Совсем недавно отгремел очередной чемпионат мира в дисциплине Dota2 The International - миллионы долларов призовых, сотни тысяч зрителей, тысячи участников. Только вот команд из Казахстана в финальной стадии почему-то не оказалось. Vesti.kz пытается разобраться в чем причина, но для этого сначала нужно вспомнить историю.
Киберспорт в Казахстане – вещь непостоянная, он то появляется, собирая под сводами компьютерных клубов толпы игроков, то исчезает на долгое время, отправляя тех же самых игроков по домам.
Если же вспоминать о появлении самого комьюнити и о тех дисциплинах, которые стояли у истоков, то тут, на удивление нужно будет говорить не о Counter-Strike: 1.6, не о WarCraft или StarCraft, а о добротной стратегии - Age of Empires. С появлением этой игры в начале 1999 года группы людей, во главе которых был Мурат Жумашевич, более известный как Arbalet, увлечение играми стало принимать более профессиональные нотки. А когда эта же группа людей создала клан "The Legion Clan" и был проведен первый чемпионат по Age of Empires в городе Алматы, игры приобрели киберспортивный характер.
Изначально это был сугубо казахстанский клан, но с ростом его популярности росло и количество игроков, а с появлением официального сайта – www.legion.kz – в клан стали вступать игроки со всего мира.
Главным основателем и спонсором клана являлся Arbalet, организовавший огромное количество турниров, таких как: "Almaty Open DM Tournament 1999", "International Tournament in Almaty 2000", "Moscow Cup 2001", "The Legion Cup, Arbalet Cup 1", "The Legion Cup, Arbalet Cup 2", "Friendship Cup Korea 2002", "Arbalet Cup Brazil" и множество более мелких турниров.
В далеком 2000 году под предводительством Нуркена Сулейменова была создана команда Fight Club в дисциплине CS: 1.6. Ребята начали тренироваться и показывать неплохие результаты на всевозможных площадках Алматы. Главным полем битвы естественно считался компьютерный клуб SkyNet. Через год к команде присоединились еще два игрока, и команда стала называться "Sky".
В мае 2003 года, по инициативе все того же Arbalet’a, в Алмате состоялся турнир по Counter-Strike’у, куда были приглашены чемпионы WCG 2002 года, команда из Санкт-Петербурга – M19, а также московская команда – Emax. Помимо этих двух команд, были и две казахстанские - Legion’S и Legion’А. В финале турнира встретились M19 и Legion’S, и результатом ожесточенного противостояния стало ошеломительное поражение чемпионов мира из города на Неве. Но поступить так неуважительно с гостями из России организаторы не могли, поэтому был проведен матч-реванш, и с результатом 3-2, российская команда М19 стала новоиспеченным чемпионом.
В конце 2004 года на казахстанской сцене появляется молодой талант – Даурен Кыстаубаев. Далее, сколотив неплохой коллектив, была создана команда k23 в дисциплине Counter-Strike, о которой позднее узнали во всем мире. Первым серьезным испытанием для новой команды стал турнир "Лига Арбалета", и ребята с успехом прошлись по нему, став в итоге чемпионами. Проявить же все свои амбиции смогли на WCG 2005 года, куда они успешно отобрались, победив всех в Алматы. Финальная же часть турнира проходила в Сингапуре, где все для ребят складывалось удачно, но, не сумев одолеть американскую команду Team 3D, ребята заняли почетное второе место.
Турнир Asus Summer 2007 года, который походил в Москве, стал для казахстанской команды не совсем удачным. Ребята не смогли даже попасть в тройку призеров, а чемпионами стал российский коллектив Virtus.Pro.
У команды были успешные выступления, но все они были региональными, из серии Arbalet Cup или Asus, но отобраться на заветный турнир World Cyber Games у ребят больше не получилось. Последним выступлением под эгидой k23 стало участие в турнире OSPL Spring 2011, который проходил в Алматы. Турнир получился чуть ли не прощальным, и команда заняла третье место.
Помимо Counter-Strike, в Казахстане развивались и такие дисциплины как Unreal Tournamen, Quake, Need for Speed и Fifa.
В дисциплине Quake можно выделить алматинского киберспортсмена Станислава "Cho3en" Кучеренко, который отлично проявил себя на таких турнирах, как Arbalet cup 2002 (1 место), WCG KZ 2002 (1 место), Arbalet Professional League 2003 (1 место) и других. Самым же высшим достижением игрока является второе место на турнире в Чехии в 2003 году. С исключением шутерных дисциплин на WCG 2005 года игрок перешел в другую дисциплину – Need for Speed, и, получив путевку в Сингапур, смог лишь попасть в 16 лучших.
Больших результатов в этой дисциплине из казахстанских киберспортсменов смог добиться Александр "n1ce" Кравченко. Тренировки по 15 часов в день дали свои плоды, и в 2006 году Александра пригласили выступать под своим флагом два немецких гранда - MouseSports и Alternate Attax, и сделав выбор в пользу первых, он поехал на финальную часть WCG 2006 в Италию. Но турнир прошел не совсем гладко, и попасть в тройку призеров он не сумел. После этого турнира, взяв небольшой перерыв, он заявился на турнир - ClanBase: The Fast and the Furious Cup, где ко всеобщему удивлению занял первое место. Далее была победа на Asus Summer Cup 2007, а последним триумфом для игрока стал турнир Arbalet Cup 2009.
В дисциплине Fifa было много отличных игроков, но среди них выделялись два явных лидера – Руслан "SB" Муллокандов и Павел "P@$#(OK!)" Кухнов. Руслан проявлял себя почти на каждом турнире, будь то будничный турнир в Омеге или отборочные на WCG, куда он ездил четырежды: в 2006, 2007, 2008 и 2011 годах. Наилучшим же результатом стало восьмое место на WCG 2011 в Южной Корее. Очень редко случалось так, что Руслан занимал не первое место, а если такое и происходило, то уступал он Павлу. Так произошло в 2009 году, когда Павел выиграл отборочные в Казахстане и поехал на финальную часть турнира в Китай. Групповой этап прошел удачно: выйдя со второго места в стадию плей-офф, Павел дошел до четвертьфинала, где в итоге его остановил представитель Малайзии. Итог турнира – топ-8.
В целом история киберспорта в Казахстане очень богата, были и хорошие результаты, и громкие победы, и обидные поражения, и множество узнаваемых имен.
В наши же дни происходит какая-то стагнация, турниров мало, и все они больше имеют коммерческое значение, нежели желание развивать киберспорт. Стремление стать лучшим в своей дисциплине, посетить международный турнир и прославить свое имя уступило место желанию заработать и получить лишнюю копейку. Чемпионаты стали одноразовыми, уже нет той системы и периодичности, которую всегда ждали с нетерпением. Из последних турниров за долгое время можно выделить только xGame Cup #1 в дисциплине Dota 2.
Один крупный турнир по самой популярной игре в мире. Начиная с 2012 года у игроков потерялась мотивация: WCG больше нет, турниры проходят в большинстве случаев онлайн, а на другие турниры либо нет возможности ехать, либо нет смысла. Для участия требуется большее количество денег, а поддержки со стороны государства вообще нет. Развиться самому, без чьей либо помощи практически невозможно.
К примеру, в России существует официальная должность - председатель федерации киберспорта, и занимает эту должность уже на протяжении долгого времени Дмитрий Смит. Федерация работает как самостоятельно, так и с другими организациями. Целью федерации является развитие компьютерного спорта в России, участие на международных турнирах, содействие внедрению компьютерных технологий в физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. Федерация существует уже более десяти лет, и за это время в России было создано несколько кибеспортивных организаций, было оказано содействие в участии российских атлетов в международных турнирах. При содействии этой организации были проведены такие турниры как: Eurasia Cybersport 2012, Point Blank и Bloodline Champions, Уральская сталь 2012 в дисциплине World of Tanks и многие другие.
Для создания такой федерации в Казахстане необходимо две вещи: финансирование и уверенность в том, что это кому-то нужно. Никто не будет создавать такую организацию, если игроки отнесутся к этому несерьезно. В России на это есть спрос, такие команды, как Team Empire, Virtus.Pro, Rox.Kiss участвуют в таких международных турнирах как Starseries, ESL, D2 Championship League, The International и занимают неплохие места. Ко всему прочему, у россиян существует Московская киберспортивная лига и Профессиональная киберспортивная лига, куда входит множество игровых дисциплин. В Украине есть Кибер Арена - организация, которая занимается практически всеми киберспортивными вопросами в своей стране.
В нашей же стране только xGame принимает участие в подобных турнирах. Но Dota 2 - это всего лишь одна дисциплина из многих.
Призовые турниров с каждым годом растут с геометрической прогрессией, появляется все больше новых команд и имен, а интерес ко всему этому уже выходит за рамки чисто геймерского окружения. Когда на The International 4 разыгрывается 10 миллионов долларов, ты хочешь или не хочешь, но все равно посмотришь, как за эти деньги будут бороться с десяток коллективов из разных стран мира.
Evil Genius, Na’Vi, The Alliance, Team Empire, NewBee, Top Secret, Power Rangers, MVP и множество других команд из разных стран уже сделали себе имя как в своем краю, так и на международной арене. Хочется надеяться, что помимо xGame, Adren’a и парочки коллективов по дисциплинам World of Tanks и Point Blank у Казахстана будут появляться все новые и новые имена.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!