Подъёмы и спуски / Азиада
Финансирование на реконструкцию «Шымбулака» ещё не поступило.
Финансирование на реконструкцию «Шымбулака» ещё не поступило.
Впервые в Алматы Славенко приехал в 1986 году, будучи проектировщиком канатной дороги на Чимбулаке. Он помнит даже дату прилета – 21 апреля. Впечатления от южной столицы оказались настолько сильны, что он более 20 лет живет в Казахстане и даже имеет вид на жительство нашей страны.
– Вся моя жизнь связана с горами – с 8 лет занимался горными лыжами и даже выступал, потом был инструктором по катанию, затем переквалифицировался в судью и работал на этапах Кубка мира. В итоге же жизнь повернулась так, что я закончил строительный институт, и мое любимое дело стало моей профессией – я начал заниматься проектированием и строительством горнолыжных трасс. В жизни выпадают редкие шансы получить для работы такой красивый проект, как Шымбулак, мне он выпал.
– Что, на ваш взгляд, самое главное сделано на Шымбулаке?
– Мы делаем трассы, которые будут оснащены канатными дорогами и искусственным снегом. Одну треть трассы уже «оснежили».
– Неужели искусственный снег так необходим в горах?
– Специфика Шымбулака как горнолыжного курорта требует, чтобы снег лежал уже с октября. А возьмите нынешнюю зиму: серьезные осадки были только в феврале, что для нас неприемлемо! Поэтому и необходима система «оснежения», для которой уже закуплено 15 специальных снежных пушек и планируется приобрести еще пять.
– Сколько стоит каждая пушка?
– 50 тысяч евро. И, надо заметить, эти пушки используются на всех трассах, которые проводят серьезные соревнования.
– Главный вопрос по строительству любого объекта под Азиаду – сроки. Успеете ли с Шымбулаком?
– Сейчас строительство идет замедленным темпом, а не тем, который мог быть при полном финансировании. И это понятно: мировой кризис. Он пришел и не балует никого.
– Сколько рабочих сейчас задействовано в строительстве?
– Немного. Правда, надо учитывать, что февраль только закончился. И что большинство работ находится на уровне проектирования. Вот как только потеплеет, начнется финансирование, так строительство и пойдет полным ходом.
– Неоднократно чиновники самого высокого ранга заявляли, что, несмотря на все финансовые неурядицы, под Азиатские игры деньги будут выделяться исправно. Финансирование уже поступило?
– Мы его ожидаем. Для проекта «Медеу – Шымбулак» будут выделены средства из фонда «Казына» через Банк развития Казахстана. С последним уже подписаны все договоры, и все нужные шаги уже сделаны. Уже дана гарантия одного из банков. Так что сейчас ждем начала финансирования…
– Какая сумма заложена на реконструкцию Медеу и Шымбулака?
– Предусмотрено 240 миллионов долларов.
– Вы не ответили на вопрос по срокам завершения реконструкции. Так когда же будет готов к эксплуатации «Шымбулак»?
– Судите сами: у нас в этом году был план закончить 80 процентов всех работ, чтобы в 2010-м не трудиться в режиме аврала. Но из-за опозданий с финансированием мы выполним около 65 процентов работ. Так что в этом году закончим прокладывать гондольную дорогу, а также две канатные дороги на Шымбулаке. Кроме того, начнем делать трассы для могула – во время Азиады на Шымбулаке кроме состязаний горнолыжников пройдут соревнования по фристайлу.
– Можно ли будет проводить на Шымбулаке после завершения реконструкции этапы Кубка мира?
– У нас отличные отношения с международной федерацией. Их инспектора приезжали к нам в октябре и очень высоко оценили Шымбулак по природным условиям. Также положительной оценки заслужила и проделанная нами работа. В общем, они остались довольны увиденным и подчеркнули, что будут и дальше следить за ходом работ и по их завершении порекомендуют курорт на то, чтобы в будущем он мог принять интерконтинентальные Кубки, а в идеале и Кубок мира…
– Это реально?
– Посмотрите, где проходят в основном Кубки мира? В Америке, Европе, ну и в Японии и Корее. Еще открываются курорты в Сочи, Алматы и Китае, способные проводить соревнования такого уровня. И тогда турнир неминуемо будет меняться и становиться настоящим Кубком мира. Алматинский же этап станет той самой перевалочной базой между европейскими и азиатскими кубками.
– Как-то не верится, что у нас могут пройти соревнования такого уровня…
– Для этого нужно развивать гостиницы, курорты, что мы и делаем. И потом мало кто верил, что Сараево будет по силам провести зимние Олимпийские игры. Но они были организованы на высочайшем уровне и оказали большое значение для развития страны.
Поймите: сейчас мы говорим об Азиатских играх. Но они будут проходить всего восемь дней. А наш проект рассчитан на 50 лет и на решение более глобальных задач. И Азиада в Казахстане – это один из камушков в фундаменте большого здания. Нужно ведь развивать другие прекрасные курорты: Кок-Жайлау, Кумбель. Чтобы там был курорт круглогодичного пользования. С ледником и гольф-полями, канатной дорогой на 100 км…
– В Алматы это будет востребовано?
– Еще бы! Сейчас мы хотим на Шымбулаке запустить ночное катание. Чтобы те люди, у кого нет времени приезжать в рабочее время, могли вечером покататься на лыжах, сноубордах.
– То есть у вас, как в супермаркетах, делается все для привлечения клиентов?
– Параллель правомерна в одном: Шымбулак – это тот же товар, который нужно продавать. Товар специфический. И для этого нужно быть ближе к людям. Хотя Алматы очень редкий город. Только два города в мире имеют в тридцати минутах езды горнолыжный курорт. В остальных же нужно добираться гораздо дольше.
– Поговорим о «Медеу». Какие именно работы на нем проводит ваша компания?
– Часть нашего проекта на «Медеу» – гондольная дорога, закрытая и открытая парковки (на 250 и 1000 мест, соответственно) и два ресторана. Остальным занимаются другие подрядчики.
– По поводу будущего катка в свое время шло множество споров. Вице-президент Федерации конькобежного спорта считает, что «Медеу» должен быть крытым.
– Я понимаю позицию представителей федерации: они судят исключительно по-спортивному. Согласно международным требованиям конькобежной Федерации, арены, принимающие старты высокого уровня, должны быть крытыми. Для туристов, для катающихся да и для меня лично гораздо лучше открытое небо над головой.
– Напоследок вернемся к «Шымбулаку». Успеете закончить в срок все работы к Азиатским играм или нет?
– Конечно же, успеем!
– Но ведь нужно не только запустить этот объект, но и обкатать его…
– А мы этим уже занимаемся. В прошлом году в марте на Шымбулаке вместе с горнолыжной федерацией впервые за 20 лет провели соревнования в слаломе и в гиганте. А уже в этом году увеличим четыре старта и проведем четыре вида горнолыжных спусков! И параллельно на этих состязаниях учится работать целая команда по подготовке трасс, производству снега и многие другие. Они уже имеют неплохой опыт работы в «боевом режиме» и к Азиаде подойдут во всеоружии.
Автор: Леонид ЮРЬЕВИсточник: Мегаполис (megapolis.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама