Разноцветный "Волчок"

Василий Сигарев(слева). Фото с сайта kultura-portal.ru
14 июня в Сочи завершился юбилейный "Кинотавр". Кинофестиваль с 20-летней историей вовсю сравнивают с Каннским смотром, который прошел в прошлом месяце. Пишут, что он может без стеснения мериться силами "с лучшим европейским" жестокостью конкурсных картин. Главный приз на этот раз достался картине Василия Сигарева "Волчок" В минуты кризиса "Кинотавр 2009" прошел гораздо быстрее фестивалей предыдущих лет. Вместо двух недель, всю конкурсную программу упаковали в семь дней. Показы перемежались с пресс-конференциями и светскими мероприятиями. Многие кинокритики и звезды российского кинематографа отмечают, что фестиваль стоит того ажиотажа, который вокруг него создают. Хотя бы из-за места его прописки. Кризис, слава богу, на погоду и атмосферу южного курорта не повлиял. Зато на составе участников и бюджетах фильмов отразился. В конкурсе участвовали всего 12 картин. Для сравнения, в последние годы за главный приз соревновались не меньше 15 лент. Один из организаторов кинофестиваля Александр Роднянский извинился за "рабоче-кинематографический характер" праздника еще на стадии объявления конкурсных картин. По его словам, богатство и буржуазность пришлось принести в жертву обстоятельствам. На открытие кинофестиваля приехали далеко не все завсегдатаи подобных встреч. Из самых ярких - Федор Бондарчук и Дмитрий Дюжев с супругами, актеры Александр Олешко, Алексей Макаров, Агния Дитковските с мамой Татьяной Лютаевой и скандальный рокер Сергей Шнуров. Открывался "Кинотавр" в этом году не привычно - без его президента Олега Янковского. Память актера, скончавшегося 20 мая, почтили минутой молчания. Ему посмертно присудили приз "За выдающийся вклад в российскую киноиндустрию". Такую же награду вручили отцу-основателю "Кинотавра" Марку Рудинштейну. Все это время звучала музыка из картины "Мюнхгаузена". Разрядить обстановку по замыслу должно было выступление группы "Чайф". Но не получилось. Они спели песню "Шаляй-Валяй", которая входила в саундтрэк к одному из последних фильмов с Олегом Ивановичем - "Стиляги". Рок-музыканты из уважения слова "шаляй-валяй" очень искусно заменяли на "не забывай". От грустных мыслей зрителям и жюри удалось отвлечься, когда начался показ фильмов. В этом году в состав судейской коллегии вошли оператор Михаил Агранович, режиссер Сергей Бодров, оператор и продюсер Гука Омарова, сценарист и режиссер Авдотья Смирнова, кинокритик Лариса Малюкова, актер Сергей Маковецкий, актриса Дарья Мороз. Они работали под руководством председателя жюри, продюсера Сергея Сельянова. Выведите детей из зала Показ конкурсной программы длился шесть дней. На заседании Гильдии киноведов и кинокритиков было отмечено, что женский взгляд на современное кино гораздо гуманней и светлее фильмов режиссеров-мужчин. Щедрые на эмоции леди, в своих фильмах обошли стороной мат и, по возможности, пошлость, грязь. Мужчины, напротив, хорохорились и выражались как могли. Некоторые даже попросили перед началом вывести из кинозала детей, мол, слишком много будет матерщины. Но, порой, не встречали понимания даже у представителей сильного пола. Так, для президента Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена последней каплей стал бокал спермы, выпитый одним из актеров в фильме Ивана Дыховичного "Европа-Азия". Ранее организаторы говорили, что выбрать 12 из 62 заявочных картин было нелегко. Акцент делался на разностилевую направленность конкурсантов. Но, при этом, у многих кинокритиков и киноведов осталось ощущение тематической парности работ. Например, фильм Алексея Мизгирева "Бубен барабан" перекликается со "Сказкой про темноту" Николая Хомерики. По мнению автора одного из конкурсных фильмов - "Миннесота" - Андрея Прошкина, "все сняли один фильм". Первые итоги конкурса были подведены еще 11 июня. Победителем в жанре "короткого метра" стал фильм Юрия Быкова "Начальник". Он выступил не только режиссером картины, но и сценаристом. Приз в этой номинации Алексей Герман-младший вручил ему с формулировкой "за талант, ценность, художественное решение и небоязнь обращаться к общечеловеческой проблематике". Помимо приза Быкову полагается денежное вознаграждение в 125 тысяч рублей. Окончательные результаты "Кинотавра" стали известны лишь в воскресение вечером. Критики заранее предрекли победу драме "Волчок" Василия Сигарева. Гильдия киноведов и кинокритиков также отдала голоса и приз - "Белого слона" этой картине, правда только 50 процентов. Вторая порция голосов досталась фильму "Кислород" Ивана Вырыпаева. Но в итоге, лучшим фильмом основного конкурса 20-го фестиваля "Кинотавр" все же стало творение Сигарева. Коктейль успеха Вместе с восхищением и репликами, что это чуть ли не единственная достойная картина, на победителя вылили коктейль из мелких подколов и серьезных замечаний. Все дело в том, что Сигарев - не режиссер. Ну, только если театральный. Вообще, он драматург. Причем очень талантливый и титулованный. За свои 32 года она становился лауреатом премий "Дебют", "Антибукер", "Эврика", "Новый стиль". Также в 2002 году он получил престижную британскую премию Evening Standard Awards. Сигарева признали "самым перспективным драматургом". За его плечами Екатеринбургский театральный институт и различные мастер-классы. Инсценировки его пьес ставились не только в России, но и в Лондоне, Гамбурге. Особо были отмечены его пьесы "Черное молоко", "Русское лото", "Пластилин". Последняя, к примеру, была поставлена на сцене известным режиссером Кириллом Серебренниковым. Сейчас он проживает в Нижнем Тагиле. В своей дебютной режиссерской работе Сигарев снял свою жену Яну Троянову. Именно ей на "Кинотавре" присудили приз за лучшую женскую роль. Интересно, что сценарий "Волчка" он подарил своей супруге на день рождения два года назад. В одном из своих ранних интервью драматург сказал, что никогда не ставит перед собой цель учить кого-либо. "Я - рассказчик. Я просто хочу рассказать историю о чьей-то беде или радости. Поделиться", - сказал он. В "Волчке" автор делится со зрителями историей шестилетней девочки, оставшейся сиротой при живой матери. Вообще они живут вместе, но каждая настолько одинока, что им друг друга не понять. Примечательно, что у героинь нет имен. Взрослая недавно вышла из тюрьмы, постоянно пьет, кричит на дочь, мужчин домой приводит, не стесняясь. Но девочка любит мать. Она готова ей все прощать. Когда все становится совсем плохо, она делится своими мыслями с подаренной мамой игрушкой - разноцветным волчком. Она могла бы стать сама такой же дикой, но не становится. Жизнь идет по кругу - дочь бежит за матерью, мать убегает от самой себя. Но так не будет продолжаться вечно... Дочку играла Полина Плучек. По словам Яны Трояновой, они искали свою героиню больше года. Причем их интересовали не обычные дети, а из проблемных семей. За это время они отсмотрели больше 5 тысяч девочек в Свердловской области. Те, кто подходили по внешним данным, были неспособны запомнить текст и сыграть потом. Но, как оказалось, не там искали. Плучек они нашли в Москве. Полина - правнучка известного театрального режиссера, до этого момента никак не связанная ни с кино, ни с театром. Яна признается, что девочка не совсем подходила им по типажу, но они вцепились в нее из-за ее неисчерпаемой энергии. Фильм получился. У Яны нет дочери, только сын. После этой роли она поняла, что даже стараясь быть хорошей матерью, все равно ведет себя неправильно. Обещала исправиться.... "Кинотавр"

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!