Асхат Житкеев: «Драться не люблю» / Дзюдо
Пекинская Олимпиада закончилась еще в августе прошлого года, а серебряный призер Игр Асхат Житкеев еще очень долго не сходил с телеэкранов. И дело все в том, что лидер казахстанского дзюдо женился, да еще на ком – на капитане женской волейбольной сборной Казахстана Елене Павловой! Казалось, не было газет и журналов, в которых бы не опубликовали свадебные фотографии этой спортивной пары. Они даже интервью давали вместе. Елена практически сразу объявила, что меняет профессию и теперь будет работать любимой женой. А Асхат немного сомневался – оставаться в спорте или уходить на покой? Ведь до следующей Олимпиады еще целых четыре года… Когда мы созванивались со спортсменом, он огорошил новостью: «уезжаю в командировку, давайте встретимся после». Наверное, действительно решил завязать с большим спортом… Но Житкеев вернулся и расставил все по своим местам: бороться он будет еще, как минимум, один год. Еще не все спортивные цели достигнуты.
Пекинская Олимпиада закончилась еще в августе прошлого года, а серебряный призер Игр Асхат Житкеев еще очень долго не сходил с телеэкранов. И дело все в том, что лидер казахстанского дзюдо женился, да еще на ком – на капитане женской волейбольной сборной Казахстана Елене Павловой! Казалось, не было газет и журналов, в которых бы не опубликовали свадебные фотографии этой спортивной пары. Они даже интервью давали вместе. Елена практически сразу объявила, что меняет профессию и теперь будет работать любимой женой. А Асхат немного сомневался – оставаться в спорте или уходить на покой? Ведь до следующей Олимпиады еще целых четыре года… Когда мы созванивались со спортсменом, он огорошил новостью: «уезжаю в командировку, давайте встретимся после». Наверное, действительно решил завязать с большим спортом… Но Житкеев вернулся и расставил все по своим местам: бороться он будет еще, как минимум, один год. Еще не все спортивные цели достигнуты.
Отдохнул, и снова потянуло в зал
- Где вы работаете, Асхат?
- В одной нефтяной компании.
- Часто бываете в командировках?
- Да, бывает, уезжаю на пару дней.
- А в чем суть вашей новой деятельности?
- Я сейчас больше учусь, чем работаю. Ответственности несу совсем мало.
- Но все равно, как обычный человек, носите строгий костюм, сидите за компьютером?
- Приходится. Хотя, конечно, в основном хожу в свободной одежде. Но и костюм иногда надо носить.
- Денег на жизнь хватает?
- Не жалуюсь. У меня еще действует контракт с Министерством туризма и спорта до 2010 года. Недавно я возобновил тренировки.
- Решили все-таки продолжить свою карьеру?
- У меня была пауза после Олимпиады. Отдохнул от тренировок, немного поправил здоровье. А потом опять в зал потянуло. Я считаю, мне рано заканчивать. Хочу еще побороться, съездить на чемпионат мира, который будет в августе-сентябре.
- Премию за медаль получили?
- Да, все выплатили, как и обещали. Никаких проблем.
Квартирный допрос
- А живете вы по-прежнему в квартире Александра Винокурова?
- Да, мы арендуем его жилье. После свадьбы заселились. Хочу, чтобы в этом году у нас с Леной появился свой угол. Хочу дом. Большой, красивый. Чтобы все в нем было так, как нам нравится.
- Я читал, что у вас возникли трудности – вам с Леной обещали подарить квартиры, но вы до сих пор их не получили.
- Сейчас оформляют документы. Мне акимат Астаны презентовал трехкомнатную квартиру в столице. Я уже в ней был. Квартира в новом доме, который сейчас сдается в эксплуатацию, поэтому жить там еще нельзя. Да и бумаги пока не готовы. Но никаких трудностей нет. Жилплощадь, можно сказать, у меня есть. Что обещали, то и сделали. То же самое и у Лены. Ей от Алматы подарили однокомнатную квартиру, вот-вот дадут ордер.
- Значит, никаких трудностей?
- В той статье просто немного преувеличили. Написали, что мы сейчас живем в однокомнатной квартире, хотя у нас три комнаты - видимо, надо было провести экскурсию (смеется). Думаю, просто такие статьи надо показывать перед публикацией, чтобы не возникало недоразумений.
- Я тоже удивился, когда узнал, что у Винокурова однокомнатная квартира…
- В однокомнатной нам бы было тесновато. Хотя для нас это временный вариант. Мы решили немного переждать. Но я думаю, что уже скоро у нас будет собственное жилье.
У победы много отцов
- Асхат, кто был вашим первым тренером?
- Саят Кудабергенов.
- После того, как вы взяли в Пекине серебряную медаль, выяснилось, что первых тренеров у вас гораздо больше – по телевизору каждый день называли новые имена.
- Нет, самым первым моим наставником был Саят Кудабергенов. Я пришел в секцию дзюдо во втором классе и сразу попал к нему. Он тренировал меня до девятого класса. Потом я поступил в республиканский колледж спорта, там со мной сначала занимался Александр Петрович Паткин, а затем, вплоть до Олимпиады – Жакен Нурлыбаевич Саламатов. Так что наставников у меня на самом деле не так много.
- Говорят, после неудачи на Олимпиаде в Афинах вы сильно переживали. Кто помог справиться с депрессией в тот момент?
- Я бы не сказал, что у меня была депрессия. Переживал, конечно. Тем более, что на меня возлагали большие надежды, ждали от меня непременно медали.
- Думали о завершении карьеры?
- После громких поражений такие мысли приходят – может, действительно надо заняться обычной работой, пора завязывать… Но потом отходишь понемногу.
- Любопытный факт: на открытии Олимпийских игр в Афинах вы несли флаг Казахстана и остались без медалей. Спустя четыре года в Пекине флаг нес штангист Бахыт Ахметов, и он тоже не дотянул до награды.
- Флаг очень тяжелый. Не с физической точки зрения, а с психологической. Это огромная ответственность. Если взял его в руки – значит, заявил о своих амбициях. Все уже смотрят на тебя не просто как на одного из спортсменов, а как на явного претендента. Ну и говорят тоже: давай, ты должен выиграть, все ждут от тебя победы.
- Получается, вас «накрутили» перед афинской Олимпиадой?
- Я очень хорошо выступил перед Олимпийскими Играми. На многих соревнованиях победил, выиграл чемпионат Азии. Конечно, от меня ждали медали.
Зять – серебро, теща – золото
- Вам не предлагали нести флаг на открытии Игр в Пекине?
- Нет. И я даже рад, что эту миссию доверили другому спортсмену. Я мог спокойно готовиться к соревнованиям. Да и давления уже не было. Никто не говорил, что я претендент на медаль. Мы спланировали подготовку так, что я прилетел в Китай за сутки до выступления. В олимпийской деревне я оказался ночью, на следующий день гонял вес, а потом вышел на ковер.
- То есть вы даже с будущей женой почти не виделись?
- Наоборот, виделись постоянно. Вся делегация разместилась в одном многоэтажном здании. Я жил на шестом этаже, Лена – на восьмом. Ходили друг к другу в гости. Лена целый день была в зале дзюдо, когда я боролся, а я после того, как закончил свои схватки, ходил смотреть их игры. Молодцы девчонки, боролись до конца в каждом матче.
- Как кормили в Китае?
- Нормально. Я, правда, особо их кухней не увлекался. Мы обычно возим на соревнования свою пищу, чтобы не рисковать. Ездим по миру, везде разные продукты, организм может отреагировать неправильно. Поэтому мы приезжаем, едим то, что привезли с собой, а уже после соревнований пробуем местную кухню. Лучше поберечься.
- Вы женаты не очень давно. Лена уже научилась готовить традиционные казахские блюда – бешбармак, манты?
- Ей не нужно было учиться – она все умела до свадьбы.
- У вас, наверное, очень интересные отношения в семье: вы, например, серебряный призер Олимпийских игр, а ваша теща – олимпийская чемпионка.
- Да, она у нас вообще золотой человек. Мама у Лены очень хорошая, чуткая, отзывчивая, добрая. И отношения у нас хорошие.
- Вы - единственный в Казахстане зять олимпийской чемпионки, знаете?
- Да, я об этом уже думал (снова смеется) - это приятное ощущение, не буду скрывать.
Дождался своего часа
- Асхат, а драться вы любите?
- Если честно, нет. Даже не вспомню, когда последний раз это было. Ребенком дрался часто. Потом в интернате бывало – много молодых спортсменов, у всех кровь играет.
- Во многих видах спорта драки бывают прямо на тренировках. Или сидит команда на сборах, делать нечего, развлечений никаких нет…
- Да, нас тоже в горы загонят, там всякое бывает. Деваться некуда, вокруг одни и те же лица. Молодые, бывает, поругаются, пускают кулаки в ход. Но я из этого состояния уже вырос. Хотя, конечно, понимаю, если что-то будет угрожать моим близким или мне – я буду в первых рядах. Да и любой мужчина так же поступит. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы такие ситуации не возникали в нашей жизни. Пусть так и будет.
- Чтобы вы еще пожелали себе в 2009-м году?
- У меня самые простые желания. Хочу взять медаль на чемпионате мира. Обзавестись своим жильем. Хочу стать отцом. Хочу, чтобы спорт приносил удовольствие, чтобы не было проблем с деньгами, чтобы можно было хорошо жить, путешествовать. И конечно, чтобы родные и близкие были здоровы.
- А какие-то необычные мечты у вас есть – например, сняться в кино? Вы бы легко могли бы стать главным героем фильма «Рэкетир».
- Таких мыслей нет. Не уверен, что у меня получится. А если нет таланта – зачем лезть? Помните, одно время была мода такая – петь. Все вокруг запели, клипы стали снимать. Ни голоса, ни слуха нет – но все равно поют. Я себя с микрофоном в руках не представляю. Считаю, без таланта лучше в шоу-бизнес не соваться. Вот сейчас многие спортсмены на коньки встают – Костя Цзю, например. У него классно получается и в боксе, и на льду. Я вот не уверен, что смог бы на коньках кататься. Тем более так красиво. Хотя, может быть, попробую себя в каком-то новом занятии. Посмотрим.
- Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь?
- Да. Можно сказать, я дождался своего часа. Прошел через три олимпийских цикла, множество соревнований, турниров. И добился того, чего хотел.
- Как будет складываться ваша карьера после чемпионата мира 2009 года?
- Сейчас у меня есть реальный шанс взять медаль. Если, конечно, нормально подготовиться. А что будет дальше, я пока не знаю. Поживем-увидим.
Автор: Михаил КОЗАЧКОВ Источник: Camonitor (camonitor.com)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама