Новости
9 июня 2009 16:02
 

Мы в такие летали дали… / Запуск бумажных самолетиков

  Комментарии

Поделиться

Мы в такие летали дали… / Запуск бумажных самолетиков

Мы в такие летали дали…
Чемпионат Мира по запуску бумажных самолетиков… Кто из нас ещё совсем недавно поверил бы, что это вполне серьезное мероприятие? Все с разной долей серьезности увлекались в детстве строительством самолетов из бумаги, причем — самых разных конструкций, порой вовсе не способных пролететь и пару метров… Однако недавний успех карагандинца Андрея Готовцева на мировом смотре лучших «бумажносамолетных» конструкторов и пилотов заставил казахстанцев всерьез заинтересоваться историей строительства бумажных аэропланов и историей проведения чемпионатов Мира.

Из истории вопроса

Бумажный самолет (самолетик) — игрушечный самолет, сделанный из бумаги. Как сегодня считают многие специалисты, он является наиболее распространенной формой аэрогами — одной из ветвей оригами (японского искусства складывания бумаги). По-японски такой самолет называется 紙飛行機 («ками хикоки»: «ками» — бумага, «хикоки» — самолет). Эта игрушка популярна из-за своей простоты — изготовить её просто даже новичку в искусстве складывания бумаги.

Однако использовать бумагу для создания игрушек, как полагают, начали 2000 лет назад в Китае, где изготовление и запуск воздушных змеев были популярной формой времяпровождения. Хотя это событие можно рассматривать как рождение современных бумажных самолетов, невозможно с полной уверенностью сказать, где точно произошло изобретение самого воздушного змея.

Самой ранней установленной датой создания бумажных самолетиков следует признать 1909 год. Тем не менее, наиболее распространенная версия времени изобретения и имени изобретателя: 1930 год, Джек Нортроп — сооснователь компании Lockheed Corporation. Нортроп использовал бумажные самолетики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолетов.

Коротко о главном

На прошедшем недавно в австрийском Зальцбурге чемпионате Мира по запуску бумажных самолетов Red Bull Paper Wings карагандинский студент Андрей Готовцев пробился в суперфинал соревнований, куда квалифицировались 10 сильнейших атлетов по итогам отборочной квалификации, и занял итоговое шестое место в категории «Длительность полета».

После двух дней напряженных состязаний в трех категориях — «Дальность полета», «Длительность полета» и «Аэробатика» — победы праздновали соответственно представители Хорватии (Йовица Козлица, «закинувший» свой самолет на 54,43 метра (!!!), стал двукратным чемпионом Мира), Бразилии (Леонард Анг — 11,66 секунд. Совсем недалеко, кстати, от лучшего результата представителя Казахстана…) и Японии (посланец родины оригами Такешиге Кишлура Кишии, как ни странно, заявил, что в его титул чемпиона Мира никто дома в родной Японии просто не поверит…). В первых двух дисциплинах в распоряжении студентов были только ловкие руки и белый лист бумаги, а вот в «Аэробатике» творческие возможности атлетов не были ограничены почти ничем. Всего в самом масштабном турнире по бумажной авиации приняло участие 253 спортсмена из 83 стран мира. Они преодолевали визуальные границы возможного, используя лишь стандартный лист бумаги А4 голыми руками. Мировой чемпионат Red Bull Paper Wings официально проводился во второй раз после своего сверхудачного дебюта в 2006 году.
Путь к участию в мировом финале в Зальцбурге был трудным и долгим, все пилоты прошли немыслимый отбор, отвоевав право попасть в национальные сборные у более 37 тысяч соперников в 613 отборочных этапах по всему миру. Сборную Казахстана представили: в категории «Длительность полета» — Андрей Готовцев (21 год, Караганда), в «Дальности» — Иван Зайцев (22 года), и в «Аэробатике» — Олжас Мухамедиев (21 год). Оба — из Алматы. Иван показал в итоге нулевой результат — его планер оба раза вылетал за допустимые пределы коридора, а Олжас не сумел пробиться в финал.

Это было, было…

Финальному национальному этапу предшествовали три крупных региональных отборочных тура — в Астане, Караганде и Алматы. По правилам турнира к старту допускались только учащиеся вузов. В общей сложности в квалификационных раундах приняли участие около 150 студентов трех крупнейших городов страны! Для выступления на национальном финале от Астаны и Караганды отбирались по три победителя в каждой категории, в Алматы (вот несправедливость для других регионов!) в каждой категории в финал проходили пять лучших пилотов. Учитывая то, что отдельным атлетам удалось попасть в призеры сразу в двух категориях, финальный пул составили 26 студентов.

В финале первой номинации («Дальность полета») в умении запустить свой бумажный аэроплан как можно дальше равных не было алматинцу Ивану Зайцеву. Его самолет приземлился на отметке 23,70 метра (рекорд Мира — 63,12 метра). Буквально на второй попытке Ивану удалось вырвать победу у Евгения Новикова из Караганды, который с результатом 23,00 метра практически до конца состязания оставался лидером зачета.

Дольше всех в воздухе продержался самолет карагандинца Андрея Готовцева — 8,49 секунды.

В номинации «Аэробатика» интереснее всех и наиболее творчески подошел к своему выступлению алматинец Олжас Мухамедиев — победитель в номинации «Длительность полета» на отборочном туре в Алматы. Он сделал из своего выступления настоящее театральное представление, назвав его «Рождение красного быка» — явный экивок в сторону генерального спонсора соревнований Red Bull.

Пришел, увидел, … стал шестым

Вот так вот простой карагандинский студент Андрей Готовцев становился первым из конструкторов бумажных самолетов на пределах СНГ, который сумел пробиться в финал чемпионата Мира. Являются ли самолетики для Андрея страстным увлечением, и как он шел к своему успеху? Об этом мы спросили у лауреата мирового смотра по приезду из Зальцбурга.

— Я случайно узнал, что в Караганде будет проводиться конкурс по запуску бумажных самолетиков. Сначала с другом даже не хотели туда идти, участвовать в нем. Но потом все-таки решились. А там такой был праздник организован! Бесплатный напиток Red Bull — рекой, народу — валом. Ну, я и выиграл соревнования в номинации «Длительность полета». По ходу дела установил рекорд Казахстана — 8,27 секунд. Потом в поехал в Алматы, обновил его — 8,49, в Австрии в отборе уже показал результат 11,50 секунд. Если бы в финале мирового чемпионата я повторил хотя бы свой отборочный результат, то стал бы вторым.

— Интересно, от чего зависит длительность полета бумажной конструкции?
— От помещения, в котором проводятся соревнования. Ну и от самого самолета, конечно.

— А ты делал какие-то необычные самолеты?
— Нет, самые обыкновенные. Уже в Австрии номинант Книги рекордов Гиннеса Кен Блэкберн дал всем несколько уроков. Но потом все равно всем давали обычные листы бумаги, и мы сооружали самолеты.

— Ну и как — турнир в Австрии сильно отличался от подобных казахстанских мероприятий?
— Очень сильно. Казахстан же вообще впервые участвовал в таких соревнованиях. В Австрии это было грандиозным мероприятием, за которым следила (в том числе и по TV) как минимум треть населения Зальцбурга. В ангаре всегда находилось не меньше 500–600 зрителей.

— А как относились к друг другу участники?
— На самом деле особой конкуренции между странами не чувствовалось, все как-то помогали друг другу.

— И как ты выступил?
— В квалификации я долгое время шел вторым, только в конце мой результат перебили. В итоге в финал вышел с 4 места. На решающий этап пошел с тем же самолетом, что и в квалификации, не стал ничего переделывать. Возможно, это было ошибкой — другие использовали по несколько бумажных аэропланов. В итоге занял 6 место.

— Того своего бумажного «боевого товарища» из Зальцбурга привез?
— Нет, он остался в Австрии.

Андрей первозванный

Так и хочется назвать героя материала Андреем первозванным. Одним из первых казахстанцев выступил в чемпионате Мира по запуску бумажных самолетиков, первым в истории таких мировых смотров из жителей СНГ вошел в десятку сильнейших… А почему бы и нет?

— Андрей, чтобы добиться такого успеха, наверное, нужно было конструировать бумажные самолеты с детства?
— Наоборот — в детстве я этим вовсе не увлекался.

— А чем же ты увлекался?
— Очень люблю футбол. Занимался им лет с 10 — у Виктора Ивашкина, Юрия Каплауха. Хотя сначала ходил на хоккей, но потом тренер сам меня на футбол отдал.

— Ну, а дальше строить своего карьеру «бумажного авиаконструктора» намереваешься?
— Дело в том, что подобные соревнования проводятся только для студентов. А я заканчиваю в этом году профессионально-художественный факультет КарГУ имени Букетова. Вот если пойду учиться дальше — тогда смогу выступать. Но тогда уже, наверное, за сборную России…

Между тем

Кен Блэкберн (Ken Blackburn), посвятивший всю свою жизнь проектированию самолетов, начал свою карьеру ещё в начальной школе, используя в качестве материала газетную бумагу. Он создал множество бумажных самолетиков, изучая при этом основы аэродинамики.

В 1983 году, перед тем, как получить степень бакалавра по авиакосмической технике в государственном университете Северной Каролины, Блэкберн попал в Книгу рекордов Гинесса за самое долгое парение бумажного самолетика. Он улучшил прежний рекорд в три раза, а его последний зафиксированный рекорд составлял 27,6 секунды. Этот рекорд продержался в течение десятилетия. В 1994 году он опубликовал некоторые свои проекты в книге «The World Record Paper Airplane Book» («Книга бумажных самолетиков-рекордсменов»).

В принципе, с тех пор Блэкберн не так далеко ушел от бумажных самолетиков. Сегодня проектировщик занимается созданием прототипов военных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), настолько крошечных, что их вес измеряется в граммах, и настолько медленных, что они проверяют самые низкие пределы аэродинамики. Вместе с другими инженерами из научно-исследовательской лаборатории ВВС, расположенной на авиационной базе Эглин во Флориде, он работает в новой области самолетостроения, которая в последние годы расширяется лавинообразно: в Ираке и в Афганистане для разведки использовались тысячи запускаемых с рук БЛА, достаточно маленьких, чтобы размещаться в рюкзаках солдат.

Только факты

Долгое время многие крупные авиастроительные компании использовали бумажные модели для научных исследований в области аэродинамики.

Мировой рекорд по длительности полета бумажного самолетика составляет 27,6 секунд. Принадлежит он Кену Блекберну (Ken Blackburn) из Соединенных Штатов Америки. Кен — один из самых известных моделистов бумажных самолетиков во всем мире.

Бумажный самолетик с самым большим размахом крыла 12,22 метров был построен студентами факультета авиастроения в Делфтском техническом университете в Нидерландах. Запуск состоялся в помещении 16 мая 1995 года. Запускал модель с трехметровой высоты один человек, самолет пролетел 34,80 метра.

Самая маленькая модель бумажного самолетика была сложена под микроскопом пинцетами мистером Наито из Японии. Для этого ему понадобился кусочек бумаги размером в 2,9 квадратных миллиметров.

Автор: Александр Стрельников
Источник: Спортивный портал Казахстана (sports.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Мы в такие летали дали…
Чемпионат Мира по запуску бумажных самолетиков… Кто из нас ещё совсем недавно поверил бы, что это вполне серьезное мероприятие? Все с разной долей серьезности увлекались в детстве строительством самолетов из бумаги, причем — самых разных конструкций, порой вовсе не способных пролететь и пару метров… Однако недавний успех карагандинца Андрея Готовцева на мировом смотре лучших «бумажносамолетных» конструкторов и пилотов заставил казахстанцев всерьез заинтересоваться историей строительства бумажных аэропланов и историей проведения чемпионатов Мира.

Из истории вопроса

Бумажный самолет (самолетик) — игрушечный самолет, сделанный из бумаги. Как сегодня считают многие специалисты, он является наиболее распространенной формой аэрогами — одной из ветвей оригами (японского искусства складывания бумаги). По-японски такой самолет называется 紙飛行機 («ками хикоки»: «ками» — бумага, «хикоки» — самолет). Эта игрушка популярна из-за своей простоты — изготовить её просто даже новичку в искусстве складывания бумаги.

Однако использовать бумагу для создания игрушек, как полагают, начали 2000 лет назад в Китае, где изготовление и запуск воздушных змеев были популярной формой времяпровождения. Хотя это событие можно рассматривать как рождение современных бумажных самолетов, невозможно с полной уверенностью сказать, где точно произошло изобретение самого воздушного змея.

Самой ранней установленной датой создания бумажных самолетиков следует признать 1909 год. Тем не менее, наиболее распространенная версия времени изобретения и имени изобретателя: 1930 год, Джек Нортроп — сооснователь компании Lockheed Corporation. Нортроп использовал бумажные самолетики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолетов.

Коротко о главном

На прошедшем недавно в австрийском Зальцбурге чемпионате Мира по запуску бумажных самолетов Red Bull Paper Wings карагандинский студент Андрей Готовцев пробился в суперфинал соревнований, куда квалифицировались 10 сильнейших атлетов по итогам отборочной квалификации, и занял итоговое шестое место в категории «Длительность полета».

После двух дней напряженных состязаний в трех категориях — «Дальность полета», «Длительность полета» и «Аэробатика» — победы праздновали соответственно представители Хорватии (Йовица Козлица, «закинувший» свой самолет на 54,43 метра (!!!), стал двукратным чемпионом Мира), Бразилии (Леонард Анг — 11,66 секунд. Совсем недалеко, кстати, от лучшего результата представителя Казахстана…) и Японии (посланец родины оригами Такешиге Кишлура Кишии, как ни странно, заявил, что в его титул чемпиона Мира никто дома в родной Японии просто не поверит…). В первых двух дисциплинах в распоряжении студентов были только ловкие руки и белый лист бумаги, а вот в «Аэробатике» творческие возможности атлетов не были ограничены почти ничем. Всего в самом масштабном турнире по бумажной авиации приняло участие 253 спортсмена из 83 стран мира. Они преодолевали визуальные границы возможного, используя лишь стандартный лист бумаги А4 голыми руками. Мировой чемпионат Red Bull Paper Wings официально проводился во второй раз после своего сверхудачного дебюта в 2006 году.
Путь к участию в мировом финале в Зальцбурге был трудным и долгим, все пилоты прошли немыслимый отбор, отвоевав право попасть в национальные сборные у более 37 тысяч соперников в 613 отборочных этапах по всему миру. Сборную Казахстана представили: в категории «Длительность полета» — Андрей Готовцев (21 год, Караганда), в «Дальности» — Иван Зайцев (22 года), и в «Аэробатике» — Олжас Мухамедиев (21 год). Оба — из Алматы. Иван показал в итоге нулевой результат — его планер оба раза вылетал за допустимые пределы коридора, а Олжас не сумел пробиться в финал.

Это было, было…

Финальному национальному этапу предшествовали три крупных региональных отборочных тура — в Астане, Караганде и Алматы. По правилам турнира к старту допускались только учащиеся вузов. В общей сложности в квалификационных раундах приняли участие около 150 студентов трех крупнейших городов страны! Для выступления на национальном финале от Астаны и Караганды отбирались по три победителя в каждой категории, в Алматы (вот несправедливость для других регионов!) в каждой категории в финал проходили пять лучших пилотов. Учитывая то, что отдельным атлетам удалось попасть в призеры сразу в двух категориях, финальный пул составили 26 студентов.

В финале первой номинации («Дальность полета») в умении запустить свой бумажный аэроплан как можно дальше равных не было алматинцу Ивану Зайцеву. Его самолет приземлился на отметке 23,70 метра (рекорд Мира — 63,12 метра). Буквально на второй попытке Ивану удалось вырвать победу у Евгения Новикова из Караганды, который с результатом 23,00 метра практически до конца состязания оставался лидером зачета.

Дольше всех в воздухе продержался самолет карагандинца Андрея Готовцева — 8,49 секунды.

В номинации «Аэробатика» интереснее всех и наиболее творчески подошел к своему выступлению алматинец Олжас Мухамедиев — победитель в номинации «Длительность полета» на отборочном туре в Алматы. Он сделал из своего выступления настоящее театральное представление, назвав его «Рождение красного быка» — явный экивок в сторону генерального спонсора соревнований Red Bull.

Пришел, увидел, … стал шестым

Вот так вот простой карагандинский студент Андрей Готовцев становился первым из конструкторов бумажных самолетов на пределах СНГ, который сумел пробиться в финал чемпионата Мира. Являются ли самолетики для Андрея страстным увлечением, и как он шел к своему успеху? Об этом мы спросили у лауреата мирового смотра по приезду из Зальцбурга.

— Я случайно узнал, что в Караганде будет проводиться конкурс по запуску бумажных самолетиков. Сначала с другом даже не хотели туда идти, участвовать в нем. Но потом все-таки решились. А там такой был праздник организован! Бесплатный напиток Red Bull — рекой, народу — валом. Ну, я и выиграл соревнования в номинации «Длительность полета». По ходу дела установил рекорд Казахстана — 8,27 секунд. Потом в поехал в Алматы, обновил его — 8,49, в Австрии в отборе уже показал результат 11,50 секунд. Если бы в финале мирового чемпионата я повторил хотя бы свой отборочный результат, то стал бы вторым.

— Интересно, от чего зависит длительность полета бумажной конструкции?
— От помещения, в котором проводятся соревнования. Ну и от самого самолета, конечно.

— А ты делал какие-то необычные самолеты?
— Нет, самые обыкновенные. Уже в Австрии номинант Книги рекордов Гиннеса Кен Блэкберн дал всем несколько уроков. Но потом все равно всем давали обычные листы бумаги, и мы сооружали самолеты.

— Ну и как — турнир в Австрии сильно отличался от подобных казахстанских мероприятий?
— Очень сильно. Казахстан же вообще впервые участвовал в таких соревнованиях. В Австрии это было грандиозным мероприятием, за которым следила (в том числе и по TV) как минимум треть населения Зальцбурга. В ангаре всегда находилось не меньше 500–600 зрителей.

— А как относились к друг другу участники?
— На самом деле особой конкуренции между странами не чувствовалось, все как-то помогали друг другу.

— И как ты выступил?
— В квалификации я долгое время шел вторым, только в конце мой результат перебили. В итоге в финал вышел с 4 места. На решающий этап пошел с тем же самолетом, что и в квалификации, не стал ничего переделывать. Возможно, это было ошибкой — другие использовали по несколько бумажных аэропланов. В итоге занял 6 место.

— Того своего бумажного «боевого товарища» из Зальцбурга привез?
— Нет, он остался в Австрии.

Андрей первозванный

Так и хочется назвать героя материала Андреем первозванным. Одним из первых казахстанцев выступил в чемпионате Мира по запуску бумажных самолетиков, первым в истории таких мировых смотров из жителей СНГ вошел в десятку сильнейших… А почему бы и нет?

— Андрей, чтобы добиться такого успеха, наверное, нужно было конструировать бумажные самолеты с детства?
— Наоборот — в детстве я этим вовсе не увлекался.

— А чем же ты увлекался?
— Очень люблю футбол. Занимался им лет с 10 — у Виктора Ивашкина, Юрия Каплауха. Хотя сначала ходил на хоккей, но потом тренер сам меня на футбол отдал.

— Ну, а дальше строить своего карьеру «бумажного авиаконструктора» намереваешься?
— Дело в том, что подобные соревнования проводятся только для студентов. А я заканчиваю в этом году профессионально-художественный факультет КарГУ имени Букетова. Вот если пойду учиться дальше — тогда смогу выступать. Но тогда уже, наверное, за сборную России…

Между тем

Кен Блэкберн (Ken Blackburn), посвятивший всю свою жизнь проектированию самолетов, начал свою карьеру ещё в начальной школе, используя в качестве материала газетную бумагу. Он создал множество бумажных самолетиков, изучая при этом основы аэродинамики.

В 1983 году, перед тем, как получить степень бакалавра по авиакосмической технике в государственном университете Северной Каролины, Блэкберн попал в Книгу рекордов Гинесса за самое долгое парение бумажного самолетика. Он улучшил прежний рекорд в три раза, а его последний зафиксированный рекорд составлял 27,6 секунды. Этот рекорд продержался в течение десятилетия. В 1994 году он опубликовал некоторые свои проекты в книге «The World Record Paper Airplane Book» («Книга бумажных самолетиков-рекордсменов»).

В принципе, с тех пор Блэкберн не так далеко ушел от бумажных самолетиков. Сегодня проектировщик занимается созданием прототипов военных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), настолько крошечных, что их вес измеряется в граммах, и настолько медленных, что они проверяют самые низкие пределы аэродинамики. Вместе с другими инженерами из научно-исследовательской лаборатории ВВС, расположенной на авиационной базе Эглин во Флориде, он работает в новой области самолетостроения, которая в последние годы расширяется лавинообразно: в Ираке и в Афганистане для разведки использовались тысячи запускаемых с рук БЛА, достаточно маленьких, чтобы размещаться в рюкзаках солдат.

Только факты

Долгое время многие крупные авиастроительные компании использовали бумажные модели для научных исследований в области аэродинамики.

Мировой рекорд по длительности полета бумажного самолетика составляет 27,6 секунд. Принадлежит он Кену Блекберну (Ken Blackburn) из Соединенных Штатов Америки. Кен — один из самых известных моделистов бумажных самолетиков во всем мире.

Бумажный самолетик с самым большим размахом крыла 12,22 метров был построен студентами факультета авиастроения в Делфтском техническом университете в Нидерландах. Запуск состоялся в помещении 16 мая 1995 года. Запускал модель с трехметровой высоты один человек, самолет пролетел 34,80 метра.

Самая маленькая модель бумажного самолетика была сложена под микроскопом пинцетами мистером Наито из Японии. Для этого ему понадобился кусочек бумаги размером в 2,9 квадратных миллиметров.

Автор: Александр Стрельников
Источник: Спортивный портал Казахстана (sports.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!