Согласны
Фото из архива Vesti.kz
В Киргизии после апрельской смены власти решили изменить и основной закон. 27 июня по этому поводу был проведен всенародный референдум. Еще до объявления официальных результатов голосования глава временного правительства Роза Отунбаева рапортовала о принятии новой конституции и легитимизации временной власти.
Традиция перемен
Эксперимент по превращению Киргизии из президентской республики в парламентскую, как отметили власти, прошел "без подтасовок, давления и без использования административного ресурса".
Более 2,7 миллиона граждан были включены в списки участников референдума. Для фиксирования воли народа было открыто более 2,2 тысячи избирательных участков. Пришедшим предложили ответить всего на один вопрос - "Принять Конституцию и Закон "О введении в действие Конституции", проекты которых предложены временным правительством на референдум".
По законодательству страны, для принятия нового основного закона достаточно, чтобы "да" ответили 50 процентов проголосовавших плюс один избиратель. По предварительным данным, перемены поддержали почти 90 процентов проголосовавших избирателей. В случае успеха референдума в стране появляется и президент переходного периода - Роза Отунбаева, которая будет работать до 31 декабря 2011 года. "Мы вошли в правовое поле, я сегодня получаю полномочия президента переходного периода и также буду руководить правительством", - отметила она, не дождавшись официального объявления результатов. По словам Отунбаевой, уже "осенью в Киргизии будут полностью сформированы все легитимные ветви власти".
Ранее глава временного правительства заявляла, что не собирается выносить свою кандидатуру на выборы президента. Оно и понятно. Когда новая конституция вступит в силу, президентское кресло значительно потеряет в политическом весе и, следовательно, в привлекательности. Согласно конституционной реформе, полномочия президента весьма ограничены. Ему придется довольствоваться лишь представительскими функциями и то лишь в течение одного шестилетнего срока. Назначать премьер-министра и правительство, как и решать основные насущные проблемы в стране, будет парламент. Новая конституция противопоставляется киргизскими властями основному закону времен Бакиева, когда экс-президент значительно расширил себе "поле для деятельности".
В духе бывшего
Впрочем, к разного рода экспериментам конституция независимой Киргизии, принятая в 1993 году, давно привыкла. Только во время правления Аскара Акаева она пересматривалась и редактировалась четырежды.
Так, в 2004 году, предварительно распустив парламент, власти устроили референдум по принятию новой конституции, который, как отмечали эксперты, привел к ослаблению законодательного органа. По новым правилам, парламент был поделен надвое. Политологи прозвали его "карманным" - из 105 человек собственно законотворческой деятельностью занимались 35 членов Законодательного собрания.
"Самое смешное было в том, что парламента из 35 человек нет нигде в мире. Это была просто карикатура на парламент. При этом, 50 процентов из них были акаевские, а другие 50 процентов были под колпаком спецслужб и генпрокуратуры. Но он проработал до 2000 года", - заявил в декабре 2006 года экс-депутат и член Конституционной комиссии, создававшей первую конституцию независимой Киргизии, Бегиш Аматов.
Итогом последующих правок конституции при Акаеве стала отмена неприкосновенности депутатов, принятие ряда пожизненных привилегий для президента и членов его семьи. Все это привело к сосредоточению в президентском кабинете большей части власти и полномочий, включая контроль экономики. Президент смог определять структуру и состав правительства, которое практически было лишено самостоятельной внутренней экономической и кадровой политики. Как отметил в октябре прошлого года киргизский политик, ныне вице-премьер временного правительства Омурбек Текебаев, к 1998 году страна фактически находилась под единоличным управлением Акаева. Но бумага, пусть и самая главная и законная в стране, Акаева, как все помнят, не спасла.
В 2002 году после аксыйских событий, когда в результате расстрела демонстрации протестовавших против передачи части киргизских территорий Китаю жителей Аксы погибли шесть человек, по стране прокатилась волна акций протеста. Тогда Акаев провел попытку конституционной реформы. Однако стабильности в стране референдум 2003 года не принес.
Слабость президента к экспериментам превратилась для него в головную боль - именно изменения конституции в 2003 году стали одной из причин протестов против Акаева, которые начались в 2004 году и привели к "тюльпановой революции".
Сменивший его в президентском кресле Курманбек Бакиев под давлением оппозиции и общественности в 2006 году провел очередную реформу конституции. Затем последовала еще одна реформа, а в 2007 году - снова изменения. И на этот раз эксперты вновь отмечают - конституция в новой редакции увеличивает президентские полномочия.
В заключении Венецианской комиссии о конституционной ситуации в Кыргызстане, обнародованном в декабре 2007 года, говорится: "Главный удар новой версии конституции - это установление всеми возможными законными средствами бесспорного превосходства президента над всеми другими государственными ветвями власти. Более того, если нет никаких законных ограничений на полномочия президента, и у оппозиции немного возможностей быть услышанной, последствием может стать смена власти, основанная на революции, а не на мирной передаче власти". Что и произошло в апреле этого года.
Стоит отметить, что еще в декабре 2009 года, находясь на посту президента, Бакиев внес в парламент поправки в конституцию, косвенно предполагающие передачу власти его сыну Максиму. По проекту, создавалась совершенно новая для Киргизии, однако наделенная широкими полномочиями структура - Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, главой которого и был назначен Максим Бакиев.
Из двух зол...
Между тем, не все воспринимают новую конституцию, предполагающую отказ Киргизии от монархического стиля правления, как несомненно положительное явление. Так, президент России Дмитрий Медведев следующим образом прокомментировал нововведение: "Это суверенное государство. Но с учетом того, что там даже сейчас власти не хватает порядок навести, легитимность власти низка, ее поддержка создает большие вопросы, я не очень себе представляю, как будет модель парламентской республики работать в Киргизии".
И действительно, когда в стране полная экономическая разруха, острейшая социальная напряженность и непонятные отношения с мировым сообществом, спасительной пилюлей может стать именно сильная централизованная власть. Власть, сосредоточенная в большей степени в одном лице, гораздо более мобильна и способна быстрее принимать решения, чем несколько десятков парламентариев, принадлежащих разным партиям и придерживающихся разных политических курсов.
Однако критики реформы уверены, что населению республики изменения в конституции никаких преференций не принесут - это лишь способ сделать временную власть легитимной. А учитывая частоту, с которой власть имущие в Киргизии перекраивают основной закон под себя, не исключено, что ограниченный в полномочиях президент, придя к власти, эти самые полномочия себе вернет самостоятельно. А итоги плебисцита вновь покажут согласие граждан страны с очередным экспериментом.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
В Киргизии после апрельской смены власти решили изменить и основной закон. 27 июня по этому поводу был проведен всенародный референдум. Еще до объявления официальных результатов голосования глава временного правительства Роза Отунбаева рапортовала о принятии новой конституции и легитимизации временной власти.
Традиция перемен
Эксперимент по превращению Киргизии из президентской республики в парламентскую, как отметили власти, прошел "без подтасовок, давления и без использования административного ресурса". Более 2,7 миллиона граждан были включены в списки участников референдума. Для фиксирования воли народа было открыто более 2,2 тысячи избирательных участков. Пришедшим предложили ответить всего на один вопрос - "Принять Конституцию и Закон "О введении в действие Конституции", проекты которых предложены временным правительством на референдум". По законодательству страны, для принятия нового основного закона достаточно, чтобы "да" ответили 50 процентов проголосовавших плюс один избиратель. По предварительным данным, перемены поддержали почти 90 процентов проголосовавших избирателей. В случае успеха референдума в стране появляется и президент переходного периода - Роза Отунбаева, которая будет работать до 31 декабря 2011 года. "Мы вошли в правовое поле, я сегодня получаю полномочия президента переходного периода и также буду руководить правительством", - отметила она, не дождавшись официального объявления результатов. По словам Отунбаевой, уже "осенью в Киргизии будут полностью сформированы все легитимные ветви власти". Ранее глава временного правительства заявляла, что не собирается выносить свою кандидатуру на выборы президента. Оно и понятно. Когда новая конституция вступит в силу, президентское кресло значительно потеряет в политическом весе и, следовательно, в привлекательности. Согласно конституционной реформе, полномочия президента весьма ограничены. Ему придется довольствоваться лишь представительскими функциями и то лишь в течение одного шестилетнего срока. Назначать премьер-министра и правительство, как и решать основные насущные проблемы в стране, будет парламент. Новая конституция противопоставляется киргизскими властями основному закону времен Бакиева, когда экс-президент значительно расширил себе "поле для деятельности".В духе бывшего
Впрочем, к разного рода экспериментам конституция независимой Киргизии, принятая в 1993 году, давно привыкла. Только во время правления Аскара Акаева она пересматривалась и редактировалась четырежды. Так, в 2004 году, предварительно распустив парламент, власти устроили референдум по принятию новой конституции, который, как отмечали эксперты, привел к ослаблению законодательного органа. По новым правилам, парламент был поделен надвое. Политологи прозвали его "карманным" - из 105 человек собственно законотворческой деятельностью занимались 35 членов Законодательного собрания. "Самое смешное было в том, что парламента из 35 человек нет нигде в мире. Это была просто карикатура на парламент. При этом, 50 процентов из них были акаевские, а другие 50 процентов были под колпаком спецслужб и генпрокуратуры. Но он проработал до 2000 года", - заявил в декабре 2006 года экс-депутат и член Конституционной комиссии, создававшей первую конституцию независимой Киргизии, Бегиш Аматов. Итогом последующих правок конституции при Акаеве стала отмена неприкосновенности депутатов, принятие ряда пожизненных привилегий для президента и членов его семьи. Все это привело к сосредоточению в президентском кабинете большей части власти и полномочий, включая контроль экономики. Президент смог определять структуру и состав правительства, которое практически было лишено самостоятельной внутренней экономической и кадровой политики. Как отметил в октябре прошлого года киргизский политик, ныне вице-премьер временного правительства Омурбек Текебаев, к 1998 году страна фактически находилась под единоличным управлением Акаева. Но бумага, пусть и самая главная и законная в стране, Акаева, как все помнят, не спасла.В 2002 году после аксыйских событий, когда в результате расстрела демонстрации протестовавших против передачи части киргизских территорий Китаю жителей Аксы погибли шесть человек, по стране прокатилась волна акций протеста. Тогда Акаев провел попытку конституционной реформы. Однако стабильности в стране референдум 2003 года не принес. Слабость президента к экспериментам превратилась для него в головную боль - именно изменения конституции в 2003 году стали одной из причин протестов против Акаева, которые начались в 2004 году и привели к "тюльпановой революции". Сменивший его в президентском кресле Курманбек Бакиев под давлением оппозиции и общественности в 2006 году провел очередную реформу конституции. Затем последовала еще одна реформа, а в 2007 году - снова изменения. И на этот раз эксперты вновь отмечают - конституция в новой редакции увеличивает президентские полномочия. В заключении Венецианской комиссии о конституционной ситуации в Кыргызстане, обнародованном в декабре 2007 года, говорится: "Главный удар новой версии конституции - это установление всеми возможными законными средствами бесспорного превосходства президента над всеми другими государственными ветвями власти. Более того, если нет никаких законных ограничений на полномочия президента, и у оппозиции немного возможностей быть услышанной, последствием может стать смена власти, основанная на революции, а не на мирной передаче власти". Что и произошло в апреле этого года. Стоит отметить, что еще в декабре 2009 года, находясь на посту президента, Бакиев внес в парламент поправки в конституцию, косвенно предполагающие передачу власти его сыну Максиму. По проекту, создавалась совершенно новая для Киргизии, однако наделенная широкими полномочиями структура - Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, главой которого и был назначен Максим Бакиев.Из двух зол...
Между тем, не все воспринимают новую конституцию, предполагающую отказ Киргизии от монархического стиля правления, как несомненно положительное явление. Так, президент России Дмитрий Медведев следующим образом прокомментировал нововведение: "Это суверенное государство. Но с учетом того, что там даже сейчас власти не хватает порядок навести, легитимность власти низка, ее поддержка создает большие вопросы, я не очень себе представляю, как будет модель парламентской республики работать в Киргизии". И действительно, когда в стране полная экономическая разруха, острейшая социальная напряженность и непонятные отношения с мировым сообществом, спасительной пилюлей может стать именно сильная централизованная власть. Власть, сосредоточенная в большей степени в одном лице, гораздо более мобильна и способна быстрее принимать решения, чем несколько десятков парламентариев, принадлежащих разным партиям и придерживающихся разных политических курсов. Однако критики реформы уверены, что населению республики изменения в конституции никаких преференций не принесут - это лишь способ сделать временную власть легитимной. А учитывая частоту, с которой власть имущие в Киргизии перекраивают основной закон под себя, не исключено, что ограниченный в полномочиях президент, придя к власти, эти самые полномочия себе вернет самостоятельно. А итоги плебисцита вновь покажут согласие граждан страны с очередным экспериментом.Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама