Нурбахыт Тенизбаев: "Я – мирный человек" / Греко-римская борьба
Борец греко-римского стиля Нурбахыт Тенизбаев – одна из надежд отечественной борьбы. Если пять лет назад на Афинской Олимпиаде этот мухач не смог принести стране медаль (опыта не было), то в Пекине он выиграл бронзовую награду в категории до 60 кг. Ниже – интервью с самим Тенизбаевым.
- Изменилась ли моя жизнь после Олимпийских игр? Не то слово. Теперь не надо думать об условиях и прочей материальной составляющей, а заниматься только тренировками и сборами.
- В Пекине можно было замахнуться на большее, чем бронзовая медаль?
- По силам было выиграть и «золото». В первом круге я в непростой схватке победил корейца Жи-Хьюн Юнга, чемпиона Афин. А на полуфинальную встречу против азербайджанца Виталия Рахимова мне надо было выходить уже через пятнадцать минут после окончания предыдущего поединка. Такой плотный график, естественно, сказался. Того же Рахимова я побеждал ранее на других соревнованиях. Я себя сравнивал и с чемпионом Пекина (Исламбеком Альбиевым. – Авт.). Анализировал и понял, что если был бы в финале, то вполне мог одержать над ним победу.
- В нашей стране принято одаривать призеров Олимпиад. Что дали вам?
- Аксакалы и бизнесмены Жаркента подарили мне «Тойоту-Камри» сороковой модели, а аким Алматинской области Серик Умбетов – дом в Талдыкоргане.
- Как члены олимпийской сборной проводили в Пекине свободное время?
- Его у нас было не слишком много. Выбирались в город, осматривали достопримечательности. И конечно же, поддерживали наших соотечественников на тех соревнованиях, на которые могли попасть. Кроме борьбы, я люблю кикбоксинг – это хороший, по-настоящему мужской вид спорта.
ЛИТЕР-Неделя: Но выбрали все-таки греко-римскую борьбу…
Н.Т.: Да, и не жалею об этом. В поселке Ушарал, где я вырос, все дети занимались только борьбой. Правда, поначалу и не думал о профессиональной карьере, думал, что спорт – это только до окончания школы. Но в 1998 году Даулет Турлыханов открыл в Жаркенте – это пятнадцать километров от Ушарала – клуб греко-римской борьбы, куда мой дядя и записал меня. Потом все пошло по накатанной – колледж спорта, сборная, международные турниры.
- Не было желания бросить спорт?
- Почему же, было когда-то. Однако мой дядя Азамат постоянно говорил мне: «Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то нельзя останавливаться на полпути». В общем, настраивал меня. К тому же на различных турнирах мы видели примеры для подражания: Жаксылыка Ушкемирова, Юрия Мельниченко, Даулета Турлыханова. Жи-вое общение с такими известными спортсменами стимулирует детей.
- А теперь уже вы – пример для ушаральской ребятни, не так ли?
- По сути верно, но я не любитель громких выражений. Да, у меня берут автографы, желают пообщаться. Однако мне, в отличие от того же Мельниченко, еще не удалось выиграть золотую медаль Олимпиады…
- Кстати, после 1996 года борцы Казахстана пока не взяли высшую награду Олимпийских игр…
Н.Т.: Думаю, в Лондоне мы обязательно восполним этот пробел.
ЛИТЕР-Неделя: Недавно на чемпионате республики в Костанае вы не сумели попасть даже в тройку призеров. В чем причина?
- Главный тренер сборной Танат Сагиндыков уже говорил в прессе, что меня готовят к чемпионату мира и не слишком высокое место на внутреннем первенстве ни о чем не говорит.
- Ясно. Как «классики» приняли новые правила греко-римской борьбы?
- На моей памяти правила существенным образом меняются уже во второй раз, первый раз был после Афинской Олимпиады. Не знаю, кто как, но лично я новые правила воспринял с воодушевлением. На активную борьбу теперь дается больше времени, меньше стало партерных стоек. Это повышает зрелищность схваток и дает возможность проводить больше эффектных приемов.
- Наглядный пример недоработки прежних правил – знаменитый проигрыш Карелина от Гарднера?
- Именно. Помню, как смотрел по телевизору ту схватку.
- Ваши планы на чемпионатах Азии и мира, которые пройдут в этом году?
- Только пьедестал почета. Тем более что первенство планеты – 2009 станет для меня третьим в карьере. На двух предыдущих я брал восьмое и седьмое места. Внимательно изучаю противников, того же Альбиева.
- Кто из соперников на зарубежной арене для вас самый неудобный?
- Знаете, в нашем весе все элитные борцы примерно одинакового класса. Можно как проиграть, так и выиграть у любого.
- Часто доводилось слышать выражение: «Борцовская семья Казахстана». Борцы страны на самом деле поддерживают тесные отношения между собой?
- Все мы: «классики», «вольники», спортсмены, тренеры, руководители федерации, ветераны – чувствуем себя большой единой семьей. Частые встречи между нами укрепляют корпоративный дух.
- Есть ли негласная конкуренция между представителями греко-римской и вольной борьбы?
- Нет и никогда не было. Мы не подкалываем друг друга, как некоторые могли бы подумать. Многие из нас дружат между собой, учились в одном колледже. Как-то раз на тренировке мы попробовали бороться по правилам вольной борьбы. Не особо-то получилось. (Улыбается.)
- Как у вас на личном фронте?
- У меня есть девушка, но о большем мне говорить не хочется. Кстати, вопреки распространенному мнению, наша кочевая жизнь с постоянными разъездами совсем не мешает налаживанию серьезных отношений. Ведь большинство сборов проходит в нашей стране.
- Доводилось применять в жизни профессиональные навыки?
- Нет, и надеюсь, что не доведется. Я – мирный человек. И всегда старался таким быть, хотя и вырос в многодетной семье, если вы знаете, я – десятый ребенок в семье.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама