Александр Винокуров - знаменитый казахстанский велосипедист, инициатор, один из основателей и лидер профессиональной велосипедной команды «Астана», триумфально вернувшийся в этом году в большой спорт после двухлетнего отсутствия.
Несмотря на долгий перерыв и свой «ветеранский» для профессионалов возраст, Винокуров вернулся в отличной физической и моральной форме, провёл плодотворный сезон, доказав всей мировой армии болельщиков велоспорта, спортивным критикам, обозревателям, а, прежде всего, соперникам, на что он способен.
Сегодня, несмотря на свой плотный график и подготовку к предстоящему командному сбору, Александр согласился специально для сайта astanafans.com ответить на самые популярные вопросы, волнующие его болельщиков, поделился своими воспоминаниями о прошедшем сезоне и рассказал о планах на будущее.
Начнём с вопроса, интересующего всех Ваших болельщиков, прежде всего. Как Ваше колено? Как самочувствие в целом?
Ну, всё наладилось. Сухожилия немного потянул, недельку-десять дней отдохнул и, в принципе, всё в порядке. Потихоньку катаюсь уже по два-три часа, поэтому… уже начал готовиться к следующему сезону. Всё хорошо!
Хотелось бы для начала немного освежить в памяти прошедший сезон, сезон для Вас очень яркий - это год Вашего блистательного возвращения. А как Вы сами оцениваете этот год и добились ли Вы всех поставленных целей?
Конечно, я думаю, да! Даже трудно представить лучше. Победа на Трентино, потом такая победа как на Льеж-Бостон-Льеж… Уже, я считаю, с победой на Льеже я выполнил план. Но там дальше и Джиро - в майке 5 дней. Ну, не получилось, может быть, этап выиграть, ну, не всегда… И на Туре тем более - уже старт для меня был победой, не говоря уже о том, что я выиграл свой этап все-таки и помог Контадору. Поэтому даже на пять с плюсом! Трудно было сделать лучше.
Хочется отдельно вспомнить главную гонку сезона - Тур де Франс. Во время прохождения самой гонки, вы не очень активно комментировали, не очень активно общались с журналистами, и доказывали всё, как говорится, на дороге. Сейчас, когда уже всё позади, хочется вспомнить самые яркие моменты. Естественно, все вспоминают Вашу знаменитую победу на 13 этапе. Расскажите, что Вы чувствовали перед победой, как пошли на решающую атаку? Насколько вообще это тяжело Вам далось?
Да нет, в принципе, было тяжело, наверное, этапом раньше, когда не получилось выиграть тот, предыдущий этап! Тем более не то, что мне, даже Контадору не удалось, ну, а дальше… был ответ, действительно, на дороге. Там начали полемику разводить, что у нас какая-то ссора с Контадором, но это было не так и на следующем этапе, буквально, всё спонтанно произошло. Догнали отрыв, я был впереди, Контадор тоже, - он был на своём месте. Буквально передо мной Санчес атаковал, и я (почему нет?), решил попробовать. Я знал эту горку (финиш), мы уже в 2005 году там проезжали, поэтому попробовал, - после итальянца Баллана контратаку сделал и там уже пошло до конца - или пан или пропал. Получилась эта победа, в принципе, это был «ответ чемпиона», скажем так, на предыдущий этап.
А вот всё-таки то, что произошло на 12 этапе, это Вас не обидело?
Не, ну, может, и обидело где-то в душе, но было больше обидно, что он не выиграл этап. Трудно судить... Если бы он выиграл этап, было бы замечательно, даже если меня догнал, ну, он взял свои 10 секунд и… ни к чему, может быть, были даже те 10 секунд на тот момент, когда можно было оставить победу, немножко, конечно, задело.
А он извинялся перед Вами за это? Какой-то разговор между вами на эту тему был?
Ну да, да. Вечером пришёл, поговорили мы. Конечно, он извинился, поговорили, уладили этот нюанс.
Надо заметить, все мы видели, что команда отлично сработалась на туре, показала, на самом деле, высший класс. Вопрос в связи с этим такой: как быстро Вы с Альберто сработались, ведь это была ваша первая совместная многодневка. Был ли это трудный процесс или же вы начали сразу друг друга понимать?
Да нет, если есть опыт, класс, там, в принципе, такой большой «прикатки» не надо. Это не командная гонка, где надо скатываться неделю-две, чтобы хорошо проехать. А здесь, когда есть опыт, есть уже предыдущие старты… у меня работа была на Ульриха раньше, поэтому я уже знал, как работать. И мы уже проехали вместе короткую многодневку Критериум Интернационал - такая гонка была в конце марта, немножко и там сработал я. А так, в принципе, не настолько это и сложно прямо было сработаться - выходить вперёд и разгонять.
Уже говорилось о том, что в начале года Вы выиграли две очень престижные гонки - многодневку Джиро дель Трентино и легендарную классику Льеж-Бостон-Льеж. Скажите, какая из этих трех главных Ваших побед, включая победу на этапе Тура, была наиболее сложной, скажем так, наиболее запомнившейся для Вас?
Все-таки это победа на Льеже, наверное, когда много было критики после… Было трудно объяснить журналистам, что это новый Винокуров, почему ему теперь нет доверия и так далее.. Если помните, я тогда сделал письмо после этого, что сегодня я стартую и не имею возможности на победу…
Да, наверное, больше эта победа - Льеж-Бостон-Льеж, классика.…
То есть, здесь Вы смогли доказать свои чемпионские амбиции?
Да. Ну, самому себе, может, и нет, но всем, кто во мне сомневался, - да.
Изменился ли пелотон за время вашего отсутствия?
Может, больше уже молодёжи подросло. Незнакомые имена, лица… Гонщики, с которыми я раньше ездил - Юлич, Ульрих, Цабель и так далее уже закончили карьеру, а так… Но уважение как было к тебе, так и есть…
А вот в плане спортивной тактики, стратегии, насколько меняется пелотон ежегодно? Есть ли развитие или это всё же классические правила, которые неизменны?
Да нет, тут в принципе нечего менять, если велосипед - это два колеса и рама, то тут сложно тактически поменять что-то. Но у каждого тренера есть какой-то свой конёк, скажем так. Но я не заметил, чтобы что-то прямо поменялось тактически. Сегодня хотят убрать радио, допустим. Это, может быть, будет ни к чему. Потому что это нужно нам для работы, для коммуникации и так далее. Где-то есть моменты опасные… Поэтому, по поводу радио я считаю, что мы ведь пришли к этому, весь мир идёт к этому… Завтра давайте остановимся на телефонах и не будем развивать это всё, поэтому - это смешно.
Ну и закрывая тему прошедшего сезона, вопрос несколько щекотливый. Как Вы считаете, чем закончится дело Контадора, как настроено UCI и какие шансы у Альберто защитить свою репутацию? Все-таки это общекомандная была победа на Туре и хочется, как говориться…
…ее сохранить, да? Конечно, дисквалификация Контадора никому не нужна сегодня. Это понимаем и мы, Астана, во-первых, и велоспорт, и Тур де Франс, и UCI. Ну, мне трудно судить, я не знаю всех нюансов…
А каково ваше личное мнение, шансы есть у него оправдаться?
Шансы всегда есть… передали дело, насколько я знаю, в испанскую федерацию, теперь им решать виновен он или нет, но, надеюсь, всё-таки, что смогут адвокаты доказать, привести примеры может какие-нибудь, что это было связано всё-таки с мясом, с этой добавкой… Поэтому, надеюсь, что он всё-таки не получит дисквалификацию и эта победа останется у команды «Астана».
Ну, что ж будем надеяться. А теперь хочется поговорить о более приятном. Сейчас уже новая страница в истории команды. «Астана» начинает готовиться к будущему сезону: состав набран, буквально позавчера получена лицензия и на днях у вас состоится первый сбор обновлённой команды в Италии. Расскажите, каковы цели этого первого сбора, как обычно проходят такие мероприятия, какова программа?
У нас довольно-таки жёсткий график, мы собираемся ненадолго - буквально на 5-6 дней. Это, во-первых, знакомство с новыми гонщиками, прохождение спортивных тестов, скажем так, для здоровья (это нужно для UCI, каждый гонщик должен пройти такой тест на 30 минут буквально…). Так же это «замерка» новых гонщиков, чтобы пошить новую форму (велосипедную и повседневную) и, опять же, общие и личные фотографии, знакомство с новым персоналом….
…говорилось, что так же будет представитель главного спонсора, «Самрук Казына»?
Да, собирается Келетаев Дархан прилететь. Ну, и какие-то у них есть пожелания команде перед началом сезона, потому что потом уже трудно будет собрать всех вместе, - кто-то поедет потом в Австралию, кто-то будет готовиться в Испании, поэтому это вот такой единственный сбор, который команда делает... Вот, в принципе, такие цели и задачи этого сбора. Ну и, во-первых, получить инвентарь новым гонщикам, чтобы они могли замерить всё, тесты все провести.
Ну, и если говорить о ближайших планах, когда и где состоится презентация команды и будет ли вообще она в этом году?
Да, презентация планируется в конце января, но пока не выбрали место. Хотелось бы, конечно, в Астане, но там свои нюансы, там азиатские игры будут на носу, может, будет не до нас там. Поэтому, пока не знаю, этот вопрос решает федерация, руководство команды. Конец января - это точно, потому что опять же это единственная «дырочка», скажем так, между гонками - между Австралией и Катаром. Поэтому, последняя неделя января.
На следующий сезон вы сформировали команду из талантливых, но, преимущественно, молодых гонщиков, какие будут самые главные ставки? И как будет построен будущий сезон - это весенние классики, Джиро, Тур или же Тур, Вуэльта и более поздние осенние гонки?
Трудно, трудно одной команде закрывать всё, - чтобы выигрывали, допустим, и классики, и на многодневках как Джиро, Тур и Вуэльта. У нас задача номер один сегодня - победить на одном из гранд-туров - (почему нет?) на Джиро д’Италия, и, конечно же, будем биться на Тур де Франс - попасть на подиум или выиграть командный зачёт, также проехать может в майке лидера и так далее…
Молодые гонщики - конечно, но когда-то молодой гонщик раскрывается, и, скажем так, гадкий утёнок превращается лебедя. Поэтому мы же не можем постоянно брать звезд и не всегда это получается. Сегодня у нас ставка на Кройцигера, я считаю, что он может победить на следующий год на Джиро д’Италия или, минимум, на подиуме закончить, у него хорошая команда помощников, «грегорей» горняков.
Все, в основном, говорят о Кройцигере, его выделяют как главное приобретение сезона, а можете ли Вы выделить кого-то еще, кто, на ваш взгляд, в новом составе может блеснуть и раскрыться именно в нашей команде?
В новом сезоне мы рассчитываем не так как в этом году, - был у нас Контадор и все ставки на него. Кройцигер - это хорошо, но он на Джиро готовится. Но есть у нас Иглинский, который готовится к классикам, у него есть помощники, - тот же Базаев, и младший Иглинский; и Вайткус - латыш, у него были старты и близкие финиша на Фландрии; тот же француз - молодой гонщик, надеемся, что он как-то раскроется на весенних гонках, таких как Париж-Ницца. Почему нет? Они всегда открыты для победы на этапах. Тот же Кисерловский - молодой гонщик, он закончил Джиро, по-моему, вторым по молодёжному зачёту. Мы ставим, мы надеемся, что всё-таки будут они побеждать, а не то, что один Кройцигер закрывает весь сезон, как это было с Контадором, что он выигрывает каждую гонку, куда едет, на него команда вся работает. Тут всё-таки у Кройцигера будет одна задача - Джиро и, может быть, Вуэльта, а дальше народ, молодежь будет по ситуации ориентироваться. Эстонец вот неплохое приобретение. Да, всё-таки молодой, но у него победы в любителях - 10 побед, по-моему, в этом году. Вот такая задача у команды, - молодые, но с амбициями!
А были ли какие-то гонщики из новых "подписаний", которых Вы лично порекомендовали?
Только, наверное, этот эстонец. Он катался в Сант-Этьене, в команде, где я начинал, и тренер, который там до сих пор работает, который со мной занимался, он порекомендовал, сказал «бери, не ошибёшься», поэтому я и порекомендовал его как единственного, наверное, гонщика, чтобы подписали в команду. Остальные, в принципе… Все полагались на опыт Мартинелли.
В каких гонках следующего сезона лично Вы сами хотели бы участвовать? Есть ли у Вас любимые гонки, где вы хотели бы выступить?
Ну, программу пока еще не составляли, это как раз задача нашего будущего сбора, каждого гонщика тоже - составить программу. Ну, а так для себя я думал всё-таки начать, может быть, с Тура Оман - такая гонка есть в середине февраля; потом, наверное, Париж-Ницца и Критериум Интернационал; классики, наверное, такие как Амстел, Флэш-Льеж, потом Романдия, скорее всего, и уже подготовка на Тур де Франс.
А будет ли продлён контракт с Санкёром на следующий сезон? И будут ли привлечены новые менеджеры, спортивные директора или администрация останется той же?
Нет, с Санкёром, скорее всего, мы расстанемся, есть такая задача. Сегодня главный тренер команды это Мартинелли, остальные у него ассистенты - как Шефер, Седун и другие спортивные директора, на сегодня, насколько я знаю. Может, какие-то изменения будут, когда на сборе, на следующей неделе, приедут спонсоры, они, может, захотят что-то добавить, но на сегодня, насколько мне известно, ситуация такова.
Многие болельщики интересуются, какова будет реальная стратегия на Тур 2011: это борьба за красивые этапы, гороховая майка, командное первенство или всё же такая же серьезная, как и в прошлом году, борьба за генеральный зачёт?
Будем смотреть по ситуации, трудно сказать. Сегодня мы настраиваемся на генеральный зачёт, почему нет? Скажем так «по-велосипедному», что в этом году, если бы я ехал «на себя», то можно было бы побороться за третье место с Меньшовым. Поэтому шансы всегда есть. Мы не сдаёмся, перед боем стартовать будем на общий зачет, а дальше уже трасса покажет - или будем бороться за жёлтую майку, или за горную, или за командный зачёт, или за этапы, скажем так, красивые. Поэтому, по крайней мере, сегодня задача бороться за подиум!
Вы присутствовали на презентации Тур де Франс будущего года, насколько подобранные этапы и их профиль Вам подходят? Иными словами, насколько этот Тур будет «под Вас»?
В принципе, хорошие этапы. Приезжаем, начало без пролога - тоже что-то новенькое. Тяжело - командная гонка, опять же, нужно хорошо скататься всем гонщикам. Потом приезжаем в часть Франции, где я прожил 2-3 года, и там довольно-таки нелёгкие этапы. Хотя горы и невысокие, но там ноги, скажем так, могут поболеть у всех. Поэтому профиль, в принципе, идеальный. Ну, «идеальный»… Может быть, разделка не такая длинная, как всегда, но хороший тур.
Ну что ж, с вопросами о планах мы разобрались. Хотелось бы отдельно поговорить о казахстанском спорте. Ну, в этой связи вопрос актуальный: как вы оцениваете выступление казахстанских спортсменов на Азиатских играх в Гуанчжоу?
…казахстанских, в целом?
Казахстанских, в целом, и велосипедистов, в частности.
Ну, велосипедистов, конечно… Я читал сайт, много критики. Конечно, неважно, скажем так, на двойку даже. Ни одной медали, действительно, нет, такого не бывало, может быть в истории, наверное, велоспорта в целом!…А казахстанского спорта в целом, тоже, насколько я знаю, 6 медалей, по-моему, золотых…
..Сегодня уже 7…
Семь, да, но планировалось намного больше! Но трудно судить обо всем спорте, в целом, я не министр спорта сегодня, поэтому… (смеется).
О велоспорте, конечно… Опять же на треке, допустим, это наша нехватка оборудования, каких-то стартов, так же подготовки, может быть. На шоссе тоже, скажем так, не подходящее, может быть, совсем время выбрано для азиатских летних игр, хотя через два месяца уже стартуют зимние игры. Каждый организатор подбирает под себя, ну и потом уже, кто платит, скажем, тот и заказывает музыку. Провал есть, конечно, это факт. Ну, не всегда выигрывать… Много критики, ну, может быть, и правильно, такова жизнь. Кто-то говорит, что вот выдернули «профиков», потому что «профики» сегодня имеют больше опыта и так далее, но ведь их выдернули не вчера. У них была задача поставлена уже в сентябре, что они должны готовиться на Азиатские игры. Но тяжело, когда ты десять лет готовишься - у тебя один распорядок и ноябрь у тебя это отдых, тяжело организм заставить работать и войти в форму. Поэтому, наверное, и такое выступление - шестое место на разделке и шестое место на группе. Даже, может быть, сегодня не заболело бы у меня колено, не факт что я выиграл бы золото на разделке. Хотя, судя по Вакеру, конечно, тяжело представить хуже… Но легко сейчас рассуждать. Пацаны бились, - бились, но не получилось. Есть люди сильнее в Азии, такова жизнь.
Очень много вопросов возникает по поводу нового проекта - континентальной команды «Астана-2». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте - начиная с того, когда он запуститься, какие будет преследовать цели, и кто будет брать шефство над этим проект старшая команда «Астана» или же это проект Федерации велоспорта?
Это трудно сказать, хотя, конечно, планы есть, - команды Два и Три даже есть. Но сегодня у нас реальное число - до 10 декабря, когда нужно зарегистрировать континентальную команду, сегодня этим занимается Рехерт Валентин - этими командами, предоставлением, во-первых, бюджета, чтобы его «Самрук-Казына» утвердили, а если они утвердят, тогда, конечно, команда будет стартовать, - и у них, и у Федерации Казахстана есть такие планы. Поэтому, насколько мне было известно, после последнего нашего визита в Казахстан, на сегодня этим занимается Рехерт, а дальше кто будет заниматься мне сложно ответить, шефство будет «Астаны» или нет, хотелось бы, чтобы они выступали под одной структурой, было бы намного легче, ну…
…Время покажет?
Я думаю, что всё будет.
Ни для кого не секрет, что сейчас среди молодых казахстанских велосипедистов нет пока будущих «Винокуровых», то есть спортсменов, которые будут способны выигрывать гранд-туры. Вот в чем, на Ваш профессиональный и опытный взгляд, причина? Просто не появилось еще таких же мощных от природы гонщиков или же они не достаточно хорошо тренируются, может быть, где-то ленятся?
Ну, как сказали мои друзья в Бишкуле, что, такие как я, рождаются раз в сто лет. На что мой отец ответил, что может быть еще не поздно сделать еще одного Винокурова (смеется), поэтому трудно ответить...
Это моя задача сегодня, найти таких и, может, лучше, которые смогут выиграть Тур де Франс. Это у нас задача номер один - найти «Винокурова» в Казахстане. Сегодня у нас есть молодежь - такие как Киреев, Зейц, Дьяченко, нужно работать! У них не хватает, может быть где-то веры в себя, профессионализма или другая у нас проблема - с визами, они постоянно не летают, не могут получить карту резиденции во Франции или в Италии, постоянно возвращаются к семьям, это опять же потеря времени и формы. Если в этом году всё получится, они перевезут сюда свои семьи и будет намного легче им тренироваться и добиваться результатов. Но, опять же, это зависит от них, если они сами придут к этому. Ну, поймут, что всё зависит от них, - сегодня есть все условия, есть команда, пожалуйста. Может быть, не было бы команды, они бы вообще контракта не нашли... Ну, а судя даже, по последней гонке, их Тура в Китае, когда Киреев, Ренёв (с Бишкуля, Петропавловска) говорят: «В этом году гонка слабее!», я говорю: «Да нет, ребята, это просто вы подросли на голову, может быть, поэтому вам кажется, что легче едется, и все остальные уже на уровень ниже, потому что вы уже проездили гонки в Европе, вам «по ушам надавали», вы растёте, надо к этому стремиться». Поэтому, я думаю, найдём, найдём. Ну, на следующий год будет тяжело, но года через три-четыре...
