Велоспорт. Вадим Кравченко: «В Азии мы больше не фавориты. Мы отстающие»
Азиатские игры в Гуанчжоу обнажили еще один проблемный вид спорта – трек. Если раньше у нас никогда не возникало трудностей с завоеванием медалей континентальной пробы, то в этот раз даже Андрей Кашечкин, непонятно зачем заявленный на трековые соревнования, не сумел добраться до призовых мест. Кто виноват и что делать? Два эти вопроса Sport&Ks адресовал самому титулованому казахстанскому трековику Вадиму Кравченко. В интервью нашему изданию многократный чемпион Азиатских игр вспоминает, чем пахнет в спорткомплексе после выставки собак, удивляется шапкозакидательскому настроению звезд отечественого велоспорта и называет точную сумму в тенге, необходимую для спасения казахстанского трека.
-Как не грустно об этом говорить, но на Азиатских играх мы впервые остались без медалей в треке…
- Вообще без медалей в велоспорте. В Дохе четыре года назад был полный комплект наград. Трековики взяли «бронзу» и «серебро», плюс Чернышов отличился в командной гонке на шоссе – стал там чемпионом Азиатских игр. Можно сказать, приняли участие в завоевании трех медалей.
- Почему спустя четыре года результаты казахстанских трековиков упали так низко?
- Я не тренер этой команды, поэтому могу только сделать предположение, почему так произошло. Когда мое поколение начало выступать на Азиатских соревнованиях, мы были наголову всех сильнее. И есть простое объяснение – мы катались в Европе. После тех гонок континентальные старты были для нас не самым сложным испытанием. Азиаты поняли, что вариться в собственном соку нет смысла – приедут казахи и всех обставят. И тоже начали выезжать на европейские гонки. Китай, Гонконг, Корея сидят в Европе уже много лет. У всех этих стран есть собственные профессиональные команды. Нет, не протуровского уровня, не как «Астана». Это низшие дивизионы, но они имеют право выступать во всех гонках. И ребята грамотно пользуются этой возможностью – пусть не побеждают, но гоняют везде, где только можно. Шоссе, трек – не важно. Главное – соревноваться с сильнейшими. У нас же национальная сборная катается в Азии. А в команде выступают те, кто не смог отобраться в профессиональный клуб и в Европе их не видно. А там ведь огромное количество гонок. В одной Бельгии – больше тысячи. Но нашу национальную команду никуда не приглашают, отсюда и результаты. Поэтому для меня не стало сюрпризом, что в итоге мы не оказали конкуренцию на континентальных гонках. Меня удивляет даже не то, что нет медалей. Меня удивляет равнодушие и самоуспокоенность тех, кто руководит спортом. Например, установили низкие нормативы для получения звания мастера спорта и даже мастера спорта международного класса. Я смотрю результаты – да я в детстве ездил быстрее этих «мастеров»! Понятно, для чего это делается.
- Для чего?
- Это выгодно тренерам. Чем больше у него «международников», тем выше зарплата. Платят тренерам мало, вот они и выкручиваются, как могут, чтобы лишнюю копейку получить. Мне искренне жаль отечественных специалистов, но ведь это самый настоящий самообман. Вроде бы все хорошо – по нормативам у нас каждый год растет число отличных спортсменов. А как только доходит дело до международных соревнований, они ничего не могут показать. Страна откатывается назад все больше и больше.
- Когда мы начали проигрывать азиатские соревнования в боксе, наши тренера говорили, что это не мы слабеем, а соперники становятся сильнее. В велоспорте дела обстоят также?
- В настоящее время весь азиатский велоспорт вышел на уровень Казахстана, когда мы были на пике. У азиатов сейчас такие результаты, как были у меня в лучшие годы. Посмотрите – рекорды Азии начали обновляться. То есть прямые конкуренты сегодня доросли до нашего уровня многолетней давности. Они нам сегодня 20 секунд привозят в гонке преследования. И пока они росли, мы проваливались в пропасть. И нужно несколько лет, чтобы вернуть себе былые показатели. Года три, не меньше. Но все это время нужно упорно тренироваться, отбирать лучших, пахать. Работа, работа, работа. Разумеется, это деньги. Но только так можно найти одного-двух гонщиков, которые смогли бы повторить результаты победителей Азиатских игр в Гуанчжоу. Но тут еще одна проблема. Ведь и наши конкуренты не будут стоять на месте. Сегодня мы бросимся их догонять, но и они будут работать, улучшать свое время. Но если мы сейчас не начнем спасать трек, то потом догнать кого-то будет уже нереально. Надо вкладывать деньги, а треку их урезают. Странно все это.
- Многие болельщики были уверены, что Андрей Кашечкин обязательно возьмет медаль в Гуанчжоу и спасет отечественный велоспорт от позора. Вы в это верили?
- Андрей, к сожалению, ни с кем не общается, и я не знаю, что он сам об этом думал. Как я понял, это олимпийский комитет надавил, чтобы он поехал в Гуанчжоу. Ему же платят стипендию, а это значит, что он должен эти деньги отрабатывать. Но на треке, к сожалению, нельзя допускать такие большие паузы. Даже год простоя сказывается очень сильно. Нужна специальная подготовка, нужна целая команда рядом – чтобы вместе ездить, тренироваться, соревноваться. Все-таки различия с шоссейными гонками большие. Да, базовая подготовка идет через шоссе. Но скорости на треке другие. Другой велосипед, другая техника езды, другое расстояние от земли, другое седло. И нужно постоянно держать ритм. На шоссе можно отработать на высокой передаче, потом переключиться, отдохнуть и дальше крутить. А на треке это не пройдет. Если слишком тяжелую передачу поставил – все, провалился. Если слишком низкую – тоже самое. У меня перед каждым стартом голова болела – спереди один зуб добавить или сзади? В общем – слишком много тонкостей.
- Просто шахматы какие-то.
- И первый заезд – гонка с преследованием – показывает, кто готов, а кто нет. Пропустить пять-шесть лет и потом снова выйти на трек – это невероятно сложно. А у Андрея последний старт был в Пусане. Это восемь лет уже прошло. А ведь трек не стоял на месте, развивался. Я бы не стал ставить это в вину Кашечкину. Он грамотный спортсмен, наверняка знал, на что шел. А вот о чем думали те, кто его отправлял? Неужели не понимали?
- Как я понимаю, особой альтернативы не было. Как и в шоссе.
- И в шоссе ситуация неоднозначная, согласен. Например, Мизуров долгие годы выступал в Европе, поэтому в Азии всех обгонял. Но сейчас-то он спустился в Азию. Ездит со всеми теми, от кого убегал раньше. Ушла та базовая нагрузка, которая была у него в Европе. Поэтому неслучайно, что и здесь мы проиграли. Конечно, если бы в Гуанчжоу выступил Саша Винокуров, медаль бы он взял. Но не факт, что золотую. «Разделку» мы не выигрывали с 2002 года. А Винокуров в Пусане был вторым в групповой гонке, проиграв узбеку Крушевскому. Вы поймите главное – нельзя вот так взять приехать и всех выиграть. Азиатские игры сегодня – это солидные соревнования, к ним нужно готовиться весь сезон, выстраивать под них календарь. У нас же получается так: сезон закончился, кто там живой остался? Поехали на Азиаду! Так не делается. Нужен план под Азиатские игры, чтобы пик формы пришелся именно на ноябрь. Только так можно бороться в Азии. Шапками уже никого не закидаешь. С таким же настроем в Доху приезжала Зульфия Забирова, обещавшая всем кучу золотых медалей. В итоге ей впаяли минуту с лишним. Я не буду спорить – она великая спортсменка. Но в Азии уже на одной ноге никого не объедешь. Пора это нам понять. Сегодня мы в Азии больше не фавориты, не супердержава велоспорта. Мы отстающие. Давайте это признаем.
- Насколько я знаю, у вас есть план по спасению отечественного трека. Расскажите вкратце, что нужно сделать, чтобы остановить падение.
- Сегодня нужно создать команду, которая смогла бы принимать участие в европейских гонках и таким образом готовиться к азиатским соревнованиям. Не знаю, на чьи деньги – фонда «Самрук-Казына» или ДШНК. Но это нужно делать уже сегодня. Если мы не получим весь объем трековой практики, то будем отставать и дальше. Нужны соревнования и для основного состава и для молодежи. Причем гонки однозначно должны быть европейскими. Это первое. Второе – нужно вернуться к круглогодичной системе подготовки трековиков. В 80-х так тренировались в Советском Союзе. Мы в 90-е ездили точно также. Это когда есть соревнования и летом и зимой. В январе и в феврале были чемпионаты СССР. И не нужно изобретать велосипед – мы с нашим треком можем заниматься круглый год. Вот опять же парадокс. За огромные деньги страна построила великолепный трек, а ездить на нем некому. Потому что нет команды!
- Вам трек понравился?
- Это шикарное сооружение. Я был там, когда приезжали французы из UCI, чтобы принять объект. И они были в восторге. Но мало иметь трек. Нужна команда. Если мы будем статистами в этом виде спорта, то к нам никто не станет приезжать на соревнования и совместные тренировки. Это правда. Мне лично обидно до слез. Я посмотрел со стороны, что происходит в моем виде спорте, решил разработать свой план подготовки команды. Пошел к Виталию Николаевичу Штыхлину. Человек оказался абсолютно никому не нужен. Работает в интернате, все прежние заслуги забыты. А он, между прочим, воспитал чемпиона мира, чемпионов Азии, Европы и так далее. Но с ним никто сейчас даже не советуется. И мы с ним сидели, вспоминали, что знаем, переносили на бумагу. Написали комплексный план развития. Собрали приличную папку документов, передали в фонд «Самрук-Казына». Но до сих пор не получили ответ. Не знаю, с чем это связано. А нужно уже сегодня создавать профессиональный трековый клуб. Как «Астана», но только в треке. Конечно, нужны деньги. ДШНК, на мой взгляд, это не потянет.
- А сколько нужно денег?
- Мы можем вместе посчитать. Команда – это 12 гонщиков, плюс два механика. Плюс тренер. Плюс обновление всего инвентаря. Сегодня у национальной сборной нет ничего. Абсолютно ничего. Ни велосипедов, ни станков. В последний раз закупались еще во времена Советского союза. За годы независимости приобрели только шесть велосипедов в 2001 году. Покойный Андрей Кивилев договаривался о скидке. Из этих шести велосипедов живой только один – да и тот с трещиной. Не надо удивляться. Спортсмены на соревнования приезжают со своим инвентарем. Хорошо, что у Кашечкина и всех остальных есть такая возможность. Сегодня на покупку инвентаря нужно 150 тысяч евро. А на всю команду в год – где-то 90 миллионов тенге. В прошлом году на трековую сборную выделили 15 миллионов. Я слышал, что в связи с неудовлетворительными результатами в Гуанчжоу эту сумму планируют уменьшить.
- 90 миллионов тенге – большие деньги.
- Посмотрите, сколько стоят авиабилеты в Европу. 700 евро на человека. Даже если едут 8 человек, дорого обходится почти в пять тысяч евро. А нужно проводить сборы, внутренние соревнования и много других расходов. Я, честно говоря, не знаю, как тренеры крутятся. Многие соревнования приходится пропускать. Уже три этапа отбора на Олимпиаду в Лондоне прошли. Казахстана на них не было.
- В советские времена казахстанские трековики готовились к соревнованиям во Фрунзе и на Иссык-Куле. Сегодня у нас есть свой трек в Астане. Зачем выезжать в дорогую Европу, если можно тренироваться у себя дома?
- Ситуация-то разная. В то время был местный, советский календарь. На трек в Бишкек приезжал весь Советский Союз. Уровень соревнований был выше, чем чемпионат Европы. Азию тогда вообще никто всерьез не воспринимал. Мы вкатывались на Иссык-Куле. Но там же ездили литовцы, киргизы, плюс национальная сборная СССР по шоссейным гонкам. Все лучшие советские велогонщики готовились к сезону вместе. Если бы сейчас можно было собрать такой состав, то действительно никуда выезжать не надо. Но те времена ушли. И я очень хочу, чтобы это поняли те, кто у нас отвечает за спорт. Хватит жить прошлым.
- Насколько высока вероятность, что вас услышат и в Казахстане действительно появится профессиональный трековый клуб и на следующей Азиаде мы возьмем хотя бы одну медаль?
- Я верю, что это точно произойдет. Государство выделило деньги на строительство дорогостоящего трека. Для чего – чтобы он простаивал? Знаете, в Крылатском на треке проводили выставки собак. Мы откатаемся, на следующий день там Мухтары и Шарики гавкают. Потом опять спортсменов пускают, но ездить уже невозможно – запах ужасный, собачки постарались. И я надеюсь, что столичный трек такая участь не постигнет и объект будет использован по назначению, а не для проведения каких-то праздников и концертов. Так что мы, имея такое сооружение, просто обязаны создать свою профессиональную команду. Иначе зачем такие деньги потратили?
- А есть кого брать в команду?
- У нас есть хорошие юниоры, которые побеждают на азиатских соревнованиях. Их нужно подтягивать. К сожалению, сегодня ситуация такова – они растут до определенного уровня, а в 18 лет начинают задумываться о будущем. Если ты выступаешь на шоссе, то у тебя есть шанс попасть в «Астану», подписать контракт. А если ты трековик, то перспектив никаких. Вот они и уходят – кто в армию, кто в институт. Мы выбрали 12 человек, которые могут выстрелить. Плюс туда надо добавить 2-3 «стариков», чтобы учили. Без них нельзя. Расскажу историю – не поверите. Когда трек сдавали, молодежь там как раз каталась. Я им говорю – давайте два ускорения по 200, парами. Они в шоке – не знают, как это делается. Нас этому еще в детстве учили. А их, получается, нет. Вот такой у нас уровень трека, вот до чего мы дошли. И мне безумно обидно, что в моем виде спорта такое происходит. У меня дома лежат семь медалей Азиатских игр. Я уже не говорю о других наградах. Почему мы допустили такое – вчера были сильнейшими, на нас равнялись, с нас брали пример, а сегодня мы отстаем? Сколько еще нужно обидных поражений и провалов, чтобы понять, в какую пропасть мы провалились?
Михаил Козачков. Источник: Fanatik.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Азиатские игры в Гуанчжоу обнажили еще один проблемный вид спорта – трек. Если раньше у нас никогда не возникало трудностей с завоеванием медалей континентальной пробы, то в этот раз даже Андрей Кашечкин, непонятно зачем заявленный на трековые соревнования, не сумел добраться до призовых мест. Кто виноват и что делать? Два эти вопроса Sport&Ks адресовал самому титулованому казахстанскому трековику Вадиму Кравченко. В интервью нашему изданию многократный чемпион Азиатских игр вспоминает, чем пахнет в спорткомплексе после выставки собак, удивляется шапкозакидательскому настроению звезд отечественого велоспорта и называет точную сумму в тенге, необходимую для спасения казахстанского трека.
-Как не грустно об этом говорить, но на Азиатских играх мы впервые остались без медалей в треке…
- Вообще без медалей в велоспорте. В Дохе четыре года назад был полный комплект наград. Трековики взяли «бронзу» и «серебро», плюс Чернышов отличился в командной гонке на шоссе – стал там чемпионом Азиатских игр. Можно сказать, приняли участие в завоевании трех медалей.
- Почему спустя четыре года результаты казахстанских трековиков упали так низко?
- Я не тренер этой команды, поэтому могу только сделать предположение, почему так произошло. Когда мое поколение начало выступать на Азиатских соревнованиях, мы были наголову всех сильнее. И есть простое объяснение – мы катались в Европе. После тех гонок континентальные старты были для нас не самым сложным испытанием. Азиаты поняли, что вариться в собственном соку нет смысла – приедут казахи и всех обставят. И тоже начали выезжать на европейские гонки. Китай, Гонконг, Корея сидят в Европе уже много лет. У всех этих стран есть собственные профессиональные команды. Нет, не протуровского уровня, не как «Астана». Это низшие дивизионы, но они имеют право выступать во всех гонках. И ребята грамотно пользуются этой возможностью – пусть не побеждают, но гоняют везде, где только можно. Шоссе, трек – не важно. Главное – соревноваться с сильнейшими. У нас же национальная сборная катается в Азии. А в команде выступают те, кто не смог отобраться в профессиональный клуб и в Европе их не видно. А там ведь огромное количество гонок. В одной Бельгии – больше тысячи. Но нашу национальную команду никуда не приглашают, отсюда и результаты. Поэтому для меня не стало сюрпризом, что в итоге мы не оказали конкуренцию на континентальных гонках. Меня удивляет даже не то, что нет медалей. Меня удивляет равнодушие и самоуспокоенность тех, кто руководит спортом. Например, установили низкие нормативы для получения звания мастера спорта и даже мастера спорта международного класса. Я смотрю результаты – да я в детстве ездил быстрее этих «мастеров»! Понятно, для чего это делается.
- Для чего?
- Это выгодно тренерам. Чем больше у него «международников», тем выше зарплата. Платят тренерам мало, вот они и выкручиваются, как могут, чтобы лишнюю копейку получить. Мне искренне жаль отечественных специалистов, но ведь это самый настоящий самообман. Вроде бы все хорошо – по нормативам у нас каждый год растет число отличных спортсменов. А как только доходит дело до международных соревнований, они ничего не могут показать. Страна откатывается назад все больше и больше.
- Когда мы начали проигрывать азиатские соревнования в боксе, наши тренера говорили, что это не мы слабеем, а соперники становятся сильнее. В велоспорте дела обстоят также?
- В настоящее время весь азиатский велоспорт вышел на уровень Казахстана, когда мы были на пике. У азиатов сейчас такие результаты, как были у меня в лучшие годы. Посмотрите – рекорды Азии начали обновляться. То есть прямые конкуренты сегодня доросли до нашего уровня многолетней давности. Они нам сегодня 20 секунд привозят в гонке преследования. И пока они росли, мы проваливались в пропасть. И нужно несколько лет, чтобы вернуть себе былые показатели. Года три, не меньше. Но все это время нужно упорно тренироваться, отбирать лучших, пахать. Работа, работа, работа. Разумеется, это деньги. Но только так можно найти одного-двух гонщиков, которые смогли бы повторить результаты победителей Азиатских игр в Гуанчжоу. Но тут еще одна проблема. Ведь и наши конкуренты не будут стоять на месте. Сегодня мы бросимся их догонять, но и они будут работать, улучшать свое время. Но если мы сейчас не начнем спасать трек, то потом догнать кого-то будет уже нереально. Надо вкладывать деньги, а треку их урезают. Странно все это.
- Многие болельщики были уверены, что Андрей Кашечкин обязательно возьмет медаль в Гуанчжоу и спасет отечественный велоспорт от позора. Вы в это верили?
- Андрей, к сожалению, ни с кем не общается, и я не знаю, что он сам об этом думал. Как я понял, это олимпийский комитет надавил, чтобы он поехал в Гуанчжоу. Ему же платят стипендию, а это значит, что он должен эти деньги отрабатывать. Но на треке, к сожалению, нельзя допускать такие большие паузы. Даже год простоя сказывается очень сильно. Нужна специальная подготовка, нужна целая команда рядом – чтобы вместе ездить, тренироваться, соревноваться. Все-таки различия с шоссейными гонками большие. Да, базовая подготовка идет через шоссе. Но скорости на треке другие. Другой велосипед, другая техника езды, другое расстояние от земли, другое седло. И нужно постоянно держать ритм. На шоссе можно отработать на высокой передаче, потом переключиться, отдохнуть и дальше крутить. А на треке это не пройдет. Если слишком тяжелую передачу поставил – все, провалился. Если слишком низкую – тоже самое. У меня перед каждым стартом голова болела – спереди один зуб добавить или сзади? В общем – слишком много тонкостей.
- Просто шахматы какие-то.
- И первый заезд – гонка с преследованием – показывает, кто готов, а кто нет. Пропустить пять-шесть лет и потом снова выйти на трек – это невероятно сложно. А у Андрея последний старт был в Пусане. Это восемь лет уже прошло. А ведь трек не стоял на месте, развивался. Я бы не стал ставить это в вину Кашечкину. Он грамотный спортсмен, наверняка знал, на что шел. А вот о чем думали те, кто его отправлял? Неужели не понимали?
- Как я понимаю, особой альтернативы не было. Как и в шоссе.
- И в шоссе ситуация неоднозначная, согласен. Например, Мизуров долгие годы выступал в Европе, поэтому в Азии всех обгонял. Но сейчас-то он спустился в Азию. Ездит со всеми теми, от кого убегал раньше. Ушла та базовая нагрузка, которая была у него в Европе. Поэтому неслучайно, что и здесь мы проиграли. Конечно, если бы в Гуанчжоу выступил Саша Винокуров, медаль бы он взял. Но не факт, что золотую. «Разделку» мы не выигрывали с 2002 года. А Винокуров в Пусане был вторым в групповой гонке, проиграв узбеку Крушевскому. Вы поймите главное – нельзя вот так взять приехать и всех выиграть. Азиатские игры сегодня – это солидные соревнования, к ним нужно готовиться весь сезон, выстраивать под них календарь. У нас же получается так: сезон закончился, кто там живой остался? Поехали на Азиаду! Так не делается. Нужен план под Азиатские игры, чтобы пик формы пришелся именно на ноябрь. Только так можно бороться в Азии. Шапками уже никого не закидаешь. С таким же настроем в Доху приезжала Зульфия Забирова, обещавшая всем кучу золотых медалей. В итоге ей впаяли минуту с лишним. Я не буду спорить – она великая спортсменка. Но в Азии уже на одной ноге никого не объедешь. Пора это нам понять. Сегодня мы в Азии больше не фавориты, не супердержава велоспорта. Мы отстающие. Давайте это признаем.
- Насколько я знаю, у вас есть план по спасению отечественного трека. Расскажите вкратце, что нужно сделать, чтобы остановить падение.
- Сегодня нужно создать команду, которая смогла бы принимать участие в европейских гонках и таким образом готовиться к азиатским соревнованиям. Не знаю, на чьи деньги – фонда «Самрук-Казына» или ДШНК. Но это нужно делать уже сегодня. Если мы не получим весь объем трековой практики, то будем отставать и дальше. Нужны соревнования и для основного состава и для молодежи. Причем гонки однозначно должны быть европейскими. Это первое. Второе – нужно вернуться к круглогодичной системе подготовки трековиков. В 80-х так тренировались в Советском Союзе. Мы в 90-е ездили точно также. Это когда есть соревнования и летом и зимой. В январе и в феврале были чемпионаты СССР. И не нужно изобретать велосипед – мы с нашим треком можем заниматься круглый год. Вот опять же парадокс. За огромные деньги страна построила великолепный трек, а ездить на нем некому. Потому что нет команды!
- Вам трек понравился?
- Это шикарное сооружение. Я был там, когда приезжали французы из UCI, чтобы принять объект. И они были в восторге. Но мало иметь трек. Нужна команда. Если мы будем статистами в этом виде спорта, то к нам никто не станет приезжать на соревнования и совместные тренировки. Это правда. Мне лично обидно до слез. Я посмотрел со стороны, что происходит в моем виде спорте, решил разработать свой план подготовки команды. Пошел к Виталию Николаевичу Штыхлину. Человек оказался абсолютно никому не нужен. Работает в интернате, все прежние заслуги забыты. А он, между прочим, воспитал чемпиона мира, чемпионов Азии, Европы и так далее. Но с ним никто сейчас даже не советуется. И мы с ним сидели, вспоминали, что знаем, переносили на бумагу. Написали комплексный план развития. Собрали приличную папку документов, передали в фонд «Самрук-Казына». Но до сих пор не получили ответ. Не знаю, с чем это связано. А нужно уже сегодня создавать профессиональный трековый клуб. Как «Астана», но только в треке. Конечно, нужны деньги. ДШНК, на мой взгляд, это не потянет.
- А сколько нужно денег?
- Мы можем вместе посчитать. Команда – это 12 гонщиков, плюс два механика. Плюс тренер. Плюс обновление всего инвентаря. Сегодня у национальной сборной нет ничего. Абсолютно ничего. Ни велосипедов, ни станков. В последний раз закупались еще во времена Советского союза. За годы независимости приобрели только шесть велосипедов в 2001 году. Покойный Андрей Кивилев договаривался о скидке. Из этих шести велосипедов живой только один – да и тот с трещиной. Не надо удивляться. Спортсмены на соревнования приезжают со своим инвентарем. Хорошо, что у Кашечкина и всех остальных есть такая возможность. Сегодня на покупку инвентаря нужно 150 тысяч евро. А на всю команду в год – где-то 90 миллионов тенге. В прошлом году на трековую сборную выделили 15 миллионов. Я слышал, что в связи с неудовлетворительными результатами в Гуанчжоу эту сумму планируют уменьшить.
- 90 миллионов тенге – большие деньги.
- Посмотрите, сколько стоят авиабилеты в Европу. 700 евро на человека. Даже если едут 8 человек, дорого обходится почти в пять тысяч евро. А нужно проводить сборы, внутренние соревнования и много других расходов. Я, честно говоря, не знаю, как тренеры крутятся. Многие соревнования приходится пропускать. Уже три этапа отбора на Олимпиаду в Лондоне прошли. Казахстана на них не было.
- В советские времена казахстанские трековики готовились к соревнованиям во Фрунзе и на Иссык-Куле. Сегодня у нас есть свой трек в Астане. Зачем выезжать в дорогую Европу, если можно тренироваться у себя дома?
- Ситуация-то разная. В то время был местный, советский календарь. На трек в Бишкек приезжал весь Советский Союз. Уровень соревнований был выше, чем чемпионат Европы. Азию тогда вообще никто всерьез не воспринимал. Мы вкатывались на Иссык-Куле. Но там же ездили литовцы, киргизы, плюс национальная сборная СССР по шоссейным гонкам. Все лучшие советские велогонщики готовились к сезону вместе. Если бы сейчас можно было собрать такой состав, то действительно никуда выезжать не надо. Но те времена ушли. И я очень хочу, чтобы это поняли те, кто у нас отвечает за спорт. Хватит жить прошлым.
- Насколько высока вероятность, что вас услышат и в Казахстане действительно появится профессиональный трековый клуб и на следующей Азиаде мы возьмем хотя бы одну медаль?
- Я верю, что это точно произойдет. Государство выделило деньги на строительство дорогостоящего трека. Для чего – чтобы он простаивал? Знаете, в Крылатском на треке проводили выставки собак. Мы откатаемся, на следующий день там Мухтары и Шарики гавкают. Потом опять спортсменов пускают, но ездить уже невозможно – запах ужасный, собачки постарались. И я надеюсь, что столичный трек такая участь не постигнет и объект будет использован по назначению, а не для проведения каких-то праздников и концертов. Так что мы, имея такое сооружение, просто обязаны создать свою профессиональную команду. Иначе зачем такие деньги потратили?
- А есть кого брать в команду?
- У нас есть хорошие юниоры, которые побеждают на азиатских соревнованиях. Их нужно подтягивать. К сожалению, сегодня ситуация такова – они растут до определенного уровня, а в 18 лет начинают задумываться о будущем. Если ты выступаешь на шоссе, то у тебя есть шанс попасть в «Астану», подписать контракт. А если ты трековик, то перспектив никаких. Вот они и уходят – кто в армию, кто в институт. Мы выбрали 12 человек, которые могут выстрелить. Плюс туда надо добавить 2-3 «стариков», чтобы учили. Без них нельзя. Расскажу историю – не поверите. Когда трек сдавали, молодежь там как раз каталась. Я им говорю – давайте два ускорения по 200, парами. Они в шоке – не знают, как это делается. Нас этому еще в детстве учили. А их, получается, нет. Вот такой у нас уровень трека, вот до чего мы дошли. И мне безумно обидно, что в моем виде спорта такое происходит. У меня дома лежат семь медалей Азиатских игр. Я уже не говорю о других наградах. Почему мы допустили такое – вчера были сильнейшими, на нас равнялись, с нас брали пример, а сегодня мы отстаем? Сколько еще нужно обидных поражений и провалов, чтобы понять, в какую пропасть мы провалились?
Михаил Козачков. Источник: Fanatik.kz
-Как не грустно об этом говорить, но на Азиатских играх мы впервые остались без медалей в треке…
- Вообще без медалей в велоспорте. В Дохе четыре года назад был полный комплект наград. Трековики взяли «бронзу» и «серебро», плюс Чернышов отличился в командной гонке на шоссе – стал там чемпионом Азиатских игр. Можно сказать, приняли участие в завоевании трех медалей.
- Почему спустя четыре года результаты казахстанских трековиков упали так низко?
- Я не тренер этой команды, поэтому могу только сделать предположение, почему так произошло. Когда мое поколение начало выступать на Азиатских соревнованиях, мы были наголову всех сильнее. И есть простое объяснение – мы катались в Европе. После тех гонок континентальные старты были для нас не самым сложным испытанием. Азиаты поняли, что вариться в собственном соку нет смысла – приедут казахи и всех обставят. И тоже начали выезжать на европейские гонки. Китай, Гонконг, Корея сидят в Европе уже много лет. У всех этих стран есть собственные профессиональные команды. Нет, не протуровского уровня, не как «Астана». Это низшие дивизионы, но они имеют право выступать во всех гонках. И ребята грамотно пользуются этой возможностью – пусть не побеждают, но гоняют везде, где только можно. Шоссе, трек – не важно. Главное – соревноваться с сильнейшими. У нас же национальная сборная катается в Азии. А в команде выступают те, кто не смог отобраться в профессиональный клуб и в Европе их не видно. А там ведь огромное количество гонок. В одной Бельгии – больше тысячи. Но нашу национальную команду никуда не приглашают, отсюда и результаты. Поэтому для меня не стало сюрпризом, что в итоге мы не оказали конкуренцию на континентальных гонках. Меня удивляет даже не то, что нет медалей. Меня удивляет равнодушие и самоуспокоенность тех, кто руководит спортом. Например, установили низкие нормативы для получения звания мастера спорта и даже мастера спорта международного класса. Я смотрю результаты – да я в детстве ездил быстрее этих «мастеров»! Понятно, для чего это делается.
- Для чего?
- Это выгодно тренерам. Чем больше у него «международников», тем выше зарплата. Платят тренерам мало, вот они и выкручиваются, как могут, чтобы лишнюю копейку получить. Мне искренне жаль отечественных специалистов, но ведь это самый настоящий самообман. Вроде бы все хорошо – по нормативам у нас каждый год растет число отличных спортсменов. А как только доходит дело до международных соревнований, они ничего не могут показать. Страна откатывается назад все больше и больше.
- Когда мы начали проигрывать азиатские соревнования в боксе, наши тренера говорили, что это не мы слабеем, а соперники становятся сильнее. В велоспорте дела обстоят также?
- В настоящее время весь азиатский велоспорт вышел на уровень Казахстана, когда мы были на пике. У азиатов сейчас такие результаты, как были у меня в лучшие годы. Посмотрите – рекорды Азии начали обновляться. То есть прямые конкуренты сегодня доросли до нашего уровня многолетней давности. Они нам сегодня 20 секунд привозят в гонке преследования. И пока они росли, мы проваливались в пропасть. И нужно несколько лет, чтобы вернуть себе былые показатели. Года три, не меньше. Но все это время нужно упорно тренироваться, отбирать лучших, пахать. Работа, работа, работа. Разумеется, это деньги. Но только так можно найти одного-двух гонщиков, которые смогли бы повторить результаты победителей Азиатских игр в Гуанчжоу. Но тут еще одна проблема. Ведь и наши конкуренты не будут стоять на месте. Сегодня мы бросимся их догонять, но и они будут работать, улучшать свое время. Но если мы сейчас не начнем спасать трек, то потом догнать кого-то будет уже нереально. Надо вкладывать деньги, а треку их урезают. Странно все это.
- Многие болельщики были уверены, что Андрей Кашечкин обязательно возьмет медаль в Гуанчжоу и спасет отечественный велоспорт от позора. Вы в это верили?
- Андрей, к сожалению, ни с кем не общается, и я не знаю, что он сам об этом думал. Как я понял, это олимпийский комитет надавил, чтобы он поехал в Гуанчжоу. Ему же платят стипендию, а это значит, что он должен эти деньги отрабатывать. Но на треке, к сожалению, нельзя допускать такие большие паузы. Даже год простоя сказывается очень сильно. Нужна специальная подготовка, нужна целая команда рядом – чтобы вместе ездить, тренироваться, соревноваться. Все-таки различия с шоссейными гонками большие. Да, базовая подготовка идет через шоссе. Но скорости на треке другие. Другой велосипед, другая техника езды, другое расстояние от земли, другое седло. И нужно постоянно держать ритм. На шоссе можно отработать на высокой передаче, потом переключиться, отдохнуть и дальше крутить. А на треке это не пройдет. Если слишком тяжелую передачу поставил – все, провалился. Если слишком низкую – тоже самое. У меня перед каждым стартом голова болела – спереди один зуб добавить или сзади? В общем – слишком много тонкостей.
- Просто шахматы какие-то.
- И первый заезд – гонка с преследованием – показывает, кто готов, а кто нет. Пропустить пять-шесть лет и потом снова выйти на трек – это невероятно сложно. А у Андрея последний старт был в Пусане. Это восемь лет уже прошло. А ведь трек не стоял на месте, развивался. Я бы не стал ставить это в вину Кашечкину. Он грамотный спортсмен, наверняка знал, на что шел. А вот о чем думали те, кто его отправлял? Неужели не понимали?
- Как я понимаю, особой альтернативы не было. Как и в шоссе.
- И в шоссе ситуация неоднозначная, согласен. Например, Мизуров долгие годы выступал в Европе, поэтому в Азии всех обгонял. Но сейчас-то он спустился в Азию. Ездит со всеми теми, от кого убегал раньше. Ушла та базовая нагрузка, которая была у него в Европе. Поэтому неслучайно, что и здесь мы проиграли. Конечно, если бы в Гуанчжоу выступил Саша Винокуров, медаль бы он взял. Но не факт, что золотую. «Разделку» мы не выигрывали с 2002 года. А Винокуров в Пусане был вторым в групповой гонке, проиграв узбеку Крушевскому. Вы поймите главное – нельзя вот так взять приехать и всех выиграть. Азиатские игры сегодня – это солидные соревнования, к ним нужно готовиться весь сезон, выстраивать под них календарь. У нас же получается так: сезон закончился, кто там живой остался? Поехали на Азиаду! Так не делается. Нужен план под Азиатские игры, чтобы пик формы пришелся именно на ноябрь. Только так можно бороться в Азии. Шапками уже никого не закидаешь. С таким же настроем в Доху приезжала Зульфия Забирова, обещавшая всем кучу золотых медалей. В итоге ей впаяли минуту с лишним. Я не буду спорить – она великая спортсменка. Но в Азии уже на одной ноге никого не объедешь. Пора это нам понять. Сегодня мы в Азии больше не фавориты, не супердержава велоспорта. Мы отстающие. Давайте это признаем.
- Насколько я знаю, у вас есть план по спасению отечественного трека. Расскажите вкратце, что нужно сделать, чтобы остановить падение.
- Сегодня нужно создать команду, которая смогла бы принимать участие в европейских гонках и таким образом готовиться к азиатским соревнованиям. Не знаю, на чьи деньги – фонда «Самрук-Казына» или ДШНК. Но это нужно делать уже сегодня. Если мы не получим весь объем трековой практики, то будем отставать и дальше. Нужны соревнования и для основного состава и для молодежи. Причем гонки однозначно должны быть европейскими. Это первое. Второе – нужно вернуться к круглогодичной системе подготовки трековиков. В 80-х так тренировались в Советском Союзе. Мы в 90-е ездили точно также. Это когда есть соревнования и летом и зимой. В январе и в феврале были чемпионаты СССР. И не нужно изобретать велосипед – мы с нашим треком можем заниматься круглый год. Вот опять же парадокс. За огромные деньги страна построила великолепный трек, а ездить на нем некому. Потому что нет команды!
- Вам трек понравился?
- Это шикарное сооружение. Я был там, когда приезжали французы из UCI, чтобы принять объект. И они были в восторге. Но мало иметь трек. Нужна команда. Если мы будем статистами в этом виде спорта, то к нам никто не станет приезжать на соревнования и совместные тренировки. Это правда. Мне лично обидно до слез. Я посмотрел со стороны, что происходит в моем виде спорте, решил разработать свой план подготовки команды. Пошел к Виталию Николаевичу Штыхлину. Человек оказался абсолютно никому не нужен. Работает в интернате, все прежние заслуги забыты. А он, между прочим, воспитал чемпиона мира, чемпионов Азии, Европы и так далее. Но с ним никто сейчас даже не советуется. И мы с ним сидели, вспоминали, что знаем, переносили на бумагу. Написали комплексный план развития. Собрали приличную папку документов, передали в фонд «Самрук-Казына». Но до сих пор не получили ответ. Не знаю, с чем это связано. А нужно уже сегодня создавать профессиональный трековый клуб. Как «Астана», но только в треке. Конечно, нужны деньги. ДШНК, на мой взгляд, это не потянет.
- А сколько нужно денег?
- Мы можем вместе посчитать. Команда – это 12 гонщиков, плюс два механика. Плюс тренер. Плюс обновление всего инвентаря. Сегодня у национальной сборной нет ничего. Абсолютно ничего. Ни велосипедов, ни станков. В последний раз закупались еще во времена Советского союза. За годы независимости приобрели только шесть велосипедов в 2001 году. Покойный Андрей Кивилев договаривался о скидке. Из этих шести велосипедов живой только один – да и тот с трещиной. Не надо удивляться. Спортсмены на соревнования приезжают со своим инвентарем. Хорошо, что у Кашечкина и всех остальных есть такая возможность. Сегодня на покупку инвентаря нужно 150 тысяч евро. А на всю команду в год – где-то 90 миллионов тенге. В прошлом году на трековую сборную выделили 15 миллионов. Я слышал, что в связи с неудовлетворительными результатами в Гуанчжоу эту сумму планируют уменьшить.
- 90 миллионов тенге – большие деньги.
- Посмотрите, сколько стоят авиабилеты в Европу. 700 евро на человека. Даже если едут 8 человек, дорого обходится почти в пять тысяч евро. А нужно проводить сборы, внутренние соревнования и много других расходов. Я, честно говоря, не знаю, как тренеры крутятся. Многие соревнования приходится пропускать. Уже три этапа отбора на Олимпиаду в Лондоне прошли. Казахстана на них не было.
- В советские времена казахстанские трековики готовились к соревнованиям во Фрунзе и на Иссык-Куле. Сегодня у нас есть свой трек в Астане. Зачем выезжать в дорогую Европу, если можно тренироваться у себя дома?
- Ситуация-то разная. В то время был местный, советский календарь. На трек в Бишкек приезжал весь Советский Союз. Уровень соревнований был выше, чем чемпионат Европы. Азию тогда вообще никто всерьез не воспринимал. Мы вкатывались на Иссык-Куле. Но там же ездили литовцы, киргизы, плюс национальная сборная СССР по шоссейным гонкам. Все лучшие советские велогонщики готовились к сезону вместе. Если бы сейчас можно было собрать такой состав, то действительно никуда выезжать не надо. Но те времена ушли. И я очень хочу, чтобы это поняли те, кто у нас отвечает за спорт. Хватит жить прошлым.
- Насколько высока вероятность, что вас услышат и в Казахстане действительно появится профессиональный трековый клуб и на следующей Азиаде мы возьмем хотя бы одну медаль?
- Я верю, что это точно произойдет. Государство выделило деньги на строительство дорогостоящего трека. Для чего – чтобы он простаивал? Знаете, в Крылатском на треке проводили выставки собак. Мы откатаемся, на следующий день там Мухтары и Шарики гавкают. Потом опять спортсменов пускают, но ездить уже невозможно – запах ужасный, собачки постарались. И я надеюсь, что столичный трек такая участь не постигнет и объект будет использован по назначению, а не для проведения каких-то праздников и концертов. Так что мы, имея такое сооружение, просто обязаны создать свою профессиональную команду. Иначе зачем такие деньги потратили?
- А есть кого брать в команду?
- У нас есть хорошие юниоры, которые побеждают на азиатских соревнованиях. Их нужно подтягивать. К сожалению, сегодня ситуация такова – они растут до определенного уровня, а в 18 лет начинают задумываться о будущем. Если ты выступаешь на шоссе, то у тебя есть шанс попасть в «Астану», подписать контракт. А если ты трековик, то перспектив никаких. Вот они и уходят – кто в армию, кто в институт. Мы выбрали 12 человек, которые могут выстрелить. Плюс туда надо добавить 2-3 «стариков», чтобы учили. Без них нельзя. Расскажу историю – не поверите. Когда трек сдавали, молодежь там как раз каталась. Я им говорю – давайте два ускорения по 200, парами. Они в шоке – не знают, как это делается. Нас этому еще в детстве учили. А их, получается, нет. Вот такой у нас уровень трека, вот до чего мы дошли. И мне безумно обидно, что в моем виде спорта такое происходит. У меня дома лежат семь медалей Азиатских игр. Я уже не говорю о других наградах. Почему мы допустили такое – вчера были сильнейшими, на нас равнялись, с нас брали пример, а сегодня мы отстаем? Сколько еще нужно обидных поражений и провалов, чтобы понять, в какую пропасть мы провалились?
Михаил Козачков. Источник: Fanatik.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама