Футбол
2 июня 2009 16:36

Алмас Аббасов: С футболом по жизни / Футзал

 

Говорят, что судейство – дело неблагодарное. Трудно сыскать болельщика или игрока, который никогда не ругал бы арбитра. А что делать? Специфика профессии такая.

И вот передо мной сидит представитель судейского корпуса, рефери ФИФА, лучший арбитр минувшего футзального сезона – Алмас Аббасов. Сегодня мы хорошенько расспросим его о том, как он стал одним из «людей в черном».
– Я коренной алматинец, – начал разговор Алмас, – футбол обожаю с детства. Любовь к нему мне привил мой покойный отец. Он был мастером спорта по хоккею с мячом. Жили мы в районе студгородка, и каждые выходные профессорско-преподавательский состав устраивал товарищеские матчи. На такие встречи приходили целыми семьями. А играли на территории санатория, расположенного неподалеку. Вообще, там отдыхали россияне, восстанавливавшиеся после туберкулеза. У них было идеальное поле, и туда нас пускали играть по выходным. Вот там я и получил футбольные азы. Профессионально же особо не занимался. Зато очень хорошо играл в хоккей. Говорили тогда, что есть хорошие задатки, нужно заняться хоккеем серьезно. А я школьником был, даже не воспринял всерьез это дело. Хотя команда наша, «Енбек», действительно сильная была. Она и турниры вроде «Золотой шайбы» выигрывала. Однако любовь к футболу пересилила. Я потом в КазГУ неплохо играл. Там вообще студенческий спорт был сильно развит. Туда в 1985 году поступил на биофак, по специальности «Спортивная травматология». Правда, на следующий год ушел в армию. Через два года вернулся и восстановился. Мы регулярно играли в межинститутских соревнованиях, раньше еще один майский турнир был, он проводился зарубежными студентами в честь «Дня освобождения Африки». Хорошие команды, да и атмосфера классная! Помню, мы как-то даже победить смогли, хотя тогда в нем всегда первенствовали хозяева.
Я в то время и с женой как раз познакомился. Мой друг, круглый отличник, сознательно провалил экзамен на матфаке КазГУ, чтобы поехать с нами по «горящим» путевкам на Иссык-Куль. По возвращении он пошел сдавать «хвосты», а мы с друзьями от нечего делать с ним за компанию. Он отправился отдуваться в аудиторию, а мы в столовую – обедать. Заходим, а там очередь, наглости нам никогда занимать не приходилось, поэтому влезли в самое начало. Пока ребята заказывали поесть, я развлекал рядом стоявшую девушку, а уже вечером шел к ней с цветами на свидание. Вот так и познакомился, а сейчас трое детей. Правда, жена к футболу сильно ревновала, пока первые годы притирались, ругала она меня, чуть ли не ультиматумы ставила, мол, либо я, либо футбол. Сейчас вспоминаешь, даже смешно, а тогда драма. А ведь спорт меня от многого спас. Сколько моих друзей сгинуло в тюрьмах или от иглы. Тогда вообще, наркотики легкодоступными были. Лихое время было, начало 90-х. Мы тогда одно время гоняли машины из Тольятти. Это в 1992 году было. Одному моему сокурснику с Костаная позвонил дядя, тамошний партийный босс. Предложил ему собрать ребят для бизнеса. И вот мы вшестером начали работать. Проблема была в том, что на всю компанию водительские права были только у одного. Правда, смогли разжиться удостоверением работника 6-го управления КГБ. Дядя давал деньги, а мы вшестером ездили за машинами. Что интересно, в России нас ни разу не остановили ни гаишники, ни бандиты. Зато в Казахстане дорожная полиция с нас не слезала, благо отбивались удостоверением кэгэбэшным.
После института год проработал на кафедре, дальше ушел на фирму менеджером по продаже мебели. Тогда, кстати, попал в «Кайнур». Там уже играли Нуржан Доскеев, Дима Маликов, Руслан Балтиев, Рафаэль Уразбахтин. Тренировал нас Павел Черепанов. И вот мы начали играть в чемпионате страны, в Кубке. Команда-то у нас хорошая была. Правда, те чемпионаты считаются неофициальными. Все матчи проходили в Алматы в зале КазГУ. Команды приезжали с Шымкента, Экибастуза... Хотя вот с Рудного не было, а это ведь родина казахстанского мини-футбола. Туры весело проходили, обязательно драки на площадке случались, судей, бывало, гоняли. Скучать не приходилось.

– Тогда ведь еще не было по-настоящему профессиональных клубов?
– Конечно. «Кайнур» на тот момент у нас был полупрофессиональным, днем все на работе, вечером тренировки. Зарплаты не получали, только премию давали по большим поводам. Играли тогда – не то что сейчас. Мяч хоть и был маленький, но без наполнителя, поэтому прыгал и летал как пуля. Как раз появлялись первые переведенные правила, интерпретировали их как могли. В основном это касалось единоборств. Согласно одним свистеть нужно было уже за намерение нарушить правила, а в других писали, что можно бороться. Футзал ведь тогда только зарождался, путаницы много было. Много коммерческих турниров проходило, на территории сельскохозяйственного института находилась «резинка», на ней часто на деньги играли. Потом оттуда многие команды ушли в чемпионат.
В составе «Кайнура» я сумел выиграть Кубок страны, а в 1997 году удалили мениск, и карьеру футболиста пришлось закончить. И вот мне предложили судить. Этим тогда занимались Владимир Мостовой, Касымжан Мадиев и Александр Мазманьян. Как раз начал зарождаться чемпионат города, и нас, молодых, тоже подтягивали. Хотя работала в основном эта троица, а мы смотрели и учились. Они же устраивали нам первые семинары, пытались научить. Я ведь начинал судить по-игроцки, бывало, засматривался игрой. Правда, и от этого потихоньку избавлялись. Интересно было, хотя вспоминаю, как я, будучи футболистом, на арбитров кричал, а теперь вот сам со свистком. Потихоньку зарабатывал имя и авторитет. Хотя даже сейчас, вроде и знаешь, кажется, все, но нет-нет, да находишь какие-то пробелы. Это я к тому, что учиться надо все время.

– Свой первый выезд помните?
– Это был 1998 год, в Астане проходила первая президентская спартакиада по 11 видам спорта, в том числе и мини-футболу. Жили в общежитии медицинского института, ни воды, ни света, но мне понравилось. В то время я впервые увидел рудненскую команду. В тамошнем «Арае» тогда играли Клинов, Баймуратов, Глебов. Они в итоге первое место заняли. Так продолжалось до 2000 года. Я в то время работал в Госстандарте. Ходил с клеймом, проверял на соответствие стандартов согласно закону о единстве измерений. Смотрел все, от газоанализаторов до ареометров.
А потом мне предложили поработать в Литве в казахстанском посольстве старшим референтом. Взял семью и переехал в Прибалтику. Жил в Вильнюсе, дети ходили в школу. Там близко сошелся с ветеранами «Жальгириса». Плюс регулярно играли между дипмиссиями. Даже посудить получилось небольшие любительские турниры. Хорошее время было, да и воспоминания приятные остались.
Когда вернулся в 2003 году, то не узнал здешний мини-футбол. Уровень высочайший. Команды профессиональные, не то, что мы играли в безбашенный футбол. Я устроился на работу в «Алтел» и пришел обратно в судейство. Понял, что нужно снова учиться. Многое почерпнул от своих коллег, того же Олжаса Абраева. Он вроде и моложе, но теоретическая база у него на высоком уровне. А в 2006 году наступил новый этап моей карьеры, я получил категорию рефери ФИФА. Покойный Анатолий Ионкин отправил мои документы, и в тот же год я попал на чемпионат мира среди студентов в Польше. Игры проходили в здании цирка и, бывало, собирали до трех тысяч болельщиков. Туда приехал делегат от УЕФА, и он занимался распределением. Получил от него я хорошие оценки. А на следующий год меня вызвали работать на отборочном турнире чемпионата мира в Голландии. Уровень футзала в нашей стране достаточно высокий, соответственно, и судейство квалифицированное. Поэтому отработал я спокойно, конечно, мандраж небольшой был, но виду не показал. Даже языковой барьер не помешал, в игре-то все термины знаю, вот в быту потяжелее приходилось. Но ничего, вроде, университетского запаса хватало. Помню, эпизод приключился там со мной. Играли голландцы против финнов. Я главный арбитр, а помогал мне испанец. И вот финны атакуют, на линии ворот стоит мой коллега, а я на центральной линии на случай контратаки. А структура зала у них какая-то странная, ворота впритык к стене стоят. И тут удар, мяч пролетел впритирку со штангой и залетает за ворота. Ну я и свистнул взятие ворот, хорошо, испанец мне подсказал, что «от ворот» должно быть. Вообще, от партнера многое зависит, мы с одного взгляда друг друга понимаем, а виду никто и не подаст.
Конечно, международный опыт вещь неоценимая. Я там многому научился, даже как правильно себя вести. Нас четверо судей, представитель от федерации и два делегата УЕФА. Существует негласное правило, что мы везде вместе, и минимум контактов с представителями команд. Кстати, там же, в Голландии, итальянский арбитр влюбился в сербскую фанатку, которая приехала со сборной. И сразу пошли разные разговоры, пришлось нашему инспектору сделать любвеобильному итальянцу замечание. А дальше поездки пошли одна за другой. Даже на работе к моим частым отлучкам привыкли. Руководство у меня спортивное, с пониманием относится. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить президента АО «Алтел» Максута Саурамбекова и вице-президента Каната Туганбаева.

– А когда начали проводить судейские сборы?
– Первые сборы проходили в Рудном в 2004 году. Неделю слушали лекции, теорию учили, да и опытом делились. Там же устраивали юношеский чемпионат страны. Отличная школа для нас. На следующий год сборы проходили в Лисаковске, как раз пришли тесты ФИФА. А в Европе сдают «физику» на следующий день после приезда. Ну и нам решили аналогично провести. А ресторан в гостинице явно не справлялся, поэтому половина были голодные, другие не пойми чего ели. И вот утром приходим в зал, там жара, а мы тесты сдаем. Для меня самое трудное – пробежать километр. Тем более, что половина судей молодые, они со старта заряжают темп, приходится успевать. Зато потом «челночный» бег дается легче.

– Уровень судейства неотъемлемо связан с качеством внутреннего первенства...
– Однозначно. У нас в стране играют хорошие команды, такие как «Кайрат» или «Актюбрентген», показывающие качественную игру. Куда ни поедешь в Старом Свете, о нас говорят. Теперь после бронзы «Кайрата» вообще интерес к Казахстану возрос. Да и судить такие команды легко. Они ведь профессионалы, правила и нюансы знают не хуже нас.

– Судить планируете еще долго?
– В Европе разрешают до сорока пяти, значит, еще прилично работать мне. Да и я без этого уже никак, судейство давно стало частью моей жизни.

Автор: Эльдар Жума
Источник: PROСпорт Казахстан (prosportkz.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!