Портрет нового тренера сборной Казахстана: война в Чечне, отношения с Хамитжановым и мотивация от Бердыева
Магомед Адиев возглавил сборную Казахстана и теперь ему предстоит испытать абсолютно иной уровень публичного давления. Корреспондент Vesti.kz рассказывает, как российский специалист переживал стрессовые ситуации в карьере, почему он хотел работать в штабе Курбана Бердыева и какие впечатления у него сложились о казахстанских игроках.
Магомед Адиев возглавил сборную Казахстана и теперь ему предстоит испытать абсолютно иной уровень публичного давления. Корреспондент Vesti.kz рассказывает, как российский специалист переживал стрессовые ситуации в карьере, почему он хотел работать в штабе Курбана Бердыева и какие впечатления у него сложились о казахстанских игроках.
Семья Адиева пережила войну
"Война - это тяжело. Когда ты неделями не выходишь из подвала, позитива мало. Тебя все время бомбят и бомбят. Понятно, что внутри все обрывается. Бывало, что поднимался в дом и говорил: "Мне все равно, пусть сюда бомба падает, но я лягу на эту кровать и буду спать", - так Адиев описывал свои ощущения от военных действий в Грозном в интервью championat.com.
Во время войны Адиев потерял двух двоюродных братьев, а также сам был в шаге от смерти. Отец Магомеда Мусаевича в те годы экстренно перевез семью в Дагестан, и там началась полноценная профессиональная карьера Адиева в качестве футболиста.
Как Адиев связан с Казахстаном: отец родом из Алматы, Хамитжанов не отдавал паспорт в "Женисе", восхищение Масудовым и желание работать с Бердыевым
Отец Адиева родился в Алматы, как известно, в годы после второй мировой войны многие кавказские народы депортировали в Казахстан, в их числе были и чеченцы.
После неудачных попыток заиграть в ЦСКА и Спартаке", в 2003 году на тот момент нападающий Адиев приехал в Казахстан играть за "Женис". О любопытных деталях того периода он рассказал Sport24:
"В "Женис" позвал Ирхин: "Трансферное окно закрывается, чего тебе без команды сидеть?" Наездился прилично: бывало, за один выезд - сначала автобус, потом поезд, а еще, может быть, и самолет. В одном из городов вместо кресел в раздевалках стояли шезлонги. Как на пляже лежали!
За полгода успел взять бронзу и приз лучшего легионера. Правда, были проблемы с финансированием по несколько месяцев. Президент клуба Саян Хамитжанов, с которым мы вообще-то близко сошлись, не отдавал мне паспорт. Ждал до последнего выезда. Приезжаем, а тут начинается землетрясение (думаю, из-за запуска ракеты на Байконуре). Серьезно! Высовываюсь из пятого этажа: прыгать, не прыгать? Выбежал и схватился за голову: "Блин, а паспорт-то пропал!" Но нет, не пропал, и я уехал целым. А когда перешел в "Терек", Хамитжанов рассчитался по долгам".
Интересно и то, что в детстве для Адиева ролевой моделью среди футболистов был Вахид Масудов. Более того, легенда "Кайрата" поддерживал теплые отношения с его семьей:
"Помню, играла "Фиорентина", отец мне сказал: "Сынок, посмотри, как действует футболист под таким-то номером". Это было начало карьеры Роберто Баджо. И я впечатлился им. У меня со следующего дня в квартире появились постеры с ним и до окончания его карьеры так и висели.
Если брать наши клубы, то кумиром был Вахид Масудов, игравший в "Кайрате", а потом в Грозном. Мне кажется, я от него никогда не отходил, он часто у нас дома бывал".
Уже будучи тренером, Адиев восхищался Курбаном Бердыевым, который поразил его не только как тренер, но и как человек.
"Мы проиграли "Краснодару" 0:5 и меня впечатлил звонок Курбана Бердыева. Он мне второе дыхание дал. Мэтр нашел время. Он настаивал, чтобы я доработал сезон. Много слов лестных сказал. Признание твоего труда большим человеком – это самое большое впечатление.
Если бы мне необходимо было выбрать, куда пойти ассистентом тренера, то первым на ум приходит Курбан Бекиевич. Почему он? Потому что иногда бывали моменты, когда понимал, что мне не хватало знаний. В общем, у меня есть потребность в знаниях, в развитии. На мой взгляд, в методической работе Бердыев сильнейший".
Как Адиев справлялся с финансовыми проблемами в клубах: в "Анжи" восхищались, в "Шахтере" критиковали
Период в "Анжи" едва ли не самый сложный в тренерской карьере Адиева. Финансово клуб погибал, и последний сезон в РПЛ стал настоящим испытанием для команды. Тренер находил мотивацию для игроков в критических ситуациях, умудрялся побеждать даже топов вроде "Зенита" и ярко выступал на пресс-конференциях.
"Морально вся команда была на грани: мы устали, но каждый раз Адиев знал, что сказать, и мы продолжали биться на поле. Не каждый тренер может выдержать такую ситуацию и пойти с командой до конца. Адиев всегда мне твердил: "Надо играть. Каждый раз, когда выходишь на поле, не смотри ни на что. Когда футболист на поле, болельщикам не важно, получаешь ты зарплату или нет. Они ждут стопроцентной отдачи. Нужно использовать шанс, предоставленный нам судьбой – поиграть в премьер-лиге", - так описывал ситуацию Гаэль Ондуа.
Публично поддерживал тренера и Роланд Гиголаев: "Адиев – единственный человек, благодаря которому мы по-прежнему выходили на поле. Ситуация и так плачевная. Без Адиева все окончательно развалилось бы. Тренер хоть как-то находил слова, мотивировал нас, ради него мы тренировались, играли".
Но есть и другие отклики по поводу Адиева и его методов работы в период экономических трудностей. Еще в прошлом году "Шахтер" сталкивался с длительными задержками по зарплате и премиальным. Хавбек Дэвид Мавутор после сезона выдал крайне эмоциональную тираду, обвинив в том числе Адиева:
"Когда мы играли в квалификации Лиги конференций, нам не платили, а когда мы спросили, когда нам заплатят, то тренер сказал не думать о деньгах. Мол, надо думать о медалях и кубках, которые мы выиграем. Что мы скажем нашим детям, когда они спросят нас, чего мы добились, играя за "Шахтер"? Мне не 18 лет, мне нужны деньги, а вы говорили о медалях и кубках. Я не приехал в Казахстан, чтобы смотреть на горы и быть на холоде. Когда я играл в Таджикистане, то выиграл все возможные трофеи. За те деньги, которые я там получал, даже не мог купить велосипедную шину.
Потом он нам рассказал какую-то чушь о том, что когда он играл в какой-то команде, то он думал о деньгах и поэтому не мог выиграть кубок. Бла-бла-бла. Он всегда говорил, что будет нашей гарантией и откажется продлевать свой контракт, если они не заплатят нам. Но потом, когда ему предложили продление контракта, он сказал нам, что не хочет, чтобы мы снова говорили о зарплате и премиях. Что если мы хотим, то можем уйти из клуба. Ерунда! Сезон уже закончился, а вы говорите, что мы прекратили наш договор. Это ерунда. Я думаю, что тренер создал эту проблему".
Адиев действительно продлил контракт с "Шахтером", а Мавутор уехал из Караганды, до этого являясь одним из ключевых игроков.
Отношения Адиева с казахстанскими игроками: Оразов сидел в запасе "Чайки", Шацкий стал звездой "Шахтера", Логвиненко впечатлил интеллектом
До "Шахтера" Адиев лишь раз пересекался с игроками сборной Казахстана, это было в "Чайке", тогда там выступал Рамазан Оразов. При Адиеве хавбек играл не часто, хотя Рамазан признавал, что, скорее, он сам виноват в том периоде.
Непосредственно в "Шахтере" у Адиева всегда было много иностранцев в основном составе. Постоянную практику в прошлом сезоне среди казахстанцев получали немногие, среди них Игорь Шацкий, Айдос Таттыбаев, Ескендир Кыбырай и Михаил Габышев. С нового сезона гораздо чаще стал играть молодой полузащитник Абылайхан Назымханов, плюс в команду пришли Токтар Жангылышбай, Тимур Досмагамбетов и Роман Муртазаев.
Вероятно, больше остальных рад назначению Адиева в сборную Игорь Шацкий. Теперь его статус первого номера на позиции вратаря выглядит безальтернативным. Наверняка больше доверия будет к Досмагамбетову и, возможно, к Габышеву. Также шанс дебютировать в сборной может получить Назымханов.
В прошлом году на вопрос, кого из казахстанских игроков в проекции РПЛ он бы хотел отметить, выбор Адиева оказался следующим:
"Сейчас в Казахстане среди местных игроков мне нравится Логвиненко, заметно, что игрок с большим интеллектом, может, ему и не хватает скорости, но его видение игры бросается в глаза. Шомко - очень хороший защитник, за ним было интересно наблюдать в чемпионате России".
Но также Магомед Мусаевич добавил, что у российских и казахстанских футболистов есть схожая черта:
"В Казахстане, как и в России, я заметил, что есть игроки, которых устраивает, что с ними происходит. Ты значимый игрок в своем чемпионате, есть защищенный контракт и ты не хочешь чего-то большего".
Реклама