На глазах этого человека прошла вся история автомотоспорта в Казахстане. Вначале он был участником мото- и автогонок, а затем стал их организатором.
Не так давно отметил 60-летний юбилей президент Федерации автомотоспорта Республики Казахстан (ФАМС РК) Болат Губайдуллинович Актаев. Человек, чье значение для развития автомотоспорта в нашей стране сложно переоценить. Он начал участвовать в мото- и автогонках практически одновременно с их появлением в республике, а когда пришло время, создал и возглавил главную автомотоспортивную организацию Казахстана, которая активно развивается и в историю которой уже вписано немало славных страниц. Мы решили познакомить вас с этим неординарным человеком.
Начать с малого
Свое приобщение к миру техники будущий первый президент ФАМС РК начал… с судомодельного кружка школы ДОСААФ в родном Актюбинске, куда он пришел в 10-летнем возрасте . Через три года Болат перешел в автомодельный кружок, этой секции он также отдал три юношеских года. При кажущейся банальности кружков по моделированию они могут очень много дать молодому человеку. Ведь там приходилось практически все делать своими руками, ребята получали множество навыков, которые пригодились и в дальнейшей жизни. В кружках по моделированию учили паять, пилить, работать лобзиком, токарить и фрезеровать на станках и многому другому. И именно умение работать с металлом, понимание того, как надо правильно и максимально эффективно модернизировать конструкцию машин, впоследствии сыграло огромную роль в будущих успехах авто- и мотогонщика Болата Актаева.
В 1965 году 17-летний паренек перешел в мотосекцию Актюбинской школы ДОСААФ. Там ему выдали мотоцикл К-55. Его пришлось самостоятельно улучшать и форсировать, как раз используя опыт, накопленный в кружках по моделированию. После нескольких тренировок состоялся дебют в областных соревнованиях по ипподромным гонкам, в которых стартовали 15 участников, и дебютанту удалось победить в своей первой же гонке! Главными факторами успеха стали отличное состояние техники и то, что до прихода в мотосекцию у молодого паренька был большой ездовой накат на мопеде, который ему купили родители. Кстати, этот мопед он постоянно форсировал, улучшал, эксперименты с ним позволяли лучше понимать технику, какие плюсы и минусы может дать то или иное изменение.
Дальше – больше
То, что успех был не случаен, Болат Актаев доказал через несколько месяцев, выиграв зимний чемпионат области по трековым гонкам. А летом завоевал второе место уже на чемпионате Казахстана по ипподромным гонкам, опять-таки с первого захода. Осенью того же года перспективный мотогонщик поступил в Московский институт стали и сплавов. Переехав в столицу СССР, он сразу пошел в мотосекцию общества «Патриот» – продолжать занятия мотоспортом. Летом участвовал в гонках по гаревой дорожке, зимой – по льду. Руководил занятиями заслуженный тренер СССР В. И. Корнеев, а лидером клуба был легендарный мотогонщик чемпион мира Виктор Арбеков. Мотоциклы были очень серьезные – чешские ЭСО-500, а география соревнований, на которые выезжали представители «Патриота», невероятно обширной: по всей территории огромной страны – от украинского городка Ровно до далекого Владивостока.
Смена приоритетов
Какого максимального успеха смог бы добиться паренек из Казахстана в одной из сильнейших команд Советского Союза, можно только гадать. В октябре 1968 года во время тренировки на мотоцикле Болата Актаева заклинило ручку газа. Спортсмен на полном ходу пробил две внушительные секции забора. Итогом стали многочисленные травмы, в том числе перелом крестца и отрыв копчика. Два мучительных месяца пришлось пролежать в больнице. А врачи запретили участвовать в гонках. В 1974 году Болат Губайдуллинович устроился начальником металлургического цеха на предприятии «Актюбинсксельмаш». На предприятии при его участии был открыт спортивно-технический клуб «Темп», который участвовал в областных и республиканских гонках по мотокроссу, мотомногоборью, ипподромным мотогонкам, картингу. Актаев сам начал активно стартовать во всех этих дисциплинах, а параллельно выступать за сборную Казахской ССР на всесоюзных мотосоревнованиях. Последний старт в мотогонках состоялся в 1979 году.
В это время он решил сосредоточиться на автоспорте, набиравшем невиданную прежде популярность в СССР. Дело в том, что Волжский автомобильный завод в конце 1970-х начал массовое производство модификации ВАЗ 21011, омологированной под нужды автоспорта. Эту машину получили возможность приобретать по разумной
цене представители многих секций ДОСААФ и спортивно-технических клубов по всей стране. Все это и спровоцировало настоящий автоспортивный бум в Советском Союзе.
Большое значение для успеха имел уровень подготовки техники. И тут Болат Губайдуллинович проявил себя как мудрый стратег. Он лично отправился на завод ВАЗ в Тольятти налаживать контакт с руководством спортивного отделения. Была найдена взаимовыгодная схема между предприятием «Актюбинсксельмаш» и АвтоВАЗом, суть которой заключалась в обмене услугами. Актюбинцы выполняли некоторые специальные заказы тольяттинцев, те, в свою очередь, помогали актюбинскому клубу «Темп» в подготовке техники на самом высоком уровне.
С тех пор Болат Актаев начал получать в свое распоряжение отлично подготовленные машины. Он посвятил очень много времени тренировкам. Вскоре это стало давать плоды. Победы посыпались как из рога изобилия.
В 1980-х годах заслужить звание мастера спорта СССР по автогонкам было невероятно сложно. Например, в Казахской ССР для этого надо было выиграть сразу три чемпионата – по зимним трековым гонкам, автокроссу и авторалли. Болат Актаев смог покорить все три вершины в 1989 году.
Но будущий президент ФАМС РК не ограничивался выступлениями на родине. В Омске каждую зиму проводится гонка в память о Герое Советского Союза генерале Карбышеве, это своего рода гонка звезд Сибирско-Уральского региона. На нее нередко приезжали автоспортсмены из Казахстана. В 1991 году на престижное соревнование решил приехать наш герой. Многие не воспринимали всерьез неизвестного им гонщика. Каково же было удивление знатоков, когда казахстанский ас оставил не у дел более 50 пилотов, приехавших со всех концов Азиатской части СССР. Это стало самым высоким успехом гонщика из Казахской ССР в автогонках за всю историю.
Новая ступень
В конце 1991-го СССР распался на 15 независимых республик, это было непростое время для многих, в том числе для десятков тысяч спортсменов. Для многих видов спорта во главу угла встало просто выживание. Болат Актаев возглавил группу людей, заинтересованных в том, чтобы автомотоспорт в Казахстане не останавливался в своем развитии. И именно его решили избрать первым президентом образованной в 1992 году Федерации автомотоспорта Республики Казахстан, которая стала четвертой по счету национальной федерацией по спорту в нашей стране. В том же году ФАМС РК официально зарегистрировали в международных федерациях автоспорта (FIA) и мотоспорта (FIM).
Практические шаги начались сразу же после регистрации. В 1992 году через территорию Казахстана проходил грандиозный ралли-рейд Париж–Москва–Пекин протяженностью 17 600 км, что является абсолютным рекордом, зафиксированным в Книге рекордов Гиннесса. ФАМС РК активно участвовала в организации и проведении казахстанских этапов супермарафона, на которые пришлась почти треть всей дистанции супермарафона. С тех пор всякий раз, когда крупные ралли-рейды проходили по территории РК, именно ФАМС РК являлась ответственной за казахстанскую часть маршрута. А в 2007 году впервые был проведен собственный ралли-рейд Astana Challenge по маршруту Астана–Капшагай.
В 1994 году на катке «Медео» проводился чемпионат мира по зимним мотогонкам на льду.
Сейчас под эгидой ФАМС РК проводятся сразу несколько чемпионатов и Кубков Казахстана по автокроссу, мотокроссу, зимним трековым гонкам, скоростному фигурному вождению, синхронным гонкам, картингу, авторалли, джип-триалу, дрифтингу, ралли-спринту. Причем проводят их различные комитеты при федерации.
Сам президент в основном занимается организаторской работой, но иногда он сам выходил на соревнования, проводимые под эгидой ФАМС РК. В 2003 году в Астане проходил чемпионат Казахстана по зимним трековым гонкам, Болат Актаев вышел на трек… и победил в возрасте 55 лет(!), показав всем, что даже в таком возрасте, не имея практики в течение 12 лет, способен выигрывать у более молодых коллег. Это было его последнее выступление в автомотоспорте.
Вот такой неординарный человек возглавляет главную автомотоспортивную организацию Казахстана. Хочется пожелать ему удачи в его многочисленных начинаниях!
Автор: Абай Абишев
Источник: Автоспорт в Казахстане (proautosport.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама