Будущего нет? / Футбол

22 декабря 2008 15:36
Это происходит как-то буднично, что, впрочем, несмотря на закономерность, оказывается трагичным. По-другому и быть не могло. Равнодушных во время гибели не бывает. А в Алматы в одночасье погибает большой футбол.

Для самого равнодушного к спорту городу Казахстана иметь три футбольные команды в премьер-лиге было непозволительно много. Но после того, как «Алма-Ата» отказалась участвовать в первенстве страны из-за финансовых неурядиц, а «Астана» решила объединиться с «Мегаспортом» и выжить за счет денег Данияра Хасенова, после слухов, что из-за долгов не сыграет в элите «Кайрат», большой футбол в южной столице напоминает смертельно больного человека. И к концу года он может приказать долго жить.

Если все так закончится – это будет невосполнимая утрата. Не потому, что имелись какие-то иллюзии, связанные с бедным «Кайратом», блатным «Мега-спортом» и еще более блатной «Алма-Атой», а потому, что лед тронулся. И премьер-лига теперь не может именоваться таковой. Как и суперлигой. Чемпионат, который покидают сразу несколько команд, можно будет считать если не первенством бани, то состязанием каким-то маловразумительным, существующим вне законов экономики и здравого смысла.

Гипотетическая жизнь Алматы без футбола – это плата за те годы, когда воды в решето вливалось больше, чем выливалось. Когда казалось, что растущие цены на билеты в поезда будут вечно помогать «Кайрату», а в «Алма-Ате», если закончатся деньги, то выручит родной административно-футбольный ресурс, как уже бывало неоднократно и не только при нынешней власти в ФФК. Это плата за то, что, участвуя в гонке и теша какие-то иллюзии, не было сделано ни одной попытки для приобретения серьезного спонсора, который не бросит клуб и первым не рванет с тонущего корабля. За то, что раньше, когда все было хорошо, никто не думал о дне завтрашнем.

Конечно, нехорошо у постели больного говорить о цифрах, динамике роста и прочих экономических выкладках. Это будет не очень корректно по отношению к борющемуся за жизнь, да и присутствующих представителей других клубов изрядно покорежит. Тяжелая болезнь с перспективой завершиться смертью футбола в Алматы – свидетельство того, что произойти это сможет с любым и в любой момент. И что

команды, как уже многократно говорилось, существующие за счет чиновничьей воли, упомянутого административного ресурса, канут в небытие. И никто не знает, где громыхнет это завтра. В Кызылорде? Усть-Каменогорске? Или Костанае и Актобе?

Нисколько не приукрашивая масштабы происходящего, хочется заметить – за те дни, в течение которых южная столица лишилась «Алма-Аты» и едва не лишилась «Кайрата», – это дни, потрясшие наш футбольный мир и сознание. Если с «Кайратом» все еще объяснимо и понятно, учитывая, что команда последние сезоны не жила, а выживала, то отказ финансировать «Алма-Ату» – это симптомы больше политического, а не спортивного характера.

Можно, конечно, понять тех предпринимателей, имеющих отношение к «Алма-Ате», кто или собирает чемоданчики, или хочет заморозить вливания «на всякий случай». Но невозможно понять, почему это случилось в том клубе, чьи представители в исполкоме (а двое и вовсе управляют соккером) имеют или имели какое-либо отношение к команде: президент федерации Адильбек Джаксыбеков, генеральный секретарь Саян Хамитжанов, а также Эдуард Бабаян. И не стоит удивляться тому, какое плачевное состояние представляет из себя наш футбол: если ЭТИ люди свое детище не смогли спасти, что уж говорить об остальном!

С той командой, которую только в угоду привычке называли флагманом нашего футбола – «Кайратом» – диспозиция проста до слез. Имеющий двух спонсоров в лице акимата и частного лица, он, как и год назад, оказался в похожей ситуации: когда одни выполняют свои условия полностью (в нашем случае это акимат), а спонсор не имеет возможности выполнить свои. Как итог: задолженность перед игроками по зарплате с начала июля, а также по премиальным, которые, по самым скромным подсчетам, составляют почти миллион долларов.

С этим грузом задолженности играть в следующем году не будет никакой возможности – представители ФФК, наломавшие в этом году кучу дров, чтут условия лицензирования. И не допустят к участию в премьер-лиге команду, где с игроками не рассчитались. Сделать же это акимату будет очень сложно только потому, что невозможно будет ввести в бюджет цифры, по которым государство рассчитывается за долги частного лица.

Если кончина «Алма-Аты» была будничной и почти никого не огорчила, то конвульсии, в которых находится «Кайрат», едва не послужили причиной стихийного выхода болельщиков клуба на Площадь республики. Планировался он на 16 декабря, представители акимата, говорят, слезно просили этого не делать и своего добились. Но проблема осталась. И решить ее, как предлагает некий многомудрый чиновник от спорта, вечно берущийся за все, что можно, и ничего не доводящий до ума, – это попросить футболистов простить клубу долг. Мол, тогда команда будет участвовать в премьер-лиге, но только часть задолженностей будет перед игроками погашена в виде увеличения зарплат…

Самое страшное в ситуации, случившейся с футболом в Алматы, то, что почва, которая еще была под ногами, исчезла. Разговоры о влиянии кризиса на соккер, в том числе и наш, не были основаны на слухах, а имели под собой реальную подоплеку, но того, что произошло, не ожидал никто. Да, эта игра в Алматы уже лет как пятнадцать не была отдушиной, но сам факт того, что можно сходить на футбол, пусть даже на футбол такого уровня, как у нас, хоть немного, но согревал душу. Особенно тем, для кого другие зрелища были не по карману.

И сейчас в обстановке, когда пророчат ухудшение положения на мировом экономическом фронте (упирая на то, что еще хуже будет в апреле), не лишним будет напомнить, что в Алматы в апреле (а также на протяжении всего года) футбола, возможно, не будет. А что происходит в ситуации, когда у людей нет ни хлеба, ни зрелищ, следует читать в книгах по истории. Там, где рассказывают про революции.

Автор: Леонид ЮРЬЕВ Источник: Мегаполис (megapolis.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости