“Астана”, созданная в 2006 году по инициативе премьер-министра Даниала АХМЕТОВА, возглавляющего также и Федерацию велоспорта РК, приносила спортивную славу и политические дивиденды Казахстану без малого три года. Спонсорами команды в добровольно-принудительном порядке стали шесть государственных холдингов, а ее годовой бюджет, по нашей информации, составил порядка 15-18 миллионов долларов. При таком финансировании резонно было ждать и отдачи от спортсменов. Действительно, если вначале велосипедисты нашей команды выигрывали отдельные этапы на некоторых престижных соревнованиях, то вскоре стали побеждать уже на самых элитных гонках. Например, в прошлом году “Джиро д’Италия” и “Вуэльта” - две элитные гонки из трех в серии Pro Tour - остались за “астанчанином” Альберто КОНТАДОРОМ из Испании.
Но в связи с мировым экономическим кризисом в этом году персонал и гонщики “Астаны” не получают зарплату с февраля. Сумма задолженности составляет уже порядка двух миллионов евро. От финансирования клуба отказались такие гиганты, как “Казцинк” и “Эйр Астана”. Другие спонсоры пока не готовы ответить, смогут ли они и в дальнейшем поддерживать команду и когда начнут расплачиваться по долгам с казахстанской велоконюшней.
- Если “Астана” все-таки распадется, то мы получим самый большой негатив в мире за всю историю казахстанского спорта, - сказал нам в интервью вице-президент Федерации велоспорта РК и менеджер “Астаны” Николай ПРОСКУРИН.
Это заявление он сделал после того, как Международный союз велосипедистов (UCI) прислал уведомление о том, что если руководство “Астаны” в ближайшее время не погасит задолженности перед персоналом и гонщиками, то команда будет лишена лицензии и отстранена от участия в гонках Pro Tour.
- Нас вообще не будут воспринимать как серьезное государство. На словах мы оперируем миллиардами, а на деле не можем свой лучший проект сохранить! Значит, это все были понты! - возмущается Н. Проскурин.
Кстати, перед пятничным этапом супермногодневки “Джиро д’Италия”, проходящей в эти дни по дорогам Европы, в нашу Федерацию велоспорта пришел факс за подписью генерального менеджера команды Йохана БРЮНЕЛЯ. В нем говорилось, что велосипедисты “Астаны” будут выступать на соревнованиях с заклеенными логотипами спонсоров нашей конюшни до тех пор, пока им не выплатят причитающиеся деньги. Эту акцию поддержали восемь из девяти гонщиков. Не присоединился к ней только Андрей ЗЕЙЦ, единственный казахстанец в казахстанской команде.
“ Он же наш, доморощенный!” - с гордостью пояснил чиновник из федерации.
Но разве не нонсенс, что в родной команде казахстанец самый бесправный! Как и то, что все лидеры “Астаны” - иностранцы.
Был прежде Александр ВИНОКУРОВ, но и того уволили после допингового скандала на “Тур де Франс-2007”. Между тем, по мнению многих специалистов, руководители нашего велоспорта просто кинули Александра, отказавшись защищать его в международном суде. А теперь представьте, что Вино отстояли бы, как отстояли, например, россияне своих биатлонисток Альбину АХАТОВУ и Екатерину ЮРЬЕВУ, также обвиненных в употреблении допинга. В этом случае Винокуров до сих пор колесил бы по дорогам планеты, ковал для страны спортивную славу и в пору кризиса не выторговывал для себя особых финансовых условий - благо парень не бедный.
Сейчас вопрос о возобновлении финансирования “Астаны” решается уже на правительственном уровне. Будем надеяться, что решится он положительно. Однако трудно не согласиться с прославленным казахстанским гонщиком Андреем ТЕТЕРЮКОМ, живущим ныне в Италии, который сказал:
- Зачем государство-то лезет в эти дела? Ну хорошо, сейчас найдут деньги, а что потом? У правительства есть дела поважнее. Не найдут в следующий раз деньги - и все! Конец фильма! Великий проект под названием “Астана” после ухода лидеров-иностранцев прикажет долго жить. Заменить же варягов некем. Что тогда будем делать?
Фото с сайта cyclingnews.com Источник: Время (time.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!