В интервью «Мегаполису» президент клуба Кайрат Оразбеков рассказал о важности баланса между кнутом и пряником, затопленной бразильцем соседке и телевизионной эволюции.
Конфронтации не допустили
– Год назад, после двух поражений в «Финале четырех» с общим счетом 1:9, вы сказали, что будет проведена серьезная работа над ошибками. Какую, на ваш взгляд, самую главную ошибку в этот раз ваш клуб не допустил?
– Мы смогли сплотить коллектив и сделать его единой командой. Да, в нашем клубе нет звезд, но мы старались сделать команду-звезду, когда каждый игрок был друг за друга, а атмосфера оказалась замечательной и заявленные 14 человек были друг другу как братья.
– Для непосвященных болельщиков нет особой разницы между третьим и четвертым местом. А для вас?
– Для меня это оценка результатов моего труда за 15-летний период. Больше того: я счастлив и горд. Мне было всегда обидно, когда говорили, что мы не занимаем первое и второе место в Европе. И знаете, как было тяжело объяснить таким людям, что же это такое: попасть в «Финал четырех»?! Этим персонажам я всегда говорил, что не вкладываю государственных средств, так что же вы меня критикуете?! Я трачу свои деньги и деньги спонсоров. И если что-то не получается, мы извлекаем ошибки и двигаемся дальше. И потом: попробуйте сами достичь того, чего добились мы! Хотя бы стать третьими в Европе.
С годами люди начинают понимать, чего нам это стоит, пробиваться в элитные раунды еврокубков. Я это осознал по количеству звонков и смс-ок после матча за третье место в Екатеринбурге. У меня не бывает столько сообщений даже на день рождения! От их количества просто замкнул телефон – не выдержал такого напряжения.
«Нате деньги – играйте!»
– В одном из интервью нашей газете вы рассказали, что управляли командой так же, как и бизнесом. И что порой это неприемлемо в спорте. Что было изменено в клубном менеджменте?
– Еще год назад в нашей команде была мощная система премиальных. Мы знали, что главный критерий для легионеров – деньги, и создавали им соответствующие условия. В этом же году было принято решение ввести систему штрафных санкций. В ней были четко прописаны провинности и наказания за них. Игроки могли быть оштрафованы начиная за приезд со сборов с лишним весом более чем в полкило, заканчивая драками на площадке.
– Назовите минимальную и максимальную сумму штрафов.
– От 25 долларов до пятисот.
– Для игрока «Кайрата» 500 у.е – это большая сумма денег?
– Это бешеная сумма! Но это наказание было предусмотрено только за самые тяжкие нарушения, как за драку на поле… так и за…
– Пьяный загул?
– У нас таких не было. Но мы предусматривали удержание средств за «грубые нарушения тренировочного режима». Но самое главное в том, что в этом году на 500 у.е. никого не штрафовали! Понимаете, эффект заключается в том, что мы использовали пряник и кнут в одинаковой пропорции. Раньше было как: нате деньги – играйте! Мало? Вот вам еще! Сейчас демократическая тирания принесла результаты. Люди поняли, что ответственность не только должна идти от руководства клуба, но и от них самих.
– Гендиректор российского баскетбольного ЦСКА в одном из интервью рассказывал, как ему приходилось «отмазывать» легионеров от гаишников. А вам не приходилось за игроков, извините за жаргонизм, впрягаться?
– У нас была неприятная история с Вагиньо. Когда он возвращался домой, у него отобрали все деньги и документы. Я не могу назвать это настоящим ЧП, но такое происшествие было единственным за все время! Сейчас же в администрации клуба есть специальная служба безопасности, которая отвечает за игроков в любое время суток. Был случай, когда бразильский игрок затопил соседку. Он не знает языка, не может даже позвонить в аварийную службу! Начался скандал, едва не превратившийся в какой-то кошмар, но наши сотрудники успели локализовать проблему. Правда, бразильца пришлось переселить…
– Вы не читали комментарии в Интернете о выступлении вашей команды в Екатеринбурге?
– Еще нет. А что там пишут?
– После полуфинала ругали всех, разумеется. А как взяли «бронзу» – стали хвалить. Правда, общий лейтмотив высказываний оказался такой: Оразбеков, когда начнешь вкладывать деньги в наших игроков?
– Это правильный вопрос. Сейчас у нас открыта детская академия, и мы хотим в течение десяти лет не только воспитать собственных игроков, но и сохранить преемственность в клубе. В настоящее же время планируем пригласить бразильского тренера для молодежной команды. И, как мне обещают, в течение трех лет там сумеют воспитать нескольких игроков, способных усилить «Кайрат».
«Люди ведь живут и при кризисе»
– У вашего клуба четыре спонсора. Сейчас, в кризисные времена, никто не отказывается от своих обязательств?
– Ситуация на самом деле сложная. Кризис задел все без исключения компании. И сейчас поиск спонсора для нас вопрос серьезный. Но есть и большой повод для оптимизма: после матчей в Екатеринбурге, которые укрепили нашу имиджевую привлекательность, многие компании заявляют о желании помочь клубу. Уже прошли переговоры с менеджерами «Самсунга», «Тойоты»… Не знаю, дойдет ли это до конкретных вложений, но сам факт заинтересованности радует.
– В первенстве страны в этом сезоне играло всего пять команд. Вы не боитесь, что в скором времени в чемпионате может остаться всего пара клубов? И определять чемпиона не будет иметь никакого смысла?
– По этому вопросу я имею свое мнение. Футзал в Казахстане доказал свою состоятельность. И считаю, что необходимо обратить на него внимание. Кроме того, что это массовый вид спорта, так он еще и обходится дешево! Площадку несложно найти в любом поселке городского типа, а сварить ворота и приобрести мячи не составит никакого труда.
– Команды-то будут. А вот на какие средства им играть?
– С учетом кризиса нужно добиваться того, чтобы в одной связке работали клубы футбольной премьер-лиги и мини-футбольные команды. «Актобе» и «Актюбрентген», к примеру, два «Кайрата» – в Алматы, «Тулпар» и «Шахтер» – в Караганде.
– Чем же конкретно может помочь такой шаг?
– Давайте посчитаем: у «Актобе» бюджет 15 миллионов долларов, а в футзал вкладывают в лучшем случае 700 тысяч у.е. в год. И если из большого футбола будут выделять на мини 350 тысяч, то этот клуб будет входить в двадцатку сильнейших Европе!
Поймите меня, нам необходимо увеличивать количество клубов в футзале, и говорю я так не потому, что хочу сохранить первенство для своей команды, а потому, что считаю преступным, когда на родине мини-футбола – в Актау – нет своей сильной команды!
– А вам не кажется, что такие заявления делать несвоевременно? Экономическое положение в стране тяжелое…
– Люди живут и при кризисе. Никто же не умер? И мы ведь не говорим о гольфе! Мини-футбол нужен нам особенно при кризисе. Это тот самый вид спорта, который загоняет мальчишек в спортзалы, а не в трущобы, где они занимаются непонятно чем. Это снимет социальное напряжение. И футзал не требует больших трат.
– Вы часто повторяли: «Дайте мне пять лет, чтобы построить клуб»…
– В следующем сезоне эта пятилетка заканчивается. И мы теперь ставим новые цели – надо закрепиться в тройке лучших клубов Европы. Я надеюсь, что теперь, после нашей «бронзы», ФФК станет серьезнее относиться к мини-футболу. Тем более что наш вид спорта начинают популяризировать. Если раньше с нас телеканалы требовали деньги за показ матчей, то сейчас снимают бесплатно. Вот такая телевизионная эволюция.
– Два «Финала четырех» прошли в России: Москве и Екатеринбурге. У вас не возникало желания провести подобный турнир в Казахстане?
– Я вам скажу так: изъяви мы желание – это право нам бы предоставили. Но где нам играть? В Алматы подходящей арены нет. И, как сказал менеджер УЕФА Лорен Морель, «вы можете играть в Астане. Но я не представляю себе, что «Реал» может» проводить матчи в Барселоне». Поэтому будем ждать запуска Дворца спорта в южной столице.
Автор: Леонид ЮрьевИсточник: Мегаполис (megapolis.kz)Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!