Сегодня, 25 марта, будет праздновать своё 75-тилетие прославленный казахстанский мотогонщик, Мастер спорта СССР по мотоспорту, четырехкратный чемпион Советского Союза, многократный чемпион Казахской ССР по мотоспорту, обладатель первого всесоюзного Кубка журнала «За рулем» по мотоболу, человек, посвятивший всю свою жизнь мотоциклетному спорту – Мухамедов Рафат Мингалиевич. Его спортивные достижения запечатлены в многочисленных дипломах и памятных значках, а его тренерский труд отмечен медалью «Ветеран труда». Мы поздравили ветерана с его юбилеем, а так же праздником Наурыз, и попросили Рафата Мингалиевича рассказать нам о своей жизни.
- Уважаемый Рафат Мингалиевич! Редакция сайта proautosport.kz от всего сердца поздравляет Вас с юбилеем и желает Вам здоровья, долголетия и благополучия! Расскажите пожалуйста нашим посетителям, как вы пришли в мотоциклетный спорт?
- В конце сороковых годов прошлого века, в послевоенной стране, в нашем городе стали появляться различные секции технических видов спорта. И так уж мне, с моим братом Талгатом, повезло, что в нашем алма-атинском дворе появилась секция мотоспорта. Руководил этой секцией студент сельскохозяйственного института Кузьмин. Наша секция входила в состав добровольного сельского спортивного общества (ДССО) «Урожай».
Впоследствии, многие спортсмены нашей команды так же стали студентами сельхоз института. Так мы с братом и пришли в мотоспорт. А впервые я принял участие в соревновании в пятнадцатилетнем возрасте. В то время нельзя было участвовать в соревнованиях не имея водительских прав, но, несмотря на это, меня допустили. Так и началась карьера мотогонщика. Вскоре я стал принимать участие в соревнованиях областного, затем республиканского ранга. В 1954 году я пошел служить в армию и попал служить в Украину. Проходя службу в армии, мне довелось участвовать за команду Львовской области на соревнованиях в УССР. Пока я служил, мой брат Талгат, выступая на всесоюзных соревнованиях по мотоспорту, в 1957 году выполнил норматив на Мастера спорта СССР, став первым Мастером спорта СССР в Казахстане. Демобилизовавшись, я пришел работать тренером в секцию ДОСААФ, но продолжал с удвоенной энергией выступать за свое «родное» общество, переименованное к тому времени в «Кайрат», а команды из ДОСААФА и из общества «Енбек» были нашими главными соперниками. И благодаря своим победам, в 1958 году я тоже выполнил норматив на Мастера спорта СССР. Наши команды существовали вплоть до шестидесятого года, когда решением руководства страны, все секции по техническим видам спорта, перешли под крыло ДОСААФ, и мы продолжили соревноваться под его флагами. Счет своим призам на всесоюзных соревнованиях я открыл в 1962 году, когда я стал серебряным призером первенства СССР по мотомногоборью в городе Орджоникидзе. Одна ошибка, допущенная мной на старте последнего участка, стоила мне тогда всесоюзного «золота». А сборная команда Казахской ССР, благодаря успешному выступлению наших ребят, ну и моему выступлению в том числе, завоевала «золото» в командном зачете. На следующий год местом проведения всесоюзного мотоциклетного многоборья стал Казахстан, и у себя на родине я впервые стал Чемпионом Советского Союза по мотоспорту в личном зачете.
- Рафат Мингалиевич, расскажите, пожалуйста, на каких мотоциклах вы выступали.
- Первыми мотоциклами, на которых мы стали заниматься мотоспортом, были немецкие мотоциклы «DKW», получаемые СССР от Германии в счет репарации. На эмблеме этих мотоциклов красовались четыре кольца. Эта марка стала позднее всем известна под названием «Audi». Позднее появились мотоциклы «Москва», мотоциклы марки «Ковровец», ставшей впоследствии «Восходом», были мотоциклы «ИЖ», «Ява» и много других. Советская техника не отличалась большой надежностью и качеством. Бывали случаи, когда мы, получая спортивные мотоциклы, делали из них и дорожных мотоциклов гибриды, так как качество деталей на спортивных мотоциклах никуда не годилось. В советские годы существовала определенная иерархия по уровню техники, на которой мы выступали. Все новинки получали спортсмены из Центрального совета ДОСААФ или гонщики заводских команд. А уже мы, в основном, получали их мотоциклы, уступавшие новым моделям по всем характеристикам. И, не смотря на это, спортсмены нашей Республики, используя, в большинстве своем, устаревшую технику, всегда показывали достойные, высокие результаты, и неоднократно побеждали на всесоюзных соревнованиях. В последние годы, бывая на соревнованиях по мотокроссу, проходящих рядом с городом Алматы, я завидую современным гонщикам, которые управляют надежными, мощными мотоциклами, которые не надо разбирать до винтика, обрабатывать детали и вновь собирать. Но, я считаю, что современное поколение казахстанских спортсменов не могут полностью использовать потенциал этой техники. Причиной тому, на мой взгляд, является слабая физическая подготовка спортсмена. В те годы, когда я участвовал в соревнованиях, у меня каждый день начинался с пробежки и утренней зарядки. Перед ответственными соревнованиями мною строго соблюдался режим в еде, и под категорическим запретом для меня было спиртное в период подготовки к гонке.
- А как Ваша семья относилась к мотоспорту?
- Хотелось бы рассказать об одном забавном случае. Наша мама никогда не боялась ездить с нами на мотоциклах. Очень часто или я или Талгат отвозили ее на работу на мотоцикле. И вот, в одно весеннее утро мама села позади Талгата и они поехали. В нашем дворе, на теневой стороне еще остались наледи и грязь. Мотоцикл занесло, и мама упала с него. Отряхнувшись, она подошла к Талгату, влепила ему сильную оплеуху, так сказать, в целях профилактики, чтобы был поаккуратнее с матерью, и, как ни в чем не бывало, она села позади брата, и они поехали на работу дальше. Наша мама не пропускала ни одного соревнования, где мы участвовали с моим братом. В ее лице мы всегда видели нашего самого преданного болельщика.
- Рафат Мингалиевич, как Вы считаете, почему раньше соревнования по мотоспорту собирали огромное количество зрителей. Почему мы этого сейчас не наблюдаем?
- По-моему, главной причиной того, что сейчас зритель неохотно идет на соревнования, является то, что не стало массовости участников. Одно дело, когда зрители приходили смотреть на заезды, где стартовало более тридцати участников. И совсем друга картина, когда в заезде стартует максимум десять гонщиков, и через один или два круга можно уже назвать победителя.
- Как Вы считаете, проще ли приходиться современным спортсменам в занятиях мотоспортом.
- Нет, что вы! В советские годы у всех видов спорта была мощнейшая государственная поддержка. Нам достойно оплачивались и «командировочные» и «тренерские». Мы бесплатно получали технику. У клубов и секций были свои помещения. У нас, практически никогда, не стоял вопрос о финансировании участия наших спортсменов. В современном мотоспорте, где, к огромному сожалению, практически отсутствует помощь государства, спортсменам тяжело найти средства для приобретения достойной техники и для оплаты расходов на участие в соревнованиях. А в условиях нынешнего кризиса решение этой задачи станет еще тяжелее.
- Рафат Мингалиевич! Расскажите о Вашей тренерской деятельности.
- Как я уже упоминал, свою тренерскую работу я начал в ДОСААФ в 1957 году, сразу после службы в армии, где и проработал до 1970 года. А в 1970 году я создал и возглавил секцию по техническим видам спорта на Алма-атинском мясокомбинате. В этой секции ребята занимались не только мотоспортом, но и стрелковыми видами спорта. Закончил я свою тренерскую работу, когда вышел на пенсию в 1997 году. За годы моей работы тренером, я воспитал несколько чемпионов СССР и Мастеров спорта СССР.
- Расскажите, пожалуйста, о чем Вы мечтали, когда пришли в мотоспорт. Удалось ли Вам реализовать что либо из этих мечтаний?
- Когда я стал заниматься мотоспортом, главной мечтой моей, как и многих других спортсменов, являлась следующая ступенька в большом спорте. Это и очередные разряды или звания, титул сначала чемпиона Республики, затем титул чемпиона СССР. В принципе, занимаясь мотоспортом, я выполнил все поставленные перед собой задачи.
- В каком году вы закончили свою карьеру? Тяжело ли было Вам принять такое решение?
- В 1982 году я, говоря языком спортсменов, повесил на гвоздь свой шлем и краги (мотоциклетные перчатки, прим. редакции). Тяжело ли было принять это решение? И да и нет. Во-первых, надо было, как говориться, давать дорогу молодым, Давали знать о себе и возраст, и спортивные травмы. Да и супруга мне помогла сделать свой выбор (смеётся).
- А после ухода, хотели ли вы вернуться?
- (Смеётся) Конечно хотел, да и сейчас хочу! Но что сделано – то сделано, обратно уже не повернешь.
- Что Вы хотели бы пожелать современным казахстанским мотогонщикам?
- В первую очередь, наверное, это хорошей массовости спортсменов на старте. Ведь именно в упорной, колесо - в колесо, борьбе, закаляется характер настоящего спортсмена и зарабатывается бесценный опыт, та основа, без которой невозможно победить на соревновании.
- Спасибо Вам, Рафат Мингалиевич, за интереснейшую беседу! Еще раз желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, что бы Вы, на протяжении еще многих лет помогали всем нам своим опытом и знаниями. Спасибо!
- Огромное спасибо и Вам, что не забываете о ваших ветеранах. Спасибо вам за то, что, побеседовав со мной, затронули те, давно, казалось, позабытые уголки моей души и сердца.
Автор: М. Максимов
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама