Күрес түрлері
9 мая 2009 11:27
 

Золотой тандем / Борьба

  Комментарии

Поделиться

Золотой тандем / Борьба

Золотой тандем
Великая советская фигуристка, чемпионка Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР Людмила Алексеевна Пахомова как-то сказала: «Тренер и ученик. Единство цели, взаимная заинтересованность и, может быть, это надо поставить на первое место, творческий характер сотрудничества приводят к тому, что между ними устанавливается особый тип отношений — дружбы-родства…».

Боранбек Коныратов и Дархан Баяхметов. Тренер и ученик. Две судьбы, идущие в гармонии к одной цели. Сегодня они её добились.

Давно хотел взять интервью у Боранбека Коныратова, мастера спорта СССР, заслуженного тренера Казахстана, старшего тренера сборной по греко-римской борьбе. Пару раз довелось побеседовать с ним в дороге, когда возвращались с соревнований. Могу сказать, Боранбек-ага фанатично предан своему делу. О борьбе, о своих учениках может говорить часами. Тренерство для него уже давно перестало быть только любимой работой, это стало частью жизни. И вот такой случай представился, повод — самый, что ни на есть, достойный. Его ученик Дархан Баяхметов вернулся домой с золотой медалью чемпионата Азии.

— В моей спортивной карьере был перерыв, после ухода из спорта, занимался бизнесом, так продолжалось до 2005 года, но потом все равно потянуло, перешел на тренерскую работу — вспоминает Боранбек Темиргалиевич. — Встретился с Дарханом Баяхметовым, он заканчивал республиканский колледж спорта, парню было не сладко, жить негде, на сборы не брали, у него тогда спад был, и результатов особых не было. Сам понимаешь, когда результатов нет, то и государство на тебя не тратит. Его тогда старший тренер Алматинской области Азамат Кокебаев забрал к себе выступать за область, создал Дархану все условия. А на ковре его курировал я.

Шаг за шагом Дархан стал заявлять о себе. На Кубке Казахстана Баяхметов вошел в тройку, выиграл «Казахстан». И все равно ему не везло, он постоянно был вторым. Выходит, допустим, в финал, все нормально, но в решающий момент будто сковывает его что-то. Начали работать над этим, искали пути преодоления психологического барьера, беседовали с психологами.

На чемпионате Азии Баяхметов завоевал право выступить на лицензионном чемпионате мира, поехал в Баку и стал седьмым, взяв олимпийскую лицензию. Достойно отборолся в Пекине, затем выступил на Кубке мира, стал победителем в личном зачете, во Франции Баяхметов выиграл всех своих обидчиков, в том числе и олимпийского чемпиона из Франции. Потом был чемпионат Казахстана в Костанае. Вижу, у него уверенность появилась, функциональное состояние в порядке, я тогда предложил ему выступить в 74 кг. В том весе Роман Мелешин хозяйничает, но Рома на чемпионате боролся на вес тяжелее, и мы решили рискнуть. Дархан стал чемпионом. Потом прошли два сбора, выехали на чемпионат Азии. В Паттайе Баяхметов красиво боролся, эффектно. В технике был лучшим. Был неотразим в стойке, бросал через бедро, грудь, ни одну схватку не довел до партера, даже на туше встречи заканчивал. За весь чемпионат Дархан ни одного балла соперникам не отдал. Вообще никого не почувствовал. Психологический барьер, думаю, мы перешагнули, у него появилась уверенность, нашел свою борьбу, а дух у Баяхметова всегда был. Месяц отдохнем, потом начнем готовиться к чемпионату мира, с помощью Аллаха, надеюсь, добьемся на «мире» высокого результата.

— Как же вам удалось преодолеть этот барьер, заставить своего пацана поверить в себя?
— Я сам в прошлом борец, выступал ещё при Союзе. В 1979 году меня с Урджара в Алма-Ату привез Танат Умурзакович Сагиндыков, боролся до 1990 года. За свою карьеру выиграл союзные первенства среди практически всех спортивных обществ, кроме «Динамо». Тогда были мощные общества — «Буревестник», «Локомотив», «Трудовые резервы», на Кубке СССР был третьим. Прошел всю кухню. Знаю, о чем думает спортсмен, есть жизненный опыт. Для молодого поколения есть живые примеры — Даулет Турлыханов, Юрий Мельниченко, Бахтияр Байсеитов. Всегда ставлю их в пример: как они в той или иной ситуации действовали, как преодолевали трудности. Тот же Алмаз Кочиев четыре года был вторым в Союзе и на пятый раз стал чемпионом СССР. Ребята слушают, вникают, начинают задумываться.

— Иной раз схватки бывают непредсказуемыми, когда ситуация выходит из-под контроля. Что вы говорите в такие минуты своему подопечному?
— На каждую схватку мы настраиваемся по-разному, к каждому сопернику есть свой подход, свой технико-тактический арсенал. Я всегда могу оценить его внутреннее состояние по глазам. Ситуации бывают разные, к примеру, иногда приходится его успокаивать, если чувствую, что он паникует, если, наоборот, слишком спокоен, злю его, могу и легкую пощечину дать, чтобы он проснулся. Нюансов много, все зависит от ситуации на ковре.

— Тренера и ученика связывает ведь не только спорт, насколько важна внутренняя связь между вами?
— Два-три года я был с Дарханом в постоянном контакте, мы должны были найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Разговоры по душам, истории про борцов, поиск общих интересов — все это сближает. Нужен постоянный диалог. Только сейчас потихоньку отпускаю своих учеников (смеется), они начинают жить самостоятельной жизнью. Взрослеют.

— Ведь Дархан в одно время жил у вас дома?
— Да, было. Следил за его режимом, питанием. Молодость ведь берет свое, что-то скажу, а он может через дня два забыть, как и любой человек. Но когда постоянно находишься рядом, не устаешь говорить своему ученику, чего ты от него хочешь и ждешь, это у него откладывается в голове.

— Держите Баяхметова в ежовых рукавицах?
— Можно сказать и так, не позволяю гулять, ходить по дискотекам.

— Он не обижается? Ведь молод ещё, погулять хочется…
— Спорт высших достижений требует определенных жертв, он, как профессионал, это понимает. Поначалу, отрицать не буду, было тяжело, ему хотелось по вечерам погулять, а я ему; стоп, режим, нельзя. В свое время они (?) прислушались к моим словам, сегодня уже и результаты есть.

— У вас есть свои дети, они не ревнуют вас к вашим ученикам, вы же уделяете им больше времени?
— Честно говоря, на своих детей времени практически не хватает. У меня их шестеро, двое уже взрослых, остальные ещё маленькие. Что делать. (Смеется.)

— Как родные относятся к вашим частым отсутствиям или частому присутствию спортсменов в доме?
— Это моя работа, если хочу добиться результата, то и я, как и мои ученики, должен чем-то жертвовать. Зачастую, если сборы даже в Алматинской области, я не ночую дома: должен быть рядом со своими спортсменами.

— В аэропорт приехала ваша супруга, дети. Дархан, наверное, член вашей семьи?
— Они приехали нас встречать, детишки даже плакат нарисовали «Дархан, чемпион!» (Смеется.)

— Золото Азии теперь семейный праздник?
— Не только, общий, казахстанский, хороший подарок ко Дню Победы.

— Какой это у Дархана по счету чемпионат Азии?
— Второй. В первый раз он выступил на предолимпийском чемпионате в Корее. Неудачно. Утром съел апельсин, на теле сыпь выступила, краснуха, организм сильно ослаб, проиграл. Но лицензия к тому времени у него уже была.

— С каким чувством ехали на Олимпиаду?
— К сожалению, на Олимпиаду я не попал (вздыхает), даже туристом не поехал. Сидел дома и молился, чтобы Дархан достойно выступил. Он мог бы и в финал выйти, мог и бронзу взять. Случилось то, что случилось, значит, сверху так предначертано, что могу ещё сказать.

— Очевидцы говорят, в Пекине в схватке за третье место с Дарханом поступили несправедливо.
— Не спорю, вопросы по судейству были.

— Быть в шаге от медали и потерять её по вине арбитров вдвойне обидно. Какие слова утешения вы нашли для ученика?
— Прежде всего, себя успокаивал, надо уметь держать эмоции. Дархану так и сказал, сами виноваты, недоработали где-то. Я не привык успокаивать, жалеть. Раз проиграл, значит, сам виноват, ищи причины в себе. Вот и ищем, работаем.

— Боранбек Темиргалиевич, почему не дали Баяхметову передышку? После Олимпиады он успел выступить на Кубке мира, на чемпионате Казахстана и Азии?
— Как личный тренер считаю, надо идти дальше в набранном ритме, не останавливаться. После «Азии» дам только месяц передышки.

— Дархан в Паттайе ни одного балла соперникам не отдал. Чем это объяснить — подготовкой или огромным желанием реванша за прошлую Азию, за Пекин?
— Он был на пике формы, теперь мы знаем, как его достигать. Сейчас мы должны потихоньку сойти с пика, восстановиться и вновь выйти на него перед чемпионатом мира. Всегда говорю ученикам, не надо смотреть на жеребьевку, какая разница, кто в твоей подгруппе, сильные или слабые? Все равно ты будешь бороться со всеми из них, если не сегодня, то завтра, в Азии, на «мире», на Олимпиаде. Выходи, борись, побеждай. Поэтому приучаю учеников не настраиваться на соревнования в зависимости от жеребьевки.

— В чем фишка Дархана, в каких компонентах он силен?
— В физике, в технике. И духом сильный.

— Что вам в нем импонирует?
— Он добрый и спокойный парень. В то же время умеет высказать свое мнение, я это очень ценю. У человека должно быть свое мнение.

— Ещё один ваш ученик стал серебряным призером Азии.
— Алмат Кебиспаев, мы начали работать с ним с 2006 года. Он закончил спортинтернат в Астане. Его первый тренер Рыспек Рамазанович Нургазин говорит мне: возьми его, хороший перспективный парень. К Алмату результаты тоже не сразу пришли, понадобилось время, пока мы привыкли друг другу. Кебиспаев по взрослым (?) Кубок Казахстана два раза выиграл, два раза был в тройке на «Казахстане», выиграл чемпионат мира среди студентов. На Азии он классно отборолся, соперники сильные попались — индус, кореец, иранец. А в финале китайцу проиграл. Считаю, где-то нам обоим не хватило опыта. Возможно, подсказал неправильно… В том финале и моя ошибка была, я тоже учусь.

Автор: Фархат Изизов
Фото: Кайрат Жиздыбаев
Источник: PROСпорт Казахстан (prosportkz.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Золотой тандем
Великая советская фигуристка, чемпионка Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР Людмила Алексеевна Пахомова как-то сказала: «Тренер и ученик. Единство цели, взаимная заинтересованность и, может быть, это надо поставить на первое место, творческий характер сотрудничества приводят к тому, что между ними устанавливается особый тип отношений — дружбы-родства…».

Боранбек Коныратов и Дархан Баяхметов. Тренер и ученик. Две судьбы, идущие в гармонии к одной цели. Сегодня они её добились.

Давно хотел взять интервью у Боранбека Коныратова, мастера спорта СССР, заслуженного тренера Казахстана, старшего тренера сборной по греко-римской борьбе. Пару раз довелось побеседовать с ним в дороге, когда возвращались с соревнований. Могу сказать, Боранбек-ага фанатично предан своему делу. О борьбе, о своих учениках может говорить часами. Тренерство для него уже давно перестало быть только любимой работой, это стало частью жизни. И вот такой случай представился, повод — самый, что ни на есть, достойный. Его ученик Дархан Баяхметов вернулся домой с золотой медалью чемпионата Азии.

— В моей спортивной карьере был перерыв, после ухода из спорта, занимался бизнесом, так продолжалось до 2005 года, но потом все равно потянуло, перешел на тренерскую работу — вспоминает Боранбек Темиргалиевич. — Встретился с Дарханом Баяхметовым, он заканчивал республиканский колледж спорта, парню было не сладко, жить негде, на сборы не брали, у него тогда спад был, и результатов особых не было. Сам понимаешь, когда результатов нет, то и государство на тебя не тратит. Его тогда старший тренер Алматинской области Азамат Кокебаев забрал к себе выступать за область, создал Дархану все условия. А на ковре его курировал я.

Шаг за шагом Дархан стал заявлять о себе. На Кубке Казахстана Баяхметов вошел в тройку, выиграл «Казахстан». И все равно ему не везло, он постоянно был вторым. Выходит, допустим, в финал, все нормально, но в решающий момент будто сковывает его что-то. Начали работать над этим, искали пути преодоления психологического барьера, беседовали с психологами.

На чемпионате Азии Баяхметов завоевал право выступить на лицензионном чемпионате мира, поехал в Баку и стал седьмым, взяв олимпийскую лицензию. Достойно отборолся в Пекине, затем выступил на Кубке мира, стал победителем в личном зачете, во Франции Баяхметов выиграл всех своих обидчиков, в том числе и олимпийского чемпиона из Франции. Потом был чемпионат Казахстана в Костанае. Вижу, у него уверенность появилась, функциональное состояние в порядке, я тогда предложил ему выступить в 74 кг. В том весе Роман Мелешин хозяйничает, но Рома на чемпионате боролся на вес тяжелее, и мы решили рискнуть. Дархан стал чемпионом. Потом прошли два сбора, выехали на чемпионат Азии. В Паттайе Баяхметов красиво боролся, эффектно. В технике был лучшим. Был неотразим в стойке, бросал через бедро, грудь, ни одну схватку не довел до партера, даже на туше встречи заканчивал. За весь чемпионат Дархан ни одного балла соперникам не отдал. Вообще никого не почувствовал. Психологический барьер, думаю, мы перешагнули, у него появилась уверенность, нашел свою борьбу, а дух у Баяхметова всегда был. Месяц отдохнем, потом начнем готовиться к чемпионату мира, с помощью Аллаха, надеюсь, добьемся на «мире» высокого результата.

— Как же вам удалось преодолеть этот барьер, заставить своего пацана поверить в себя?
— Я сам в прошлом борец, выступал ещё при Союзе. В 1979 году меня с Урджара в Алма-Ату привез Танат Умурзакович Сагиндыков, боролся до 1990 года. За свою карьеру выиграл союзные первенства среди практически всех спортивных обществ, кроме «Динамо». Тогда были мощные общества — «Буревестник», «Локомотив», «Трудовые резервы», на Кубке СССР был третьим. Прошел всю кухню. Знаю, о чем думает спортсмен, есть жизненный опыт. Для молодого поколения есть живые примеры — Даулет Турлыханов, Юрий Мельниченко, Бахтияр Байсеитов. Всегда ставлю их в пример: как они в той или иной ситуации действовали, как преодолевали трудности. Тот же Алмаз Кочиев четыре года был вторым в Союзе и на пятый раз стал чемпионом СССР. Ребята слушают, вникают, начинают задумываться.

— Иной раз схватки бывают непредсказуемыми, когда ситуация выходит из-под контроля. Что вы говорите в такие минуты своему подопечному?
— На каждую схватку мы настраиваемся по-разному, к каждому сопернику есть свой подход, свой технико-тактический арсенал. Я всегда могу оценить его внутреннее состояние по глазам. Ситуации бывают разные, к примеру, иногда приходится его успокаивать, если чувствую, что он паникует, если, наоборот, слишком спокоен, злю его, могу и легкую пощечину дать, чтобы он проснулся. Нюансов много, все зависит от ситуации на ковре.

— Тренера и ученика связывает ведь не только спорт, насколько важна внутренняя связь между вами?
— Два-три года я был с Дарханом в постоянном контакте, мы должны были найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Разговоры по душам, истории про борцов, поиск общих интересов — все это сближает. Нужен постоянный диалог. Только сейчас потихоньку отпускаю своих учеников (смеется), они начинают жить самостоятельной жизнью. Взрослеют.

— Ведь Дархан в одно время жил у вас дома?
— Да, было. Следил за его режимом, питанием. Молодость ведь берет свое, что-то скажу, а он может через дня два забыть, как и любой человек. Но когда постоянно находишься рядом, не устаешь говорить своему ученику, чего ты от него хочешь и ждешь, это у него откладывается в голове.

— Держите Баяхметова в ежовых рукавицах?
— Можно сказать и так, не позволяю гулять, ходить по дискотекам.

— Он не обижается? Ведь молод ещё, погулять хочется…
— Спорт высших достижений требует определенных жертв, он, как профессионал, это понимает. Поначалу, отрицать не буду, было тяжело, ему хотелось по вечерам погулять, а я ему; стоп, режим, нельзя. В свое время они (?) прислушались к моим словам, сегодня уже и результаты есть.

— У вас есть свои дети, они не ревнуют вас к вашим ученикам, вы же уделяете им больше времени?
— Честно говоря, на своих детей времени практически не хватает. У меня их шестеро, двое уже взрослых, остальные ещё маленькие. Что делать. (Смеется.)

— Как родные относятся к вашим частым отсутствиям или частому присутствию спортсменов в доме?
— Это моя работа, если хочу добиться результата, то и я, как и мои ученики, должен чем-то жертвовать. Зачастую, если сборы даже в Алматинской области, я не ночую дома: должен быть рядом со своими спортсменами.

— В аэропорт приехала ваша супруга, дети. Дархан, наверное, член вашей семьи?
— Они приехали нас встречать, детишки даже плакат нарисовали «Дархан, чемпион!» (Смеется.)

— Золото Азии теперь семейный праздник?
— Не только, общий, казахстанский, хороший подарок ко Дню Победы.

— Какой это у Дархана по счету чемпионат Азии?
— Второй. В первый раз он выступил на предолимпийском чемпионате в Корее. Неудачно. Утром съел апельсин, на теле сыпь выступила, краснуха, организм сильно ослаб, проиграл. Но лицензия к тому времени у него уже была.

— С каким чувством ехали на Олимпиаду?
— К сожалению, на Олимпиаду я не попал (вздыхает), даже туристом не поехал. Сидел дома и молился, чтобы Дархан достойно выступил. Он мог бы и в финал выйти, мог и бронзу взять. Случилось то, что случилось, значит, сверху так предначертано, что могу ещё сказать.

— Очевидцы говорят, в Пекине в схватке за третье место с Дарханом поступили несправедливо.
— Не спорю, вопросы по судейству были.

— Быть в шаге от медали и потерять её по вине арбитров вдвойне обидно. Какие слова утешения вы нашли для ученика?
— Прежде всего, себя успокаивал, надо уметь держать эмоции. Дархану так и сказал, сами виноваты, недоработали где-то. Я не привык успокаивать, жалеть. Раз проиграл, значит, сам виноват, ищи причины в себе. Вот и ищем, работаем.

— Боранбек Темиргалиевич, почему не дали Баяхметову передышку? После Олимпиады он успел выступить на Кубке мира, на чемпионате Казахстана и Азии?
— Как личный тренер считаю, надо идти дальше в набранном ритме, не останавливаться. После «Азии» дам только месяц передышки.

— Дархан в Паттайе ни одного балла соперникам не отдал. Чем это объяснить — подготовкой или огромным желанием реванша за прошлую Азию, за Пекин?
— Он был на пике формы, теперь мы знаем, как его достигать. Сейчас мы должны потихоньку сойти с пика, восстановиться и вновь выйти на него перед чемпионатом мира. Всегда говорю ученикам, не надо смотреть на жеребьевку, какая разница, кто в твоей подгруппе, сильные или слабые? Все равно ты будешь бороться со всеми из них, если не сегодня, то завтра, в Азии, на «мире», на Олимпиаде. Выходи, борись, побеждай. Поэтому приучаю учеников не настраиваться на соревнования в зависимости от жеребьевки.

— В чем фишка Дархана, в каких компонентах он силен?
— В физике, в технике. И духом сильный.

— Что вам в нем импонирует?
— Он добрый и спокойный парень. В то же время умеет высказать свое мнение, я это очень ценю. У человека должно быть свое мнение.

— Ещё один ваш ученик стал серебряным призером Азии.
— Алмат Кебиспаев, мы начали работать с ним с 2006 года. Он закончил спортинтернат в Астане. Его первый тренер Рыспек Рамазанович Нургазин говорит мне: возьми его, хороший перспективный парень. К Алмату результаты тоже не сразу пришли, понадобилось время, пока мы привыкли друг другу. Кебиспаев по взрослым (?) Кубок Казахстана два раза выиграл, два раза был в тройке на «Казахстане», выиграл чемпионат мира среди студентов. На Азии он классно отборолся, соперники сильные попались — индус, кореец, иранец. А в финале китайцу проиграл. Считаю, где-то нам обоим не хватило опыта. Возможно, подсказал неправильно… В том финале и моя ошибка была, я тоже учусь.

Автор: Фархат Изизов
Фото: Кайрат Жиздыбаев
Источник: PROСпорт Казахстан (prosportkz.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!