Горная спевка / Азиада
Вот что нас достало в эти три дня, так это погода. Свинцовые облака с разлохмаченными космами дождевых струй то висели над Алматы, то вдруг сдвигались с места и неумолимо тянулись вверх, в горы. И тогда начиналась тихая паника. Не из боязни промокнуть, а от возможности того, что сорвется ожидавшееся целый год дело, которое называть скучным словом “мероприятие” не повернется язык. Дело, к которому прямо относятся строки из песни: “Что это было? Так много, так мало… Тихая мелодия…”
Вот что нас достало в эти три дня, так это погода. Свинцовые облака с разлохмаченными космами дождевых струй то висели над Алматы, то вдруг сдвигались с места и неумолимо тянулись вверх, в горы. И тогда начиналась тихая паника. Не из боязни промокнуть, а от возможности того, что сорвется ожидавшееся целый год дело, которое называть скучным словом “мероприятие” не повернется язык. Дело, к которому прямо относятся строки из песни: “Что это было? Так много, так мало… Тихая мелодия…”
Меня элементарно “припахали”. Нет, сначала все шло нормально. Дружески здоровался с Владимиром Туриянским и Женисом Искаковым. Познакомился с девчонками из Омска - на зеленой траве у своего лагеря, репетируя, они очень душевно пели старые песни Сергея Никитина. Потом, совершенно забыв, что я всего несколько часов на высоте 2300 метров, таскал рюкзаки от стоянки до гостиницы - мужчина обязан помогать женщинам. И зоркий исполнительный директор фестиваля авторской песни “Чимбулак-2009″ Сергей Сошников эту активную акклиматизацию заметил.
Для начала он сделал журналиста полноценным участником и вручил бейдж. Это давало изрядные преимущества на жилье и питание без хлопот. А потом затянул очень дружелюбно и ласково:
– Тут вот дело какое… Дел много, а помощников мало. Давай мы с тобой сейчас пойдем на склад и заберем наверх лестницы, а? Это быстро, а потом снова гуляй себе.
И мы потащили далеко не легкие раскладные лестницы на полста метров выше с Сережкой и сыном художественного руководителя Эдуарда Двухименного - Володей. Как не помочь землякам? А потом так же ласково Сошников попросил развернуть “вот эту штуку”, которая оказалась надувной аркой. И привязывали покрепче - ветер силен. И обвязывали цветными банерами. И подтаскивали аппаратуру. И расставляли ряды стульев в кафе для вечернего концерта. И опять вешали полотно банера…
Нет, братцы мои, хорошо только слушать песни или брать интервью. А вот оргработа, как я теперь понял сам, дело тяжкое, утомительное. Достаточно было только глянуть на сопредседателя оргкомитета Владимира Юна и его первого помощника Сергея Сошникова: они уже были основательно измотаны. Вот так я увидел изнутри всю нервотрепку подготовительной работы, внезапно возникающие и тут же решаемые проблемы от мелких до крупных. А это был уже седьмой фестиваль моих земляков, в прошлом карагандинцев.
И только перед самым концертом мы смогли перевести дух. Посидим в кабинете Сергея. Попьем чайку, так необходимого на высоте. А с горячительным тут лучше не баловаться, особенно в первые дни. И вот тут продолжились интересные встречи. Зашел высокий человек с бородкой - Идрис Девлесупов, представился он. А поскольку говорили о песнях Туриянского, он взял гитару: “А эту помните? Эту?”
Заглянул на огонек алматинский автор Анатолий Марынкин, и я тут же признался ему в любви к одной из его песен. И Толя схватил гитару, запел, а мы все подпевали.
Наверное, в эти минуты подобные спевки шли в гостинице и палаточном лагере. Вот этим общением и хороши фестивали. Любой может прийти послушать, узнать что-то новое для себя. Авторской песне, рожденной в Союзе, подвластны люди разных национальностей и профессий. Как выяснилось, Идрис - директор департамента стратегического планирования и развития алматинского ТОО “SED”. А где-то пели и слушали предприниматели и рабочие, юристы и инженеры, журналисты и студенты. Потому что все мы люди, все равны. Все любим хорошие стихи, мелодии. И многих сделала людьми именно любовь к авторской песне, хотите верьте, хотите - нет.
Да, если песни действительно хороши! Как у бывших карагандинцев Жениса Искакова, Гульзады Жаркимбаевой и Даны Браменовой, нынешних - Нурхана Жумабекова, Рената Минхаирова и Нургуль Ормановой, девичьего трио из Омска и уже опытных бардов.
Естественно, есть другие авторы и исполнители. Забежал в посудомойку кафе попить водички… и нарвался на упрек одной из женщин: “Зачем всех подряд выпускаете? Один про шашлык поет, другой еще что-то про еду. Кому это все надо?” Э-э-э, народ-то не обманешь! Но концерт-представление дает право выступить каждому. А вот уже на конкурсе будут совсем другие песни. Это закон фестиваля: слабаков - в сторону!
День второй: конкурс в ритме дождя
Большим и трудным ожидался он, а потому пришлось вставать пораньше, хотя и традиционно засиделись с гитарами аж до трех часов ночи. Песенное творчество вообще как некий барометр интеллекта общества: судя по эстраде, он даже не упал, а рухнул. Немало мусора приносят молодые барды. А в общем, здесь уровень упал ненамного. Но в холле гостиницы звучали серьезные песни, хотя порой и несколько заумные. И это лучше, чем “Эх, Леха, Леха, Леха!”
— Общее впечатление от фестиваля - крепкий средний уровень, - заметил один из старейших авторов Владимир Туриянский. - Несколько человек поднялись повыше. Так что вполне нормальный фестиваль.
И опять беготня: снова пришлось все перетаскивать из помещения на природу, к горному склону с эстрадой и местами для зрителей. И снова концерт для всех желающих: подходи, присаживайся на скамейки или прямо на зеленую траву, слушай. Подъезжали и подъезжали люди из Алматы. Тепло встретили барды своего поклонника, заслуженного мастера спорта по альпинизму Юрия Голодова, участника восхождения на Эверест в 1982 году. Кстати, одно время он работал в рыбопитомнике на станции Солонички…
В стороне от эстрады члены жюри и их помощники прослушивали желающих участвовать в конкурсе. Тяжкое это дело: прямо по ходу приходилось принимать решение, какую песню оставить либо вообще не допускать. То и дело подстраивал кому-то гитары Женис Искаков. Рядышком прослушивали участников “Чайханы”, по-нынешнему “Джигитовки”, веселых и сатирических песен, частушек в том числе.
А небо опять ухмылялось свинцом туч, температура заметно падала. Господи, неужели опять тренироваться в перетаскивании всего добра? И вот тут позвонил снизу старый друг: “Как там у вас? У нас та-а-акой ливень!” И сообщение стало последней каплей: Юн дал команду на передислокацию. Эдик с сыном в темпе отключали аппаратуру. Промчался с тяжелым динамиком Голодов. Народ носился туда-сюда, спасая дорогую аппаратуру от небесной влаги. На этот раз Игорь Гаянов с Александром Руденко повесили банер втрое быстрее. А Голодов уверенно сказал: “Дождь будет минут через пятнадцать, а к шести вечера небо очистится”. И он оказался прав!
Под аккомпанемент дождя провели “Джигитовку”, сократив программу. Зато конкурсный концерт начался вовремя. Почти чистым было небо, но ни сил, ни желания снова таскать все на улицу уже ни у кого не было…
И вот теперь уже звучали те песни, которые достойны быть услышанными. В число соискателей попали и карагандинцы. Можно забежать вперед: в номинации дуэты лауреатами стали Ренат Минхаиров и Нургуль Орманова из Сарани, а среди авторов дипломантом назван представитель Абая Нурхан Жумабеков. Кстати, лауреатов в этой номинации не было вообще… Лауреатом среди ансамблей стало полюбившееся слушателям трио “Фрегат”из Омска - Анна Шиндяпина, Анастасия Зайцева и Наталья Тютюкова. Хитрые девчонки заявлялись и в дуэте, и в соло. Но на сей раз этот бардовский прием не прошел. А в ансамбле они хороши!
День третий: прощание
“Отбегалось, отпрыгалось, отпелось, отлюбилось…” Всему на свете приходит конец. Уже в последний раз выходили на сцену под яркое солнце лауреаты и дипломанты. А после них радовал слушателей семейный квартет Талановых, пела свои песни Раиса Нур, то грустными, то веселыми были песни Владимира Туриянского. Но думалось о другом. Например о том, что Сарань вполне можно назвать песенным городом. Известные уже барды Николай Старченков, Сергей Аксенов, Гульзада Жаркимбаева - из Сарани. А вот теперь прибавился еще один славный дуэт. О том, что современную эстраду не стоит слишком уж привечать - ее песни “под фанеру”зачастую пусты и бездумны, для дурацких танцев. И о том, как талантлива Карагандинская область в самых разных сферах деятельности.
Опустела эстрада. Снова затучивалось небо, но теперь это было уже неважно, потому что начиналось самое невеселое - разъезд. Мне выпало проводить почти всех к поездам и самолетам. Но жила надежда, что такая замечательная штука — песенный фестиваль, пусть он даже седьмой по счету, не последний. Даже в трудные времена. Тем более что “Чимбулак-2009″ был организован в поддержку Азиады-2011. Соберемся еще - в Астане ли, Караганде или Боровом. Одной дорогой ведь идем, одной.
Автор: Валерий Савин
Источник: Индустриальная Караганда (inkaraganda.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама