Однажды в начале семидесятых годов прошлого столетия во время Спартакиады народов СССР к казахстанским штангистам в гости пришли наши же шахматисты. Разговорились, обменялись впечатлениями о соревнованиях, о чем-то поспорили: свои люди, какие тут обиды? Все начистоту. Но во время общения один из мастеров черно-белых полей — парень здоровый и амбициозный — высказался в том плане, что, мол, у тяжелоатлетов накачаны руки-ноги, а с головами не все в порядке. Не то что у шахматистов. И тогда кто-то из миниатюрных богатырей предложил члену сборной Казахской ССР по шахматам сыграть в те же шахматы с ним, членом сборной республики по тяжелой атлетике.
В первой партии сенсационно для окружающих выиграл штангист, во второй после довольно серьезной борьбы был заключен мир. И тут в комнату зашел тренер сборной Казахстана по шахматам Борис Каталымов. «Кого же мы возим на всесоюзные соревнования?!» — вздохнул наставник, глядя на своего заносчивого подопечного. Откуда тому шахматисту и тренеру было знать, что у штангиста Владимира Дрекслера высшее образование, полученное на механико-математическом факультете Казахского государственного университета, что его эрудиции, интеллекту и способностям могли позавидовать очень многие?
Эту любопытную историю на недавнем вечере, посвященном 70-летию Владимира Залмановича Дрекслера, гостям рассказал один из его старинных друзей. Впрочем, к тому времени мы успели узнать столько нового и необычного о юбиляре, что уже ничему не удивлялись. Прежде виртуально феноменальный тяжелоатлет и организатор спорта как бы перевоплотился в живого кудесника и мага, твердо стоящего на своих позициях и ногах наставника, удачливого функционера, заботливого мужа, отца и деда.
Под музыку оркестра духового
Дрекслер, как и многие его сверстники, в спорте перепробовал много чего. Начинал серьезные занятия в классической борьбе. Еще раньше его тянуло побегать на стадионе, подтягиваться на перекладине, поднимать гирю. Утром вставал пораньше, ноги — под батарею, и давай качать пресс. Учась в восьмом классе, он одной рукой жал пудовую гирю 25 раз. Бывало, приходил из школы, оставлял дома портфель и шел на железнодорожную станцию. Цеплялся на любой «товарняк» или пассажирский вагон, ехал одну остановку в сторону Актюбинска или Кандагача. А потом, если поезд не останавливался, прыгал на ходу: любил походить по безбрежным и разноцветным тюльпановым полям. Нарвет букет, дождется встречного поезда и домой.
А родился он в Алупке, в Крыму. Война застала семью в Николаеве, откуда она была эвакуирована в Фергану. Затем последовали переезды: сначала в Актюбинск, потом в Алгу. В этом райцентре и началась спортивная жизнь Владимира.
В 1955 году он поступил в ремесленное училище, где пришедший из армии Владимир Лазарев стал преподавать классическую борьбу. Параллельно со специальностью электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий и установок Дрекслер осваивал и азы спортивного мастерства. Учебу окончил с отличием, в борьбе тоже дела пошли в гору: в семнадцать лет Владимир занял второе место на юношеском чемпионате области, затем вполне прилично выступил на Спартакиаде Казахстана в Алма-Ате, стал призером республиканского совета ДСО «Трудовые резервы», впервые вышел на ковер всесоюзного чемпионата своего спортобщества в Риге.
Жизнь богата на случайности. Иногда даже определяющие дальнейшую судьбу. Как-то, было это в 1958 году, Володя пошел в клуб на танцы под музыку духового оркестра. Зашел за сцену, а там стоит штанга весом в восемьдесят килограммов. Сам он «тянул» на 55—56 килограммов, но подойти к пугающему снаряду не побоялся. Взял на грудь, чуть поддал ногами и выжал штангу. Все удивились, откуда такая силища в «мухаче»? А Владимир не поленился, посмотрел разрядные нормативы, и оказалось, что ему до выполнения второго разряда по тяжелой атлетике не хватило совсем чуть-чуть.
Стал заниматься. С корявой черной штангой, без тренера... Поехал на чемпионат области, хотел поскорее выполнить тот самый второй разряд. В толчке справился с весом в девяносто килограммов, но из-за незнания правил соревнований, когда для выполнения разряда считались результаты всех трех движений, остался ни с чем.
А жизнь продолжалась. После окончания ремесленного училища Дрекслера приняли на работу в электроцех, назначили бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Ему доверяли самую сложную работу, потому что он любил копаться в схемах, знал свое дело назубок. Во время службы в рядах Советской армии в Прибалтийском военном округе Дрекслер много чего освоил, в том числе прыжки с парашютом. Не забывал и спорт: выигрывал чемпионаты части, полка, дивизии по классической борьбе. Даже на чемпионате округа «засветился». А в штанге выполнил норматив первого разряда. В Литве же он стал мастером спорта, рекордсменом этой республики в толчке — 130,5 кг в весовой категории до 60 килограммов.
Свои шесть мировых рекордов, которые одновременно являлись и рекордами СССР, Владимир Дрекслер установил в одном движении — жиме. В этом движении он был и чемпионом Советского Союза. На Спартакиаде народов СССР 1971 года в Москве алмаатинец установил сразу два высших мировых достижения и получил бронзовую медаль этих ответственнейших соревнований. Ему ее вручал знаменитый летчик Громов, отличившийся при спасении челюскинцев. В те годы процедура соревнований была не чета нынешним: спортсмена взвешивали до начала турнира, после него и еще раз скрупулезно измеряли вес поднятой штанги. В Москве Дрекслер во втором подходе выжал штангу весом 150 килограммов, а в ней потом оказалось на двести граммов меньше. И его удачный подход не засчитали.
Самый памятный для Дрекслера мировой рекорд — первый, установленный им в Усть-Каменогорске. Случился он в 1971 году, почти в день рождения. На всю жизнь запомнился и последний, датированный 1972 годом. Дело было в Таллине, на чемпионате СССР. К слову, в конце того года Международная федерация тяжелой атлетики отменила жим как движение в этом виде спорта, и история мировых рекордов канула в Лету. У Дрекслера остался рекорд Советского Союза, которого потом тоже не стало. Вот такая ситуация: рекорды в жиме, которого не стало, и рекорды СССР, которого тоже не стало...
— У меня такое случалось довольно часто, — улыбается Владимир Залманович. — Когда я учился, в каждом классе сдавал экзамены. Только окончил школу — большинство из них отменили, оставив лишь после восьмого и десятого классов. В армии служил три года, а когда демобилизовался, молодежь стали призывать на два года. Это сейчас за установление даже одного мирового рекорда тяжелоатлетам сразу присуждают звания мастеров спорта международного класса, а я с шестью такими достижениями так и остался мастером спорта СССР. Только добился серьезных успехов в жиме, готов был пойти еще дальше, а это движение тут же отменяют...
В свое время «не догонял» существовавший ранее пенсионный возраст и якобы ушел «на заслуженный отдых» в положенные сейчас 63 года. Годы расцвета спортивного таланта Дрекслера совпали с эпохой мирового фаворита поляка Збигнева Качмарека. А в Советском Союзе ему далеко не дали пойти выдающиеся штангисты Мухарби Киржинов и Петр Король: это их тренеры сборной возили на Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. Пробиться же в основной состав представителю Казахстана было почти невозможно, туда больше призывали москвичей, россиян, украинцев, тех, кто был поближе к центру. Дрекслер всего-то два раза съездил за рубеж — на международные турниры в Финляндию и Сирию.
Спортивную карьеру он закончил в 1975 году в возрасте 36 лет. Всегда боялся даже подумать о каких-то запрещенных препаратах, а без применения «химии» на равных состязаться со штангистами новой волны было бесполезно. Со штангой «завязал» резко и бесповоротно. Титулов за спортивную карьеру добился немалых: шестикратный рекордсмен мира, неоднократный чемпион Союза в жиме, бронзовый призер Спартакиады народов СССР, серебряный призер Кубка дружбы 1966 года в составе сборной СССР, многократный чемпион и рекордсмен Казахстана...
После завершения спортивной карьеры Дрекслер был старшим тренером молодежной сборной Казахстана, тренером в спортклубе Алма-Атинского домостроительного комбината, а в 1991 году стал директором детской спортивной школы по тяжелой атлетике. Потом руководил школой олимпийского резерва по этому же виду спорта.
Двенадцать тысяч последователей
И все же из рук Владимира Залмановича ускользнуло далеко не все, что манило и звало на новые подвиги. В 1984 году советские газеты захлестнул поток информации по культуризму, гиревому спорту. Прекрасно писавший о тяжелой атлетике Дмитрий Иванов был категорически против всяких «культуристов», этих «напичканных допингами мужиков с невообразимыми фигурами и бицепсами гигантских размеров». Культуризм в нашей стране потихонечку стали заменять на силовое троеборье, которое на «диком Западе» называлось пауэрлифтингом. В Москве и других городах стали устраивать семинары по этим видам спорта, на которые Дрекслер выезжал непременно. Его интересовали вводимая в стране классификация по гиревому спорту и силовому троеборью, правила проведения соревнований, да много что еще.