Поэтому им нужно поверить в себя, во-первых, что они могут, просто они еще думают, что Винокуров - да, а мы не способны на это. Нужно поверить в себя! В этом году Иглинский поверил в себя, он начал биться, с тем же Вальверде соревноваться и всё, ему говорю: «Ты можешь с ним соревноваться, биться, ты можешь его побеждать, - всё, ты перешагнул этот барьер!», он может выигрывать сегодня, и может бороться и на Милан-Сан-ремо, и на Фландрии, - всё, цель тренироваться и идти к этому, я думаю, у него получится на следующий год. А тот же Иглинский Валёк, он поверил, что может финишировать, нужно работать просто, и, конечно, если ты будешь «лежать на диване», никакая победа не придёт к тебе. Поэтому, он поверил в себя, начал тренироваться и выиграл этап и так же доехал до конца в жёлтой майке Тур де Хайнань. Это не Париж-Ниица, не Тиррено-Адриатико, но это победа в профессионалах. Это первая его победа, нужно с чего-то начинать, первый его сезон, уже какой-то стимул! Ну, не получилось на Азиаде, может быть, перенервничал, не хватило опыта и так далее, всё-таки семь часов во времени, может быть, сказалось, но я считаю, что, наверное, больше не хватило чувства, скажем так, где ты можешь себя контролировать и не расходовать энергию "налево - направо", а он скажем по-простому, "перегорел" просто, - всё, он на старт уже вышел, он перенервничал и не смог ничего изобразить и не помог там Максу. Поэтому наша задача сегодня.
Заканчивая тему местного велоспорта, - много говорилось о том, что возможно ли в Казахстане проведение каких-то профессиональных престижных велогонок на высоком уровне? Ведётся ли хоть какая-нибудь работа в этом направлении или пока об этом совсем рано говорить?
Не рано, это задача наша, двух-трёх лет. Поэтому сегодня построен велотрек замечательный в Казахстане, такого в мире ещё нет проекта, где есть и трек 250 метров, ни больше ни меньше, есть там бассейный комплекс, спортивные сооружения. Наша задача провести чемпионат мира, может быть, через год-два, включить там программу гонки уже, и, конечно, стремиться провести какие-то однодневные гонки. Конечно, о недельных гонках пока тяжело говорить, а двух-трёхдневные гонки - почему бы и нет? Стартануть в Боровое и доехать до Астаны. Поэтому это, конечно, в планах! И UCI это поддерживает, потому что нужно развивать сегодня велоспорт нет только в Европе, но и в Азии, и так далее, поэтому это тоже задача сегодня и нашей Федерации, и команды Астана.
Тем временем, Казахстан во всю готовится принимать зимние Азиатские игры. Приедете ли Вы на это мероприятие в качестве гостя или, может быть, даже будете как-то задействованы в мероприятиях, связанных с Азиадой?
Сегодня да, есть такие планы, чтобы я забрал огонь в Кувейте и передал его в Казахстан, над этим проектом работают. Это будет примерно в начале января в Кувейте. Вот в такой роли, скажем так, меня видят. А приглашение, конечно, есть на открытие, там 30 января, сложно всё-таки прилететь будет, но почему нет? Это грандиозное событие, надеюсь, оно пройдёт, все проекты готовы… надеюсь, будут, это все-таки в первый раз в Казахстане такое.
Много личных вопросов поступило от болельщиков. Среди самых распространённых - вы неоднократно в своих интервью заявляли, что следующий сезон станет для вас последним в профессионалах. Что Вы планируете делать потом?
- Найти, наверное, всё-таки работу и полезность в команде. Надеюсь, всё-таки передавать свой опыт нашим молодым гонщикам.
То есть, с велоспортом, вы расставаться пока не собираетесь?
Ну да, в принципе, нет. Велоспорт - это наша жизнь. Такие цели.
Когда Вы приезжали в сентябре в Алматы Вы «примерили» на себя новую роль, роль участника международного кинофестиваля «Евразия». Понятное дело, что в фильме Питера Бермана «Ложь и правда большой петли» Вы выступили в качестве больше интервьюируемой персоны, нежели кинозвезды. А как, на Ваш взгляд, получился фильм и понравился ли он Вам?
Первый, конечно, был намного лучше. Во втором было ошибок немножко больше, какая-то система была выстроена не очень. Но для любителя, может быть, это и прошло незамеченным, а для профессионала… конечно, были нюансы, вопросы. Но человек делает это от себя, за свои деньги, никто его не спонсирует, поэтому делает, как может. Может быть, его ошибка, что он не взял какого-то советника, который был со мной, того же Яковлева Серёгу, который мог посоветовать, что «нет, это было не так, а это так», какие-то кадры поярче вставить, иногда были не состыковки, конечно. Но он делает, как может, если бы это были мои деньги, я мог бы его критиковать, а здесь человек от души делает, на этом ничего не зарабатывает, поэтому только спасибо. Конечно, вопросов много, сегодня можно критиковать, но сделайте лучше. Если кто-то может, найдёт пусть спонсора и снимет… Критиковать всегда можно, сегодня и на сайте развелось много «ушлых» критиков, поэтому это болтовня. Пусть каждый сам внесёт какую-то лепту, предложения, инициативу.
Да, конечно, задачи у «Астаны» сейчас есть и главнее, чем Азиада, но это всё-таки имидж страны и, конечно же, хотелось завоевать медали! Но на Олимпиаде 2004 года тоже хотелось завоевать медали, но не всегда получается. Спорт - это лотерея.
Конечно, задача номер один развивать детский велоспорт в Казахстане, но на это нужно время, и средства, и кадры. Над этим федерация работает, "Москва не сразу строилась", поэтому всё знаем, все ошибки, всем спасибо...
На презентации фильма, говорилось о том, что планируются съемки на этот раз художественного полнометражного кино с Вашим участием, комедии «Большая петля». Действительно ли Вы будете сниматься в этом фильме или пока преждевременно об этом говорить?
Немножко преждевременно, скажем так. Я повторюсь, Питер Берман - это мой друг, да, никаких претензий, он человек творческий, но иногда у него мечты такие, что… Сегодня у меня со временем просто лимит, поэтому я не смогу участвовать в таких проектах.
А Вы читали сценарий этого фильма?
Ну, что было в книжке написано, я читал, да. Там, конечно, много вопросов. Но, опять же, это его идеи, это он свою историю, может быть, где-то с нашей связал, послушав наши рассказы. Но всё это пока на бумаге.
Вы с семьёй давно живёте во Франции, предлагали ли Вам когда-либо сменить гражданство и как Вы смотрите на такую перспективу?
Во Франции не предлагали, а вот в Монако, может и предлагали. Пока нас в Казахстане не плохо кормят (смеется Александр), а так... и моя супруга, и дети мои с паспортом казахстанским, пока такой мысли не было!
С кем из известных иностранных гонщиков Вы дружите, близко общаетесь?
Общаемся со многими, тот же Ребеллин… Жильбер живёт через дорогу, бельгиец, мы вместе летали на прошлой неделе на презентацию Тур де Франс 2012 г… будет стартовать в Льеже, если вы слышали… Поэтому общаемся со многими, кто живёт в Монако, но так, чтобы прямо семьями, то это только такой казахстанской диаспорой. Тяжело в другой стране, без родных, без мамы, без папы, без дедушек, - супруге тяжело. Ну, я уже давно в отъездах, дети здесь, семья здесь - это главное. Хотелось бы, конечно, чтобы и родители здесь жили, но для них это далеко и они привыкли к Родине…
Ну и, конечно же, все слова поддержки, уважения и все тёплые пожелания болельщиков с Родины, и не только, легендарному казахстанскому спортсмену были непременно переданы.
Александр, в свою очередь, в манере, свойственной ему как сильной и авторитетной личности, активно призвал болельщиков, посетителей сайта и, в том числе, постоянных критиков, больше помогать сайту, тем самым, вносить свой вклад в развитие спорта. И справедливо добавил, что критика, конечно, всегда нужна, но всегда должны быть рамки. На этом мы и подытожили наш длинный и содержательный разговор, в котором мы постарались затронуть практически все столь активно волновавшие в последнее время болельщиков «Астаны» темы.
Дина Ибраева. Источник: astanafans.com
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!