Новости
21 октября 2011 11:04
 

Зимние виды спорта. Сороковой сезон знаменитого катка может стать отправной точкой в новое рекордное плавание

  Комментарии

Поделиться

Зимние виды спорта. Сороковой сезон знаменитого катка может стать отправной точкой в новое рекордное плавание

Зимние виды спорта. Сороковой сезон знаменитого катка может стать отправной точкой в новое рекордное плаваниеВысокогорный спорткомплекс «Медеу» вступил в новый сезон. Сначала здесь заработала «фабрика здоровья», пригласившая на массовые катания алматинцев и гостей города, а следом сороковую по счету вахту приняла «кузница мировых рекордов», собравшая на турнир памяти Касыма Ильяшева скороходов из всех областей Казахстана, культивирующих бег на коньках.

Что за жизнь в консервной банке?

Много лет жизни отдавший работе на «Медеу», Касым Рымбекович Ильяшев всегда был ярым сторонником сохранения катка в первозданном виде, противился идеям заталкивания его под крышу. Однажды, обсуждая с ним варианты дальнейшего существования «жемчужины Заилийского Алатау», при упоминании плана перекрытия «Медеу» я услышал удивительный по яркости и убийственный по точности аргумент: «Какая ж жизнь в консервной банке?» Ильяшев верил в феноменальный эффект безусловного взаимодействия солнца, неба, земли и грунтовых вод, знал магию здешних самых «быстрых» для конькобежцев часов и минут и считал, что спортивная слава «Медеу» не ограничится теми 126 мировыми рекордами, официально установленными в наших горах в XX веке.

Специалисты же далеко не однозначно оценивают перспективы заслуженного ветерана мировых коньков. Большинство из них придерживаются мягко-скептических позиций, ведь технологии большого спорта ушли далеко вперед, спортсмены нынче соревнуются в идеальных условиях, создаваемых в крытых катках, где можно регулировать буквально все – от температурных режимов до освещения. Кроме того, сегодня важнейшие состязания в скоростном беге на коньках (чемпионаты мира и Олимпийские игры) разрешено проводить только на льду крытых катков. А именно во время таких стартов спортсмены способны и готовы полностью отдать силы для демонстрации высших результатов.

Но как раз на «Медеу» и можно встретить оптимистов, считающих, как когда-то и Касым Ильяшев, что каток не исчерпал своего спортивного потенциала и еще может послужить мировым конькам. Вот что, к примеру, по этому поводу думает заслуженный тренер Казахстана, старший тренер сборной команды Астаны Александр Николаевич Сон:

– На «Медеу» и сейчас, правда, не каждый день, можно показывать очень высокие результаты. И в лучшие годы многое зависело от ряда обстоятельств: совпадений температур, влажности, направления ветра, идеальной подготовки льда... Уверен, рекорд мира на открытом «Медеу» можно установить и сегодня! Для этого нужны современная техника и профессиональная работа службы подготовки льда.

Александр Сон, не раз за последнее время слышавший вопрос от зарубежных коллег: «Когда же мы сможем приехать к вам на «Медеу»?», отвечает им однозначно: «Когда будет качественный лед». Международная федерация конькобежного спорта с большим удовольствием поддержала бы проведение здесь этапа Кубка мира, такие состязания пока еще можно организовывать и на открытых катках. А еще не возбраняется проводить чемпионаты мира среди юниоров, многие другие соревнования, в которых спортсмены обязательно пойдут на установление рекордов. И потому руководству катка, считает опытный специалист, не следует делать явный крен на оздоровительную функцию «Медеу», а позаботиться и о спортивной составляющей уникального объекта. Ведь когда-то на «Медеу» прекрасно уживались физкультура и большой спорт, здесь месяцами тренировались и участвовали в веренице соревнований национальные сборные (взрослые, молодежные, юниорские) СССР, ГДР, Голландии, Норвегии, Швеции, Польши, Монголии, Японии и еще нескольких десятков стран. И в таком плотном графике находилось время для массовых катаний жителей города, тренировок юных конькобежцев и членов сборных Казахстана.

Последний рекордсмен «Медеу»

И сейчас «Медеу» – место, где нередко можно встретить конькобежных героев прошлых лет. С одним из них – выдающимся скороходом Олегом Божьевым – мы разговорились во время мемориала Ильяшева. С таким собеседником вдвойне интересно общаться, потому что, помимо каких-то приятных воспоминаний, связанных с былыми стартами, ему есть что сказать и о дне сегодняшнем. Москвич Олег Фелевич Божьев работает с резервным составом сборной Казахстана. А в 2007-м тренировал и национальную команду нашей страны.

Сегодня Божьев настраивает своих подопечных таким образом, чтобы они не просто подтягивались к уровню мастерства ведущих скороходов Казахстана, но и обыгрывали первый состав.

– В этом весь смысл наших тренировок, – делится Божьев. – С Вадимом Саютиным, главным тренером сборной РК, мы знакомы очень давно, у нас свои творческие процессы, методики, места сборов команд. Различные старты: когда в прошлом году первая сборная по каким-то уважительным причинам не поехала на кубки мира, туда послали нас. И резервисты выступили вполне достойно, некоторые из них попали в двадцатку сильнейших. Для второго состава сборной, я считаю, это было вполне успешное выступление. В новом сезоне ставим более высокие задачи – попасть на кубках мира в число 10–15 лучших конькобежцев. Тем более что один из этапов этих соревнований пройдет в Астане. Нам, организаторам этапа, дают по пять мест на каждой дистанции. Это просто уникальная возможность проверить в споре с мировыми асами не только весь первый состав сборной страны, но и большое количество резервистов.

...Между прочим, Олег Божьев – как раз тот человек, который установил на «Медеу» один из последних для катка «мужской» рекорд мира на дистанции 1 500 метров. Это случилось 24 марта 1984 года. Божьев и сейчас помнит тот результат – 1 минута 53,26 секунды. Мой собеседник – бронзовый призер зимних Олимпийских игр 1984 года в Сараево, чемпион мира того же года и обладатель трех серебряных медалей последующих чемпионатов мира. И в возрождение спортивной славы «Медеу» он верит, и с нашими ребятами работает на перспективу, надеясь в скором времени их увидеть в главной сборной страны, в команде своего друга и единомышленника Вадима Саютина.

У основания пирамиды

А вот кого мы совсем не ожидали увидеть на «Медеу», так это легендарную казахстанскую конькобежку Людмилу Прокашеву. Бронзовый медалист Олимпийских игр в Нагано, призер чемпионата мира, чемпионка Советского Союза и зимних Азиатских игр давно повесила коньки на гвоздь. Последний раз, если не изменяет память, мы ее видели на здешнем льду в 2003 году, когда Людмилу упросили выступить за Павлодарскую область на зимней Спартакиаде Казахстана. Потом коллеги-журналисты потеряли ее из виду, только и знали, что Прокашева кем-то и где-то работает в родном для нее городе на Иртыше.

– Да не терялась я! – улыбнулась внешне ничуть не изменившаяся Людмила. – С 2008 года работаю тренером в Павлодарской школе по зимним видам спорта. У нас есть отделения биатлона, лыжных гонок, хоккея, фигурного катания, конькобежного спорта, а в нынешнем году еще открыто и отделение фристайла. Для меня, как для заместителя директора по учебной части, это приятные факты.

Ее возвращение в спорт произошло во многом случайно. Однажды павлодарский тренер Елена Степаненко пригласила Прокашеву на стадион для награждения юных конькобежцев. Людмила туда пришла раз, другой, потом зачастила к детишкам, на что директор школы сказал: «Ну и что просто так ходить, давай, устраивайся к нам на работу». После окончания спортивной карьеры в 2002 году прошло шесть лет, период для адаптации в новой жизни достаточный. В эти годы Прокашевой ни на лед не хотелось выходить, ни кого-то тренировать. В общем, никакой ностальгии о конькобежном спорте! Но вот как-то втянулась в процесс воспитания юных, вникла во все проблемы...

– У нас сейчас парадоксальная ситуация, – говорит Людмила Вячеславовна, – образовательная система жалуется на то, что дети становятся слабенькими, хиленькими, быстро устают. А как не уставать, сидя с утра до шести вечера в кабинетах? Дайте возможность детям заниматься спортом, хотя бы тем, кто уже тренируется под руководством профессиональных наставников! Проблема грамотного совмещения школы образовательной и школы спортивной до сих пор не решена.

В Алматы на первые ледовые тренировки и серьезные соревнования Прокашева привезла шестерых юных конькобежцев, хотя могла бы и больше, человек десять. Но четверым уже явно не до спорта, у них подготовка к ЕНТ, другие учебные дела и школьные нагрузки. На «выходе» из образовательной школы наш спорт теряет массу перспективных юношей и девушек, вся ранее проделанная с ними работа оказывается напрасной. Вот и сейчас ученики Людмилы Вячеславовны, школьники 8–9-х классов, надышавшись в горах кислородом, показали и лучшие личные результаты. Их наставник будет просить руководство школы и Федерации конькобежного спорта страны организовать последующие учебно-тренировочные сборы, какие-то соревнования. Но не в песок ли уйдет и этот труд? Ведь завтра-послезавтра и перед этими талантливыми ребятами встанет главный юношеский вопрос – кем быть: студентом престижного вуза или рекордсменом мира по конькам? Увы, сейчас две мечты одновременно осуществить почти нереально...

...Поставил многоточие и подумал: у конькобежцев то тут серьезные нестыковки, то там, на первый взгляд, неразрешимые проблемы. И что же их, таких опытных в спорте людей с громкими именами, удерживает в нелегкой тренерской профессии?

Прослушал еще раз диктофонную пленку с записью голосов всех троих тренеров и нашел исчерпывающий ответ на этот вопрос. Его еще в начале беседы дал Александр Николаевич Сон:

– Большой спорт стоит на каком-то фундаменте. Чем больше по площади и крепче будет фундамент, тем выше и прочнее может получиться сама пирамида. Мы, наставники, как раз сейчас закладываем этот фундамент, каждый в его строительство вносит свою лепту, видит перспективы и чувствует необходимость своего пребывания на этом участке работ.

Автор: Юрий ЛИФИНЦЕВ
Фото: Юрия БЕККЕРА

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Зимние виды спорта. Сороковой сезон знаменитого катка может стать отправной точкой в новое рекордное плаваниеВысокогорный спорткомплекс «Медеу» вступил в новый сезон. Сначала здесь заработала «фабрика здоровья», пригласившая на массовые катания алматинцев и гостей города, а следом сороковую по счету вахту приняла «кузница мировых рекордов», собравшая на турнир памяти Касыма Ильяшева скороходов из всех областей Казахстана, культивирующих бег на коньках.

Что за жизнь в консервной банке?

Много лет жизни отдавший работе на «Медеу», Касым Рымбекович Ильяшев всегда был ярым сторонником сохранения катка в первозданном виде, противился идеям заталкивания его под крышу. Однажды, обсуждая с ним варианты дальнейшего существования «жемчужины Заилийского Алатау», при упоминании плана перекрытия «Медеу» я услышал удивительный по яркости и убийственный по точности аргумент: «Какая ж жизнь в консервной банке?» Ильяшев верил в феноменальный эффект безусловного взаимодействия солнца, неба, земли и грунтовых вод, знал магию здешних самых «быстрых» для конькобежцев часов и минут и считал, что спортивная слава «Медеу» не ограничится теми 126 мировыми рекордами, официально установленными в наших горах в XX веке.

Специалисты же далеко не однозначно оценивают перспективы заслуженного ветерана мировых коньков. Большинство из них придерживаются мягко-скептических позиций, ведь технологии большого спорта ушли далеко вперед, спортсмены нынче соревнуются в идеальных условиях, создаваемых в крытых катках, где можно регулировать буквально все – от температурных режимов до освещения. Кроме того, сегодня важнейшие состязания в скоростном беге на коньках (чемпионаты мира и Олимпийские игры) разрешено проводить только на льду крытых катков. А именно во время таких стартов спортсмены способны и готовы полностью отдать силы для демонстрации высших результатов.

Но как раз на «Медеу» и можно встретить оптимистов, считающих, как когда-то и Касым Ильяшев, что каток не исчерпал своего спортивного потенциала и еще может послужить мировым конькам. Вот что, к примеру, по этому поводу думает заслуженный тренер Казахстана, старший тренер сборной команды Астаны Александр Николаевич Сон:

– На «Медеу» и сейчас, правда, не каждый день, можно показывать очень высокие результаты. И в лучшие годы многое зависело от ряда обстоятельств: совпадений температур, влажности, направления ветра, идеальной подготовки льда... Уверен, рекорд мира на открытом «Медеу» можно установить и сегодня! Для этого нужны современная техника и профессиональная работа службы подготовки льда.

Александр Сон, не раз за последнее время слышавший вопрос от зарубежных коллег: «Когда же мы сможем приехать к вам на «Медеу»?», отвечает им однозначно: «Когда будет качественный лед». Международная федерация конькобежного спорта с большим удовольствием поддержала бы проведение здесь этапа Кубка мира, такие состязания пока еще можно организовывать и на открытых катках. А еще не возбраняется проводить чемпионаты мира среди юниоров, многие другие соревнования, в которых спортсмены обязательно пойдут на установление рекордов. И потому руководству катка, считает опытный специалист, не следует делать явный крен на оздоровительную функцию «Медеу», а позаботиться и о спортивной составляющей уникального объекта. Ведь когда-то на «Медеу» прекрасно уживались физкультура и большой спорт, здесь месяцами тренировались и участвовали в веренице соревнований национальные сборные (взрослые, молодежные, юниорские) СССР, ГДР, Голландии, Норвегии, Швеции, Польши, Монголии, Японии и еще нескольких десятков стран. И в таком плотном графике находилось время для массовых катаний жителей города, тренировок юных конькобежцев и членов сборных Казахстана.

Последний рекордсмен «Медеу»

И сейчас «Медеу» – место, где нередко можно встретить конькобежных героев прошлых лет. С одним из них – выдающимся скороходом Олегом Божьевым – мы разговорились во время мемориала Ильяшева. С таким собеседником вдвойне интересно общаться, потому что, помимо каких-то приятных воспоминаний, связанных с былыми стартами, ему есть что сказать и о дне сегодняшнем. Москвич Олег Фелевич Божьев работает с резервным составом сборной Казахстана. А в 2007-м тренировал и национальную команду нашей страны.

Сегодня Божьев настраивает своих подопечных таким образом, чтобы они не просто подтягивались к уровню мастерства ведущих скороходов Казахстана, но и обыгрывали первый состав.

– В этом весь смысл наших тренировок, – делится Божьев. – С Вадимом Саютиным, главным тренером сборной РК, мы знакомы очень давно, у нас свои творческие процессы, методики, места сборов команд. Различные старты: когда в прошлом году первая сборная по каким-то уважительным причинам не поехала на кубки мира, туда послали нас. И резервисты выступили вполне достойно, некоторые из них попали в двадцатку сильнейших. Для второго состава сборной, я считаю, это было вполне успешное выступление. В новом сезоне ставим более высокие задачи – попасть на кубках мира в число 10–15 лучших конькобежцев. Тем более что один из этапов этих соревнований пройдет в Астане. Нам, организаторам этапа, дают по пять мест на каждой дистанции. Это просто уникальная возможность проверить в споре с мировыми асами не только весь первый состав сборной страны, но и большое количество резервистов.

...Между прочим, Олег Божьев – как раз тот человек, который установил на «Медеу» один из последних для катка «мужской» рекорд мира на дистанции 1 500 метров. Это случилось 24 марта 1984 года. Божьев и сейчас помнит тот результат – 1 минута 53,26 секунды. Мой собеседник – бронзовый призер зимних Олимпийских игр 1984 года в Сараево, чемпион мира того же года и обладатель трех серебряных медалей последующих чемпионатов мира. И в возрождение спортивной славы «Медеу» он верит, и с нашими ребятами работает на перспективу, надеясь в скором времени их увидеть в главной сборной страны, в команде своего друга и единомышленника Вадима Саютина.

У основания пирамиды

А вот кого мы совсем не ожидали увидеть на «Медеу», так это легендарную казахстанскую конькобежку Людмилу Прокашеву. Бронзовый медалист Олимпийских игр в Нагано, призер чемпионата мира, чемпионка Советского Союза и зимних Азиатских игр давно повесила коньки на гвоздь. Последний раз, если не изменяет память, мы ее видели на здешнем льду в 2003 году, когда Людмилу упросили выступить за Павлодарскую область на зимней Спартакиаде Казахстана. Потом коллеги-журналисты потеряли ее из виду, только и знали, что Прокашева кем-то и где-то работает в родном для нее городе на Иртыше.

– Да не терялась я! – улыбнулась внешне ничуть не изменившаяся Людмила. – С 2008 года работаю тренером в Павлодарской школе по зимним видам спорта. У нас есть отделения биатлона, лыжных гонок, хоккея, фигурного катания, конькобежного спорта, а в нынешнем году еще открыто и отделение фристайла. Для меня, как для заместителя директора по учебной части, это приятные факты.

Ее возвращение в спорт произошло во многом случайно. Однажды павлодарский тренер Елена Степаненко пригласила Прокашеву на стадион для награждения юных конькобежцев. Людмила туда пришла раз, другой, потом зачастила к детишкам, на что директор школы сказал: «Ну и что просто так ходить, давай, устраивайся к нам на работу». После окончания спортивной карьеры в 2002 году прошло шесть лет, период для адаптации в новой жизни достаточный. В эти годы Прокашевой ни на лед не хотелось выходить, ни кого-то тренировать. В общем, никакой ностальгии о конькобежном спорте! Но вот как-то втянулась в процесс воспитания юных, вникла во все проблемы...

– У нас сейчас парадоксальная ситуация, – говорит Людмила Вячеславовна, – образовательная система жалуется на то, что дети становятся слабенькими, хиленькими, быстро устают. А как не уставать, сидя с утра до шести вечера в кабинетах? Дайте возможность детям заниматься спортом, хотя бы тем, кто уже тренируется под руководством профессиональных наставников! Проблема грамотного совмещения школы образовательной и школы спортивной до сих пор не решена.

В Алматы на первые ледовые тренировки и серьезные соревнования Прокашева привезла шестерых юных конькобежцев, хотя могла бы и больше, человек десять. Но четверым уже явно не до спорта, у них подготовка к ЕНТ, другие учебные дела и школьные нагрузки. На «выходе» из образовательной школы наш спорт теряет массу перспективных юношей и девушек, вся ранее проделанная с ними работа оказывается напрасной. Вот и сейчас ученики Людмилы Вячеславовны, школьники 8–9-х классов, надышавшись в горах кислородом, показали и лучшие личные результаты. Их наставник будет просить руководство школы и Федерации конькобежного спорта страны организовать последующие учебно-тренировочные сборы, какие-то соревнования. Но не в песок ли уйдет и этот труд? Ведь завтра-послезавтра и перед этими талантливыми ребятами встанет главный юношеский вопрос – кем быть: студентом престижного вуза или рекордсменом мира по конькам? Увы, сейчас две мечты одновременно осуществить почти нереально...

...Поставил многоточие и подумал: у конькобежцев то тут серьезные нестыковки, то там, на первый взгляд, неразрешимые проблемы. И что же их, таких опытных в спорте людей с громкими именами, удерживает в нелегкой тренерской профессии?

Прослушал еще раз диктофонную пленку с записью голосов всех троих тренеров и нашел исчерпывающий ответ на этот вопрос. Его еще в начале беседы дал Александр Николаевич Сон:

– Большой спорт стоит на каком-то фундаменте. Чем больше по площади и крепче будет фундамент, тем выше и прочнее может получиться сама пирамида. Мы, наставники, как раз сейчас закладываем этот фундамент, каждый в его строительство вносит свою лепту, видит перспективы и чувствует необходимость своего пребывания на этом участке работ.

Автор: Юрий ЛИФИНЦЕВ
Фото: Юрия БЕККЕРА

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!