, на предматчевой тренировке разминались в одной паре, на выездных матчах проживали в одном гостиничном номере. Когда он стал тренером, мы все также поддерживали тесные отношения. На поле он был настоящий профессионал. Играл на позиции правого полузащитника, как мы говорим, был «бортовым». Часто плодотворно подключался к атакам, с его передач многие игроки забивали голы, в том числе и я. Никогда не проваливался, всегда успевал возвращаться в оборону. Был очень техничным хоккеистом. Всегда старался действовать корректно, никогда не грубил, для него было трагедией, если он за сезон набирал 10 минут штрафного времени. Для всех нас он являлся старшим товарищем, носил характерное прозвище — Древний. Он играл до 41 года, что в советское время было очень проблематично сделать. Как закончил игровую карьеру, сразу стал тренером. Работал и в хоккее с мячом, и в хоккее на траве. Яков Иванович тренировал и девушек, и мальчиков. Он мог с ними заниматься сутками. Некоторым спортсменам трудно затем становиться тренерами, а Якову Ивановичу это далось легко. Потому что он был пахарем, от работы никогда не отлынивал.

— Как он жил в последнее время? Я имею ввиду материальную сторону.
— Больной вопрос. Яков Иванович с супругой жили только на одну пенсию. А вы сами знаете, какие у нас пенсии, что спортивные, что обычные.

— А как государство оценивает спортивные заслуги людей, неоднократно выигрывавших золотые медали чемпионатов СССР и приносивших стране престижные международные трофеи?

— Существует ежемесячное пособие в размере восьми МРП, это около десяти тысяч тенге. В свое время министр спорта Темирхан Досмухамбетов ставил вопрос о трое-кратном увеличении данного пособия, но в кризис не до этого.

— Чем вы сами сейчас занимаетесь?
— Я — безработный. Пенсионер спортивный. Хотелось бы мне вернуться в качестве тренера? А куда? Бенди в нашей стране не развивается. Сколько уже лет в Казахстане не проводится внутренних чемпионатов, есть только одна команда в Уральске, которая принимает участие в первой лиге России. Вот в программу Азиады включили хоккей с мячом. Но в большинстве регионов даже площадки не заливаются. Для бенди нужен искусственный лед, а его в том же Уральске нет. Не существует и отделений по бенди, а это прекрасный здоровый вид спорта, полезный для детей и по той причине, что проводится он на открытом воздухе. Между тем в России хоккей с мячом после футбола занимает второе место по посещаемости. В Сибири, на Урале в мороз на матчи ходят по 30–40 тысяч человек.

— Почему что алма-атинское «Динамо», имевшее такие традиции и возможности, не оставило после себя ничего?

— Когда распался Союз, распалась и команда. Проблемы с финансированием пошли ещё до развала СССР, после того как клуб «Динамо» отказался от команды, её некоторое время спонсировала компания «Цесна». Ну, а после того как и «Цесна» решила прекратить финансирование, у команды не было средств даже на выездной матч. Все. И больше к этому никто никогда не возвращался. А когда федерация переехала в Уральск, то все пошло на самотек. Перестали проводить юношеские чемпионаты по возрастам, и на этом все окончательно закончилось. Мотивация была такая — это не опорный, не олимпийский вид, который к тому же дорогостоящий. В 1995 году сборная Казахстана дебютировала на чемпионате мира и заняла там четвертое место. И, несмотря на то что в игровых видах спорта такую высокую позицию удавалось занимать только команде по бенди, после приезда с первенства планеты её расформировали, то есть сняли игроков со ставок.

— Уникальная ситуация, не правда ли? Лишь сборная Казахстана по хоккею с мячом несколько раз становилась призером чемпионатов мира, но у нас даже не проводится внутреннего первенства.

— Есть ещё один момент. В конце 90-х, когда за национальную команду перестали выступать бывшие хоккеисты «Динамо», началась массовая натурализация экс-россиян. Это абсолютно неправильный шаг. Нужно было привлекать своих воспитанников, тех же уральских игроков, и давать им возможность получать международный опыт. Легионеры пришли и ушли, а казахстанские игроки оставались бы казахстанскими игроками. И сейчас эти уральские ребята имели бы огромный опыт участия на чемпионатах мира. А нынешняя, собранная из варягов команда уже возрастная и в последнее время проигрывает финнам матчи за третье место с разгромным счетом.

Сейчас очень сложно будет поднимать бенди с нуля. Без господдержки никуда. Правда, если хоккей с мячом включат в олимпийскую программу, то это даст огромный толчок. А я думаю, что к сочинским играм бенди уже станет олимпийским видом. Россияне не упустят случай получить дополнительную золотую медаль.

— Часто испытываете чувство ностальгии по прежним — игровым временам?
— Как сказать… Сейчас все это постепенно забывается. Заново переживаешь только тогда, когда смотришь архивные кадры. Но несколько лет назад ветеранов «Динамо» собрали на «Медео». Мы немного играли, в общей сложности около 40 минут. Трибуны были полные…
Автор: Талгат Исенов
Фото: Евгений Агуреев
Источник: Литер (liter.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!