Нынешнего наставника карагандинской «Сарыарки» Ерлана Сагымбаева, принявшего клуб по ходу сезона, в принципе, особой необходимости представлять местным болельщикам и не было. В сезоне 1990/1991 годов 20-летний Ерлан Сагымбаев играл в нападении карагандинского «Автомобилиста», наводя шороху на защитные порядки соперников. Многие любители хоккея Караганды помнят высокого форварда, уверенно чувствовавшего себя на коньках, от которого постоянно исходила угроза голкиперам приезжих коллективов.
Прошли годы, и вот Ерлан Сагымбаев вновь в Караганде. Только теперь называют его не Ерланом, а Ерланом Ерлесовичем, и забрасывает шайбы он соперникам не сам, а учит, как это лучше делать, других. Учит в «Сарыарке». Не так давно учил в национальной сборной Казахстана.
– Ерлан Ерлесович, как Вы вообще пришли в хоккей? Или для человека, выросшего в по-хорошему больном хоккеем Усть-Каменогорске, это вопрос довольно бестактный?
– Хоккей мне нравился всегда, как и многим советским мальчишкам, с огромным интересом следившим по телевизору за матчами сборной СССР. Навсегда врезались в память с тех времен эмоциональные комментарии Николая Озерова, фамилии Третьяка, Харламова… Позже нравилось, как играла пятерка Ларионова – Фетисов, Касатонов, Макаров, Крутов. Пожалуй, поначалу интерес к хоккею у меня возник… из-за красивой формы и возможности кататься на коньках. Коньки, шлемы, перчатки, клюшки – все это не шло ни в какое сравнение с амуницией, скажем, футболистов. С детсадовского возраста я гонял с пацанами клюшками во дворе… не шайбу, правда, а мяч. В 1 классе отец впервые взял меня с собой на хоккей.
– Он имел какое-нибудь отношение к этому виду спорта?
– Нет. Папа 35 лет отработал на свинцово-цинковом комбинате. Так вот, когда я впервые увидел хоккей вживую, то все остальные варианты вообще отпали. Ледовый дворец был единственным местом, где можно было яростно болеть за любимую команду, шуметь во весь голос. Меня, как пацана, поразило, как взрослые мужчины на хоккейных матчах восторгались, кричали – даже орали. Это все произвело на меня очень сильное впечатление.
– На заре Вашей профессиональной карьеры хоккеиста был у Вас и карагандинский период…
– Когда я попал в «Торпедо»из Усть-Каменогорска по окончании средней школы, пробиться в основной состав там было очень сложно. В команде тогда играли такие известнейшие хоккеисты, как Борис Александров, Игорь Кузнецов, Владимир Локотко, вратарь Владимир Бородулин, Константин Шафранов, братья Андрей и Борис Фукс и многие другие. Поэтому я оказался в Караганде. Здесь тогда команду возглавлял Анатолий Картаев, и этот год стал для меня очень продуктивным. Когда вернулся в Усть-Каменогорск, не пожалел о времени, проведенном в Караганде. Играл теперь уже в высшей лиге, и мой рост как хоккеиста продолжался на более высоком уровне. Год, который отыграл в Караганде как зрелый хоккеист, очень помог мне без проблем закрепиться в основном составе торпедовцев.
– Помимо «Сарыарки» Вы возглавляли в этом хоккейном сезоне и национальную сборную страны. Буквально на прошлой неделе эта команда уже под руководством Андрея Шаянова добилась права выступать на чемпионате мира в компании сильнейших сборных. Как считаете, те игроки, которые играли в сборной при Вас, выложились по максимуму?
– Ряд тех ребят, что дали согласие поехать на второй отборочный олимпийский турнир, оказались травмированы. Понимаете – февраль месяц, хоккеисты физически измотаны. По состоянию здоровья не сыграли в этом турнире за нашу команду хотевшие того Евгений Блохин, Алексей Литвиненко, Андрей Трощинский, Олег Еремеев, Федор Полищук, Талгат Жайлауов, Алексей Савченко, в последний перед отъездом день сломали челюсть Артемию Лакизе, Артем Аргоков на уколах играл. Мне, как тренеру, некорректным было бы давать отрицательную оценку игре хоккеистов. Я видел, что все ребята выкладывались на 100%, сделали, что могли. Заняли в итоге 3-е место… Все, конечно, хотели занять первое, но норвежцы объективно были сильнее, всех дома обыграли. Они и в рейтинге стояли выше всех участников подгруппы, из-за чего и получили право провести этот турнир в своей стране. Где и подтвердили свое мастерство и класс, заслуженно попав на Олимпийские игры. Кстати, в других двух подгруппах была точно такая же ситуация – первенствовали хозяева, сборные Германии и Латвии, которые стояли в рейтинге выше своих соперников.
– Не было обиды, что Вашу отставку с поста наставника главной команды страны так быстро приняли?
– Считаю, что все было вполне нормально – 1-ое место мы не заняли, поэтому – какие обиды?! Если опять предложат работать со сборной командой Казахстана – с удовольствием соглашусь. Я и будучи хоккеистом, никогда не отказывался выступать за сборную своей страны.
Досье
Ерлан Сагымбаев
Родился 5 апреля 1970 года.
Играл в нападении команд «Торпедо» (Усть-Каменогорск) – 1988/1989, 1991/1994,СКА (Свердловск) – 1989/1990, «Автомобилист» (Караганда) – 1990/1991, «Авангард» (Омск) – 1994/1996, «Металлург» (Новокузнецк) – 1996/1997, «Сибирь» (Новосибирск) – 1997/1998. С января 2000 года по июль 2001 года – игрок «Казцинк-Торпедо» (Усть-Каменогорск). Выступал за сборную Казахстана в 1993, 1994 и 1997 годах и на Олимпиаде-1998. Лучший форвард Казахстана 2000 года.
С 1998 по 2000 годы работал тренером-преподавателем по хоккею в СДЮШОР ВКО. 2001/2005 годы – главный тренер фарм-клуба «Казцинк-Торпедо». 2005/2006 годы – старший тренер основной команды «Казцинк-Торпедо», 2006/2008 годы – главный тренер «Казцинк-Торпедо». В сезоне 2007/2008 годов торпедовцы, игравшие под его руководством, смогли выйти в финал Континентального Кубка – этого больше не удавалось никакой из казахстанских команд. Возглавлял национальную сборную Казахстана.
Источник: Капитал (gazetakapital.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!