Один из сильнейших трековиков Казахстана Артем Захаров рассказал корреспонденту Vesti.kz, как идет подготовка к Олимпиаде-2020, почему он не хочет поставить рекорд мира в часовой гонке и с какими проблемами сталкиваются представители его вида велоспорта.
- Вы примете участие в чемпионате Казахстана на шоссе?
- Ближайший старт - как раз чемпионат Казахстана с 26 по 30 июня, который пройдет в Боровом. Затем, 7 июля, отправлюсь на тренировочный сбор в Италию, в Левиньо. Это на две недели. Идет закатка базовой выносливости, а она в основном происходит на шоссе. У "темповика" в принципе вся подготовка к треку проходит на шоссе. Есть работа и на треке, но она чередуется с асфальтом.
- Вы уже видели трассу, на которой пройдет чемпионат страны?
- Я смог посмотреть только трассу для групповой гонки. А для индивидуальной "разделки" еще не видел. Трасса довольно хорошая, асфальт хороший. Я не завершил круг, не доехал буквально пару километров, говорят - там было немного плохого асфальта. Дорога постоянно идет вверх-вниз, гонка будет нелегкая. Рельеф достаточно сложный, точно будет посложней, чем в Алматы.
- Вы выступаете и на паркете, и на асфальте. Тяжело ли переходить с трековых дисциплин на шоссейные?
- Первые годы, может быть, тяжело. Сейчас я уже адаптировался по тренировочным планам. Да, бывает тяжело, не без этого. Просто нужно найти баланс между шоссе и треком.
- Где бы вы хотели продолжить свою карьеру - на шоссе или треке?
- Мне и там, и там комфортно. Не очень хотелось бы бросать что-то. Мне нравятся и шоссе, и трек.
- Мы часто слышим про различные рекорды в часовых гонках, что их поставил тот или иной именитый велогонщик. Вы сами не хотите сделать нечто подобное?
- Я таких целей перед собой не ставил и не собираюсь. Для того, чтобы просто заявиться на попытку поставить рекорд, нужно внести немалую сумму. Я могу попытаться это сделать на тренировке, чисто для себя. А так даже пытаться не имеет смысла. Нужны спонсоры, ведь просто заявка на часовой рекорд в индивидуальной гонке стоит 16 тысяч евро. И это не считая того, что тебе нужно будет арендовать трек, чтобы тренироваться и проводить тесты. Все упирается в деньги, все за свой счет. Меня это не интересует, и у меня не было никаких стремлений ставить рекорды.
- Олимпийские лицензии - именные? Может ли поехать на Олимпиаду другой гонщик?
- На ОИ в омниуме и индивидуальных видах отбираются на Кубке мира и континентальных первенствах. Представительство только по одному спортсмену от страны - поэтому, если ты завоевал лицензию, ты и принимаешь участие в Играх. Не бывает такого, что ты получил путевку, прошел все этапы соревнований, а едет другой.
- Кто наиболее перспективен у Казахстана в трековых дисциплинах?
- Честно, я не слежу за рейтингами в других дисциплинах, поэтому ничего не могу сказать. Знаю, что наши ребята тренируются, побеждают. Но что в темповых дисциплинах, что в спринтерских слишком мало стран получает олимпийские лицензии. Например, в омниуме всего 18-20 стран, и пробиться в их число очень трудно. В спринте, я думаю, тоже непросто.
- У нас в Казахстане есть хороший велотрек, есть школы. Но почему у нас так мало сильных спортсменов в этом виде?
- Дело в том, что с момента создания трековой команды в 2011 году у нас было немало хороших спортсменов. С тех пор финансирование клуба постоянно сокращалось. Но кто-то ушел, кто-то завязал со спортом. За ту зарплату, что предлагают, никто не хочет выступать. Никто не видит перспектив, бросают спорт. До 19-20 лет занимаются, а когда завершается юниорский возраст, начинают задумываться, что дальше. Кто-то уходит по семейным обстоятельствам, кто-то - по финансовым. А каждый спортсмен раскрывается в своем возрасте - кто-то результаты показывает в 15 лет, а кто-то и в 25-30.
В Казахстане результаты показывают взрослые, уже созревшие спортсмены. А в молодом возрасте сложно показать хороший результат. В Европе в велоспорт приходят в шесть-семь лет и выращивают спортсмена или приходят из других видов, как словенец Примож Роглич, который пришел из прыжков на трамплине. У него как раз уже была физическая и психологическая база.
У нас же практически нет трековой команды, есть лишь сборная, но бюджет ограничен. Достаточно только съездить на чемпионат Азии и Кубки мира, и он исчерпан. Нет гонок, нет соревнований. Не каждый согласен практически весь год находиться вне дома - сборы, тренировки, соревнования - и получать за это 250 долларов.
Напомним, что 27-летний Захаров выступает не только в трековом велоспорте, но и за команду "Астана". В мае он стал обладателем золотой медали в омниуме на престижном международном турнире Silk Way Series Astana, который проходил в Нур-Султане. Среди других достижений Захарова - победы на чемпионате Азии и медали на этапах Кубка мира, две "бронзы" Азиады-2018 и участие в Олимпиаде-2016.
Фото: astanaproteam.kz (1), cyclingtips.com (2), velolive.com (3).
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!