И Владимир Залманович «ввез» эти два вида спорта в Казахстан. В буквальном смысле слова: в 1985 году он провел в Алматы первый чемпионат республики по гиревому спорту, на который приехали ставший впоследствии знаменитым Пантелеймон Филикиди, другие первопроходцы. Затем энтузиасты развили бурную деятельность в Джамбуле, Кустанае, других городах. Дрекслер нарадоваться не мог, постоянно выезжал на соревнования в различные регионы Казахстана, как судья всесоюзной категории возглавлял бригады арбитров. А потом его эстафету в пауэрлифтинге и бодибилдинге подхватил ученик Сергей Коржов.
Однажды Дрекслера пригласили судить чемпионат ВДФСО профсоюзов, который проводился в Закарпатье. Когда все награды были вручены, Владимир Залманович возвращался в Москву с президентом Федерации гиревого спорта СССР Виктором Щанкиным. В поезде разговорились. Оказалось, что в столицу страны приезжают американцы и канадцы, которые будут бороться с советскими силачами на руках. А это как? А на чем бороться?
Да вот, говорит Виктор Кузьмич, есть, оказывается, такие специальные столы для занятий и соревнований по армрестлингу. Приехали в Москву, отправились в зал, где Дрекслер увидел этот стол и начертил его эскиз на бумаге. Вернулся в Алма-Ату, организовал изготовление первого стола в Казахстане. А уже в феврале 1990 года в Москве состоялся первый всесоюзный турнир по армрестлингу, в котором команда Казахстана не просто участвовала, но и получила золотую награду: первым победителем стал воспитанник Дрекслера Вячеслав Чиванин. Позже, кстати, Чиванин стал и первым казахстанцем — чемпионом мира, и первым заслуженным мастером спорта нашей молодой независимой страны. Произошло это в 1993 году.
В декабре 1992 года в нашей стране была зарегистрирована Федерация гиревого спорта и армрестлинга РК, которую двенадцать лет возглавлял еще один ученик и соратник Дрекслера — Мухамедолла Агзамов. Сам Владимир Залманович был вице-президентом. Сейчас Агзамов — вице-президент международной и президент Азиатской федераций, а республиканскую с 2004 года возглавляет Дрекслер.
На своем стареньком «жигуленке» в свое время он перевез столько столов и гирь, что никакими центнерами и тоннами не измеришь. Проводил массовые соревнования в самых людных местах: на площадях и стадионах, в школах и воинских частях, вузах и на сельских ипподромах. Только Залманович давал команду разгружаться, а вокруг уже столько молодежи, что к нему не пробиться. Сегодня сборная Казахстана по армрестлингу, у истоков которой стоял Дрекслер, занимает лидирующее положение в мире! К примеру, в 2003 году сборная нашей страны на чемпионате мира в России заняла второе командное место. Сейчас организаторы самых престижных состязаний, приглашая к себе именитых казахстанцев, пишут: «Без вашей великолепной сборной наш чемпионат будет выглядеть тускло!»
С 1992 года только личные воспитанники тренера Дрекслера на чемпионатах мира завоевали одиннадцать медалей, на чемпионатах Европы — шестнадцать. Сегодня под его руководством занимаются более сотни детей, подростков и молодых рукоборцев. Начинал он фактически с нуля, а нынче в стране более ста штатных тренеров по гирям и армрестлингу. Этими видами спорта в Казахстане занимаются около двенадцати тысяч человек, гири и армрестлинг включены в программы спартакиад школьников, республиканских универсиад, первенств Вооруженных сил страны и спортобщества «Динамо», Сельских игр и Игр народного спорта на призы Президента Казахстана. И в этой широчайшей популярности гирь и армрестлинга немалая заслуга В. З. Дрекслера.
В этой новой жизни спортивного руководителя он побывал уже в более чем двадцати странах мира. Авторитет Владимира Залмановича высок не только в Казахстане, но и далеко за пределами нашей страны. В 2008 году, например, Дрекслер получил престижную награду Всемирной федерации армрестлинга, которая вручается лишь один раз в год самому достойному в мире сподвижнику. Заслуженный тренер Казахстана, почетный мастер спорта СССР, тридцатикратный рекордсмен республики, В. З. Дрекслер представлен к награде «За заслуги в развитии физкультуры и спорта в Республике Казахстан». А на торжественном вечере по случаю его 70-летия, на котором присутствовали ученики, друзья и соратники, приехавшие из многих областей Казахстана, вице-президент Национального олимпийского комитета РК Павел Новиков вручил юбиляру Почетный знак НОК страны.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!