В поисках утраченного / Волейбол
Спустя почти девять лет Нелли Щербакова вернулась на пост главного тренера женской сборной Казахстана. С ее именем связаны наивысшие успехи отечественного волейбола - под ее руководством алма-атинский АДК выигрывал «золото» первенства СССР и Кубок европейских чемпионов. Теперь перед ней стоит задача – создать сборную, которая сможет достойно представлять нашу страну на международном уровне. Первый серьезный турнир – начинающийся уже в мае отборочный этап к чемпионату мира.
Спустя почти девять лет Нелли Щербакова вернулась на пост главного тренера женской сборной Казахстана. С ее именем связаны наивысшие успехи отечественного волейбола - под ее руководством алма-атинский АДК выигрывал «золото» первенства СССР и Кубок европейских чемпионов. Теперь перед ней стоит задача – создать сборную, которая сможет достойно представлять нашу страну на международном уровне. Первый серьезный турнир – начинающийся уже в мае отборочный этап к чемпионату мира.
Павлова незаменима
- Нелли Алексеевна, вы уже успели познакомиться со сборной?
- Большинство волейболисток играет за рубежом - в Израиле, Греции, Турции. Я их пока не видела. Они должны приехать сюда в конце апреля, и я даже не знаю, в каком они будут состоянии. Если уровень чемпионатов этих стран высокий, девушки могут приехать в хорошей спортивной форме или, наоборот, очень уставшими. Что касается базового клуба сборной - «Жетысу», то в нашем первенстве у него нет серьезных конкурентов, и поэтому многие волейболистки, выступающие в этой команде, расслабились, играют на низком уровне. А квалификационный турнир к чемпионату мира начнется уже в середине мая, и к этому времени нам нужно создать боеспособную команду. То есть придется готовить ее почти в авральном режиме. Не знаю, насколько нам удастся создать такую команду, но мы постараемся сделать все от нас зависящее. У нас есть опытные волейболистки, которые участвовали в Олимпийских играх, но надо подготовить и молодых, подтянуть их до уровня наших лидеров. Для этого меня и назначили на должность главного тренера. Наш волейбол только начинает подниматься. Есть молодые, интересные игроки, с которыми можно работать, но их пока очень мало. И если сравнить нашу ситуацию с тем, как обстоят дела в ведущих волейбольных странах, мы заметно отстаем.
- Вы не считаете, что сборная, которая ездила на Олимпиаду, была слишком возрастной? И в этой связи вопрос: будут ли изменения в составе?
- Конечно, состав поменяется. Кстати, во многих других сборных это уже происходит – с перспективой на Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. У нас в силу того, что молодежь пока не готова была играть на серьезном международном уровне, в Пекин поехала та команда, которая была. Но после Олимпиада покинула сборную ее лидер Елена Павлова, которая играла в ней неоценимую роль, собирается уйти из спорта Татьяна Пюрова. И наша ошибка заключалась в том, что в Казахстане не выстроена система подготовки молодых волейболисток. Поэтому когда ветераны начинают уходить, заменить их, как выясняется, некем. Это создает серьезные проблемы с точки зрения сборной.
- То есть сейчас в Казахстане перспективных волейболисток, которые смогут в ближайшей перспективе прийти на смену нынешним лидерам сборной, нет?
- К сожалению, это так. Вот говорят: мол, незаменимых людей нет. Применительно к казахстанскому волейболу это глубокое заблуждение. Есть люди, которых просто нельзя заменить. Таким человеком была Павлова. А сейчас таковой можно назвать Ольгу Грушко. Кем ее заменить? Некем. Конечно, можно привезти кого-то, научить, потратить на это время. Но это еще большой вопрос: сможет ли эта спортсменка подняться до уровня Елены или Ольги? Еще одна проблема возникла в связи с тем, что Ольга Наседкина из «Жетысу», ведущий игрок сборной, серьезно травмировала колено. Врачи говорят, что можно играть без операции. Теперь перед ней стоит дилемма: все-таки пойти на операцию или же играть вполсилы.
Плюсы и минусы базового клуба
- Вы не думали предложить Елене Павловой, учитывая ее авторитет в сборной, стать вашим ассистентом?
- Ну, этот вопрос - кого приглашать в национальную сборную – решаю не я. Есть тренерский совет федерации, который рассматривает кандидатуры и выносит свой вердикт. Кроме того, быть классным игроком и сильным тренером - вещи абсолютно разные. Для того, чтобы тренировать, надо, прежде всего, научиться обучать и воспитывать. Как это получится у Лены, никто не знает - даже она сама. Есть много примеров, когда великие игроки не смогли стать хорошими тренерами. Но опять же все зависит от самой Лены. На данный же момент помощником главного тренера сборной является наставник «Жетысу» Рустам Масимов.
- Получается, сборная у нас не сыгранная?
- Абсолютно не сыгранная. Команда соберется только в апреле, а уже в мае мы должны играть. Представляете?
- Связь с нашими «легионерами» поддерживается?
- Да, представители федерации созваниваются с их менеджерами и руководителями клубов, чтобы те по возможности пораньше отпустили девушек на сборы.
- А на текущий год запланированы товарищеские матчи, чтобы наиграть состав?
- Все упирается в деньги. Конечно, в идеале нужно бы провести товарищеские матчи с сильными командами, такими, как Россия, Польша. Но это зависит от финансирования. Вопрос сейчас прорабатывается, однако как получится на деле, сказать сложно. Только когда нам объявят, что выделяется энное количество финансовых средств, мы сможем выстроить линию на ближайшие полгода. Нам нужно пройти первый этап квалификационного турнира чемпионата мира, а затем постараться успешно выступить на втором. Думаю, что девчата сделают все, что в их силах, но это, как вы понимаете, еще не гарантия. Вот когда мы поедем, сориентируемся, посмотрим, что наша сборная представляет на фоне других, тогда уже можно будет говорить что-то конкретное. Ведь многие команды будут играть обновленными составами, а мы – в основном прежним, возрастным.
- В нашем женском волейболе есть базовый клуб сборной – «Жетысу». А насколько это правильно - собрать самых сильных в одну команду? Ведь это лишает внутренний чемпионат конкуренции и турнирной интриги.
- Вы знаете, для каждого исторического периода характерны есть свои особенности. Например, алма-атинский АДК играл в чемпионате СССР, в котором была острейшая конкуренция. И вообще казахстанская школа волейбола на тот момент была одной из лучших в Союзе, у нас работали тренеры, которых ценили в СССР. Пожалуй, только Свердловск (сейчас Екатеринбург) с Николаем Карполем был сильнее нас. А сейчас ситуация совершенно другая. Да, конкуренции внутри Казахстана нет. Чтобы она появилась, возможно, было бы лучше, чтобы сильнейшие волейболистки были примерно одинаково распределены между всеми командами. Но с другой стороны, может, и хорошо, что все лучшие собраны в одном клубе. Ведь в этом случае, если клуб имеет хорошее финансирование, он может не только участвовать в национальном чемпионате, но и ездить на международные турниры, и тогда волейболистки сборной получат необходимую игровую практику на высоком уровне, без чего невозможно совершенствовать мастерство. Однако при этом игроки базового клуба не должны расслабляться, они обязаны постоянно, даже встречаясь с более слабыми соперницами по первенству Казахстана, держать себя в высоком тонусе. К сожалению, этого сейчас не происходит, и они начинают скатываться до уровня девочек, не имеющих опыта.
- Вы собираетесь привлечь в сборную натурализованных игроков?
- Многих волейболисток, играющих в сборной, в свое время привезли в Казахстан. Например, Елена Павлова переехала сюда в 15 лет - ее привезла я. Из своих, доморощенных, в сборной играют лишь Ольга Грушко, Коринна Ишимцева, Ксения Илющенко и Ольга Рыкова. Все остальные – приезжие. Их в свое время везли и везли, а с детьми и молодежью никто не работал. Поэтому у нас сейчас плачевное состояние с резервом. Его практически нет. Поэтому я считаю, что нужно все-таки вкладывать силы и средства в своих. Не все же время пользоваться услугами волейболисток со стороны. Тем более что первые номера других сборных сюда не приедут.
У нас есть главное – хороший генофонд
- Вы сказали, что у нас была одна из лучших волейбольных школ в Союзе. Почему, на ваш взгляд, популярность волейбола в Казахстане по сравнению с советскими временами упала?
- Отвечу так: упал интерес не только к волейболу, но и ко всем видам спорта. Прежде всего, потому, что жизнь стала совершенно другой. Дети обеспеченных родителей стараются получить образование, а дети из малоимущих семей не то что о спорте думать, даже поесть нормально не могут. Поэтому, на мой взгляд, надо выстраивать определенную линию: набирать в детские спортивные школы детей именно из малообеспеченных семей, тем самым дать им возможность подняться на какой-то высокий уровень жизни за счет своих физических данных. Их нужно заинтересовать. Снова вернуться к спецклассам. Необходимо, чтобы работали спортинтернаты. А если этого не будет, где ребенку заниматься? Ведь у нас везде платные спортивные секции.
- Вы работали за рубежом. Можете сравнить отношение к спорту там и у нас?
- Действительно, у меня была возможность сравнить. Самое ценное, что мы утратили, – это детские спортивные школы. В областях они еще работают, а вот в Алматы и Астане их очень мало. Между тем, у нас есть главное, что позволяет стать сильной спортивной нацией, - это очень хороший генофонд. При желании в Казахстане можно найти немало одаренных от природы ребят и девочек, которые, если создать им соответствующие условия, могут в будущем стать чемпионами. Кроме того, у нас спорт может стать серьезным стимулом для желающих добиться успеха в жизни. А в Европе, где я работала, люди живут в достатке и занимаются спортом большей частью в свое удовольствие - не ради достижения больших результатов. Там сложно заставить кого-то работать через не могу.
- Как вы считаете, кому легче работать с женской командой – мужчине или женщине? И еще: ваше отношение к тому, как вел себя с волейболистками Николай Карполь…
- Вы знаете, в чем разница? По Фрейду, мужчину всегда тянет к женщине. А когда женской командой руководит тоже женщина, то ей приходится сложнее, потому это все-таки два положительных заряда, которые, насколько вам известно, отталкиваются. Приходиться держать определенную дистанцию, проявлять дипломатию. Мужчинам гораздо проще, ведь женщина по своей природе должна подчиняться представителю сильного пола, и от этого никуда не денешься. Вот Николай Карполь – настоящий мужик, он знал, как строить отношения с женщинами. Самое главное – умение управлять командой. Да, Николай Васильевич ругал своих подопечных, причем на повышенных тонах, но тем самым он показывал, как переживает за них и как хочет победить. И это его настроение передавалось волейболисткам. Он выиграл со своими командами все титулы, которые существуют в нашем виде спорта, а значит, был прав. А вообще каждый тренер работает так, как подсказывает ему его характер. Я, например, стараюсь быть не очень строгой.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама