Борьба
6 марта 2009 10:31
 

Муратбек Касымханов: «Детей не обманешь, они сразу фальш видят…» / Греко-римская борьба

  Комментарии

Поделиться

Муратбек Касымханов: «Детей не обманешь, они сразу фальш видят…» / Греко-римская борьба

Муратбек Касымханов: «Детей не обманешь, они сразу фальш видят…»
Интервью с тренером национальной сборной по греко-римской борьбе Муратбеком Касымхановым должно было выйти в свет ещё в конце прошлого года. Но, у Муратбека случилось горе — в ноябре он потерял отца. Пришлось отложить. Сейчас, когда сезон набирает обороты и его воспитанникам, перешедшим в национальную команду, предстоит сдавать не один экзамен на состоятельность, я вернулся к нашему разговору.

— Я начал бороться с 1988 года под руководством Азамата Кокебаева, он сейчас является старшим тренером Алматинской области, — вспоминал во время нашей встречи Муратбек. — Затем Азамат-ага передал меня в Семипалатинск Бауржану Тлеубалдиновичу Жидебаеву, воспитавшему многих известных ныне борцов. В 1992 году Даулет Болатович Турлыханов открыл профессиональный борцовский клуб, куда пригласил и меня. Тогда Даулет Болатович не только тренировал нас молодых, но и сам боролся. Спустя год я добился первого серьезного успеха, выиграл чемпионат Казахстана в весе 52 кг. Затем в составе сборной Казахстана выиграл несколько международных турниров, чемпионат Азии в 1997 году.

Довелось бороться и на чемпионатах мира, правда, больших успехов на международном ковре не добился, хотя дома был первым номером в своем весе. (Улыбается.)

— В моем весе боролся Нурым Дюсенов, очень талантливый борец, участник чемпионатов мира и Олимпийских игр, — продолжает Касымханов. — В республике тогда была сильная конкуренция среди «мухачей», было очень много талантливых ребят. В 1999 году Даулет Турлыхагов открыл в Алматы школу греко-римской борьбы, куда пригласил меня в качестве тренера. Желающих заниматься было много, эта была единственная специализированная школа борьбы в республике. В день работал с четырьмя группами, в каждой по 18–20 ребят. Через два года стал старшим тренером школы. В 2003 году мне доверили возглавить сборную команду кадетов. В 2005 году стал старшим тренером молодежной сборной. Я рос вместе со своими ребятами. Начинал с ними ещё в кадетах, перешел в «молодежку», опять же с ними теперь вот буду трудиться в составе национальной сборной. Асхата Дильмухамедова, Нурмахана Тыналиева, Алхазура Оздиева веду ещё со школы «Даулет».

Фактически этим ребятам не впервой бороться по «мужикам». На прошлогоднем Кубке Казахстана Тыналиев в весе 96 кг выиграл у Маргулана Асембексва. Сейчас он выступает в 120 кг, в новом весе он одержал беду и на последнем Кубке республики, это с учетом того, что он достаточно долго лечился после травмы.

— Чья была идея попробовать вас на тренерском поприще?
— Опять же в моем становлении как тренера судьбоносную роль сыграл мой наставник Турлыханов. Видимо, только его внимательный взгляд мог разглядеть во мне какие-то задатки тренера.

— А вы в свою очередь сразу видите в мальчишке задатки перспективного борца, к примеру, взять Тыналиева?
— Нурмахана и его брата Нурлана ещё в 2003 году ко мне привел их отец. Вот, говорит, парни вроде с характером, здоровьем не обдел ны, попробуй с ними поработать, может, что и получится. Вот так они у меня и остались, правда, Нурлан рано ушел с ковра, женился, да и родителям надо было помогать. Нурмахан остался, он на ковре злее, чем брат. Первый его вес, в котором он боролся — 49 кг, уже тогда у него были задатки тяжа. Оздиев был легче, если память не изменяет, Алхазур начал с 42 кг. Сейчас Тыналиев в 120 кг борется, Оздиев — в 84 кг. Совсем взрослыми стали мальчишки. (Смеется.) Тяжи, может, немногие об этом знают, в большинстве, как бы это точнее сказать, с ленцой, для них проблематично вставать рано утром, проявлять активность на тренировках, они и в жизни, как на ковре, немного медлительные, выжидающие своего часа. Нурмахан — полная противоположность. Он очень энергичный, такая активность, я раньше думал, присуща только «мучачам». В кадетах встретился с Айбеком Енсехановым и Ельдаром Кайратовым. Очень целеустремленные борцы.

— Муратбек, и в кадетах, и по молодежи вы всегда добивались результата. У вас особая методика тренировок?

— Три года подряд на чемпионатах Азии и мира мои ребята выступали стабильно. План подготовки, должен признаться, я составлял по совету Даулета Болатовича. Благодаря его советам мои пацаны подходили к соревнованиям свежими. С моей стороны был только труд на ковре.

— Вы как никто другой знаете «болячки» детского спорта, с какими трудностями обычно сталкивается детский тренер?

— Вся проблема в финансировании, как это банально ни звучит. Наглядный пример. Пока борец юношеского возраста не станет как минимум чемпионом области, ему никто даже копейку выделять не будет. А мальчишке чтобы стать этим самым чемпионом, приходится выезжать на соревнования за счет своих родителей. И как долго хватит средств и терпения у родителей? Благо директор нашей школы Гульнара Исмагуловна Турлыханова старалась отправлять на соревнования всех учеников без исключения. А в регионах? Они не могут себе этого позволить.

Я не могу припомнить ни одного примера, когда какая-нибудь школа систематически отправляла на соревнования целые группы. Опять же все на себе тащат детские тренеры и родители. Когда мальчишка уже показывает результат на официальных соревнованиях, условия, конечно же, создаются для дальнейшего роста мастерства. Были открыты Центры олимпийской подготовки по видам борьбы, условия идеальные: проживание, питание. Ребята ни на что не отвлекались, работали и ещё раз работали. Затем по ряду причин в ЦОПе упразднили статью расходов на проживание и питание спортсменов. Другими словами, ребята вынуждены были жить, где придется, кто у друзей в общежитии, кто у родственников ютился. В такой ситуации о режиме и качестве тренировок говорить сложно. Возьмем Россию, в каждом регионе у них функционируют борцовские залы, финансирование на уровне. А ведь наши ребята по уровню мастерства и подготовленности на голову выше их. Вот, к примеру, на чемпионате мира, в первом круге Ельдар Кайратов выигрывает у чемпиона Европы. Мырзалиев, который только перешел из кадетов в молодежку, «разбирает чемпиона Европы украинца. Тот же Тыналиев ни разу не проигрывал российским борцам.

— То есть полноценная спортивная база — первая необходимость в вашем деле?
— Обязательно, первые пять-шесть лет с момента своего создания Центры олимпийской подготовки были как раз теми самыми базами, о которых в мою бытность борцом приходилось только мечтать. Я считаю, что сегодняшние медали на Играх в Пекине были завоеваны благодаря фундаменту, заложенному как раз на базе ЦОПа. Это касается не только видов спортивной борьбы, взять ту же тяжелую атлетику. При ЦОПах была система вплоть о составления индивидуальных планов занятий каждого борца в отдельности.

— Сколько учебно-тренировочных сборов в год проводит молодежная команда?
— Четыре-пять сборов в год. Перед чемпионатом Азии обычно проводим два сбора, перед мировым первенством один, ещё один УТС перед международным турниром в Турции и один сбор в горах. Все. Этого недостаточно для того, чтобы показать результат на Азии или на «мире», нужно обкатывать ребят на международных стартах, это, опять же, как минимум ещё один УТС. По календарю мы за год выезжаем только на один международный старт в Турцию, благо турецкие коллеги идут навстречу и приглашают нас пораньше, хоть возможность есть с их командой совместно поработать. Благодаря авторитету Даулета Болатовича Турлыханова ребята съездили на сборы в Россию, Беларусь, Венгрию. Поэтому нам приходилось проситься к взрослым, работать с мужиками иначе прогресса не будет.

— Как вы отнеслись к предложению поработать во взрослой команде?
— Нужно слушать старших, им виднее. (Смеется.) Что могу сказать, надо работать. Если ребята вес сгоняют, значит вместе сгонять, если болеют, тоже вместе. Если в стороне будешь ходить, мало чего добьешься.

— Что пожелаете детским тренерам?

— Если ты взял ребенка, значит, судьбу его взял. Самое страшное, если ребенок разочаруется в тебе, согласен, не все становятся чемпионами. Но другое дело, когда он видит; что ты за него действительно переживаешь, болеешь. Поэтому трудиться надо, честно и искренне. Детей не обманешь, они фальшь сразу видят. И не ломаться перед трудностями.

— Муратбек, труд тренера, как известно, тяжелый труд, что движет лично вами изо дня в день приходить в зал?
— Я вижу огонь в глазах своих ребят и могу обещать, я доведу их до конца. Скажу так, если спортсмен талант лив, но не развивает это качество трудом и потом, то очень быстро его природный дар начинает тускнеть, со временем пропадает со всем. Эти ребята в первую очередь выделялись трудолюбием и целеустремленностью. С ними работать одно удовольствие.
Автор: Фарзат Изизов
Источник: PROСПОРТ Казахстан («PROСПОРТ» Казахстан)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Муратбек Касымханов: «Детей не обманешь, они сразу фальш видят…»
Интервью с тренером национальной сборной по греко-римской борьбе Муратбеком Касымхановым должно было выйти в свет ещё в конце прошлого года. Но, у Муратбека случилось горе — в ноябре он потерял отца. Пришлось отложить. Сейчас, когда сезон набирает обороты и его воспитанникам, перешедшим в национальную команду, предстоит сдавать не один экзамен на состоятельность, я вернулся к нашему разговору.

— Я начал бороться с 1988 года под руководством Азамата Кокебаева, он сейчас является старшим тренером Алматинской области, — вспоминал во время нашей встречи Муратбек. — Затем Азамат-ага передал меня в Семипалатинск Бауржану Тлеубалдиновичу Жидебаеву, воспитавшему многих известных ныне борцов. В 1992 году Даулет Болатович Турлыханов открыл профессиональный борцовский клуб, куда пригласил и меня. Тогда Даулет Болатович не только тренировал нас молодых, но и сам боролся. Спустя год я добился первого серьезного успеха, выиграл чемпионат Казахстана в весе 52 кг. Затем в составе сборной Казахстана выиграл несколько международных турниров, чемпионат Азии в 1997 году.

Довелось бороться и на чемпионатах мира, правда, больших успехов на международном ковре не добился, хотя дома был первым номером в своем весе. (Улыбается.)

— В моем весе боролся Нурым Дюсенов, очень талантливый борец, участник чемпионатов мира и Олимпийских игр, — продолжает Касымханов. — В республике тогда была сильная конкуренция среди «мухачей», было очень много талантливых ребят. В 1999 году Даулет Турлыхагов открыл в Алматы школу греко-римской борьбы, куда пригласил меня в качестве тренера. Желающих заниматься было много, эта была единственная специализированная школа борьбы в республике. В день работал с четырьмя группами, в каждой по 18–20 ребят. Через два года стал старшим тренером школы. В 2003 году мне доверили возглавить сборную команду кадетов. В 2005 году стал старшим тренером молодежной сборной. Я рос вместе со своими ребятами. Начинал с ними ещё в кадетах, перешел в «молодежку», опять же с ними теперь вот буду трудиться в составе национальной сборной. Асхата Дильмухамедова, Нурмахана Тыналиева, Алхазура Оздиева веду ещё со школы «Даулет».

Фактически этим ребятам не впервой бороться по «мужикам». На прошлогоднем Кубке Казахстана Тыналиев в весе 96 кг выиграл у Маргулана Асембексва. Сейчас он выступает в 120 кг, в новом весе он одержал беду и на последнем Кубке республики, это с учетом того, что он достаточно долго лечился после травмы.

— Чья была идея попробовать вас на тренерском поприще?
— Опять же в моем становлении как тренера судьбоносную роль сыграл мой наставник Турлыханов. Видимо, только его внимательный взгляд мог разглядеть во мне какие-то задатки тренера.

— А вы в свою очередь сразу видите в мальчишке задатки перспективного борца, к примеру, взять Тыналиева?
— Нурмахана и его брата Нурлана ещё в 2003 году ко мне привел их отец. Вот, говорит, парни вроде с характером, здоровьем не обдел ны, попробуй с ними поработать, может, что и получится. Вот так они у меня и остались, правда, Нурлан рано ушел с ковра, женился, да и родителям надо было помогать. Нурмахан остался, он на ковре злее, чем брат. Первый его вес, в котором он боролся — 49 кг, уже тогда у него были задатки тяжа. Оздиев был легче, если память не изменяет, Алхазур начал с 42 кг. Сейчас Тыналиев в 120 кг борется, Оздиев — в 84 кг. Совсем взрослыми стали мальчишки. (Смеется.) Тяжи, может, немногие об этом знают, в большинстве, как бы это точнее сказать, с ленцой, для них проблематично вставать рано утром, проявлять активность на тренировках, они и в жизни, как на ковре, немного медлительные, выжидающие своего часа. Нурмахан — полная противоположность. Он очень энергичный, такая активность, я раньше думал, присуща только «мучачам». В кадетах встретился с Айбеком Енсехановым и Ельдаром Кайратовым. Очень целеустремленные борцы.

— Муратбек, и в кадетах, и по молодежи вы всегда добивались результата. У вас особая методика тренировок?

— Три года подряд на чемпионатах Азии и мира мои ребята выступали стабильно. План подготовки, должен признаться, я составлял по совету Даулета Болатовича. Благодаря его советам мои пацаны подходили к соревнованиям свежими. С моей стороны был только труд на ковре.

— Вы как никто другой знаете «болячки» детского спорта, с какими трудностями обычно сталкивается детский тренер?

— Вся проблема в финансировании, как это банально ни звучит. Наглядный пример. Пока борец юношеского возраста не станет как минимум чемпионом области, ему никто даже копейку выделять не будет. А мальчишке чтобы стать этим самым чемпионом, приходится выезжать на соревнования за счет своих родителей. И как долго хватит средств и терпения у родителей? Благо директор нашей школы Гульнара Исмагуловна Турлыханова старалась отправлять на соревнования всех учеников без исключения. А в регионах? Они не могут себе этого позволить.

Я не могу припомнить ни одного примера, когда какая-нибудь школа систематически отправляла на соревнования целые группы. Опять же все на себе тащат детские тренеры и родители. Когда мальчишка уже показывает результат на официальных соревнованиях, условия, конечно же, создаются для дальнейшего роста мастерства. Были открыты Центры олимпийской подготовки по видам борьбы, условия идеальные: проживание, питание. Ребята ни на что не отвлекались, работали и ещё раз работали. Затем по ряду причин в ЦОПе упразднили статью расходов на проживание и питание спортсменов. Другими словами, ребята вынуждены были жить, где придется, кто у друзей в общежитии, кто у родственников ютился. В такой ситуации о режиме и качестве тренировок говорить сложно. Возьмем Россию, в каждом регионе у них функционируют борцовские залы, финансирование на уровне. А ведь наши ребята по уровню мастерства и подготовленности на голову выше их. Вот, к примеру, на чемпионате мира, в первом круге Ельдар Кайратов выигрывает у чемпиона Европы. Мырзалиев, который только перешел из кадетов в молодежку, «разбирает чемпиона Европы украинца. Тот же Тыналиев ни разу не проигрывал российским борцам.

— То есть полноценная спортивная база — первая необходимость в вашем деле?
— Обязательно, первые пять-шесть лет с момента своего создания Центры олимпийской подготовки были как раз теми самыми базами, о которых в мою бытность борцом приходилось только мечтать. Я считаю, что сегодняшние медали на Играх в Пекине были завоеваны благодаря фундаменту, заложенному как раз на базе ЦОПа. Это касается не только видов спортивной борьбы, взять ту же тяжелую атлетику. При ЦОПах была система вплоть о составления индивидуальных планов занятий каждого борца в отдельности.

— Сколько учебно-тренировочных сборов в год проводит молодежная команда?
— Четыре-пять сборов в год. Перед чемпионатом Азии обычно проводим два сбора, перед мировым первенством один, ещё один УТС перед международным турниром в Турции и один сбор в горах. Все. Этого недостаточно для того, чтобы показать результат на Азии или на «мире», нужно обкатывать ребят на международных стартах, это, опять же, как минимум ещё один УТС. По календарю мы за год выезжаем только на один международный старт в Турцию, благо турецкие коллеги идут навстречу и приглашают нас пораньше, хоть возможность есть с их командой совместно поработать. Благодаря авторитету Даулета Болатовича Турлыханова ребята съездили на сборы в Россию, Беларусь, Венгрию. Поэтому нам приходилось проситься к взрослым, работать с мужиками иначе прогресса не будет.

— Как вы отнеслись к предложению поработать во взрослой команде?
— Нужно слушать старших, им виднее. (Смеется.) Что могу сказать, надо работать. Если ребята вес сгоняют, значит вместе сгонять, если болеют, тоже вместе. Если в стороне будешь ходить, мало чего добьешься.

— Что пожелаете детским тренерам?

— Если ты взял ребенка, значит, судьбу его взял. Самое страшное, если ребенок разочаруется в тебе, согласен, не все становятся чемпионами. Но другое дело, когда он видит; что ты за него действительно переживаешь, болеешь. Поэтому трудиться надо, честно и искренне. Детей не обманешь, они фальшь сразу видят. И не ломаться перед трудностями.

— Муратбек, труд тренера, как известно, тяжелый труд, что движет лично вами изо дня в день приходить в зал?
— Я вижу огонь в глазах своих ребят и могу обещать, я доведу их до конца. Скажу так, если спортсмен талант лив, но не развивает это качество трудом и потом, то очень быстро его природный дар начинает тускнеть, со временем пропадает со всем. Эти ребята в первую очередь выделялись трудолюбием и целеустремленностью. С ними работать одно удовольствие.
Автор: Фарзат Изизов
Источник: PROСПОРТ Казахстан («PROСПОРТ» Казахстан)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!