Войти через социальную сеть
Пожалуйста, подождите... Укажите email Укажите имя или псевдоним Укажите пароль Для регистрации на сайте Вы должны принять Правила сообщества Для редактирования профиля необходимо авторизоваться на сайте Укажите корректный Email material_dobavlen_v_izbrannoe Добавить в избранное Убрать из избранного Пароли не совпадают Задайте пароль для входа на сайт Хороший пароль должен содержать строчные, заглавные латинские буквы и цифры. Рекомендуется добавлять знаки препинания и задавать длину пароля не менее 8 символов Спасибо за Ваш голос! Добавить +1 Убрать +1 Выберите вариант ответа
Место
Қазақша Табло Lifestyle
Размещение рекламы: +7 700 388 81 09
KZ
Вход на сайт
Войти через социальную сеть:
Ваш аккаунт на Vesti.kz Забыли пароль?
Забыли пароль?

Укажите email, на который будет отправлен Ваш новый пароль. Впоследствии Вы сможете изменить пароль в личном профиле.

Реклама

Самый возрастной байкер страны рассказал о карьере в 80-летний юбилей

Самый возрастной байкер страны рассказал о карьере в 80-летний юбилей
Лидия и Рафат Мухамедовы. Фото Vesti.kz©
25 марта свой 80-летний юбилей будет праздновать прославленный казахстанский мотогонщик Рафат Мухамедов, являющийся мастером спорта СССР по мотоспорту. За свою спортивную карьеру самый пожилой казахстанский байкер стал четырехкратным чемпионом Советского Союза и многократным чемпион Казахской ССР по мотоспорту. Также он является обладателем первого всесоюзного Кубка журнала "За рулем" по мотоболу. Рафат Мухамедов пишет книгу об истории мотоспорта в Казахстане. А в интервью корреспонденту Vesti.kz он описывает свои воспоминания, в том числе о том, как однажды пришел на финиш с половиной мотоцикла.

- Рафат Мингалиевич расскажите когда вы впервые сели на мотоцикл?

- Это произошло в 1947 году, когда в нашем дворе появились спортивные общества. И вот тогда появились спортивные мотоциклы и мотоциклетные секции. Мне тогда было 15 лет, а моему брату (Талгат Мухамедов - прим. авт.) всего 11. Мы помогали, чистили мотоциклы, подносили ключи и отсюда все началось. 

В 20 лет мой брат Талгат стал первым мастером спорта в Казахстане среди мужчин. Я позже его получил это звание, потому что в армии служил. А когда в спортивную роту попал, начал там выступать. Там я почти без пяти минут мастером стал. Мотоспорт я начинал в команде "Урожай". Это ДССО - добровольное спортивное сельское общество "Урожай". Из "Урожая" ушел в армию, а пришел уже в "Кайрат".



- Когда вы в последний раз садились за руль мотоцикла?

- Я тренером работал, поэтому мне приходилось садиться и показывать как нужно ездить. А в последний раз это было в 1982 году. Это был всесоюзный кросс, посвященный ветеранам спорта. Это было самое счастливое и красивое время. Потому что когда по настоящему любишь, занимаешься спортом, то это благодать. Несмотря на то, что было много травм. 

- Многих людей даже маленькая травма может увести из спорта, а что вами двигало?

- Когда только начинал заниматься, у меня уже была цель. А когда получил третий разряд, то уже хотел второй. И вот надо второй, надо первый разряды. И это все мне не давало покинуть этот спорт. Успехи пошли, а когда выполняешь какой-то спортивный разряд, тебе хочется что-то еще лучше сделать, еще лучше разряд получить. А лучше было мастера спорта получить. До этого звания конечно много лет прошло и много травм получил. А когда мастера спорта получил, то нужно было в Союзе хотя бы бронзовую медаль. В 62-м году наша команда стала чемпионами Союза, а я в личном зачете получил "серебро". Тогда уже надо было золотую медаль. Через год, в 63-м, получил золотую медаль в личном зачете и команда была на первом месте.   



- И все же что вам помогало заниматься мотоспортом после серьезных травм?

- Желание у меня никогда не пропадало, какие бы я не получал травмы. В Куйбышеве Спартакиада была комсомольцев и молодежи. Попал в завал со старта, перелом ладьевидной кости в стопе. Потом еще было несколько операций. Но меня это не беспокоило. Просили бросить этот вид спорта. Но я не мог этого сделать. А становился только злее. Продолжал готовиться к соревнованиям и хотел выигрывать.

- А какие соревнования в то время были?

- Соревнований в начале не так много было. Проводилось первенство Республики, между прочим, приезжали все области. Тогда проводилось три вида - кросс, ипподромные и линейные гонки. Линейная гонка проходила по Илийскому тракту, в одну сторону 25 километров, в обратную столько же и всего 150 километров. В скором времени линейные гонки отменили, потому что там надо было только мотоцикл подготовить. Если хороший мотоцикл, значить ты выиграешь. Мастерства особенного и не нужно было. А через некоторое время появилось много новых видов. Особенно после 60-го года. Появились шоссейно-кольцевые гонки, ледовые, гаревые и мотобол.



- Расскажите о том как вы начали заниматься мотоболом?

- Чтобы в мотобол играть, нужно непросто на мотоцикле ездить, надо еще и футболистом быть. В детстве мы играли в футбол во время войны. Брали чулок у мамы, набивали тряпками и по двору гоняли. И это тоже мне помогло в мотоболе. Им мы начали заниматься в 1962-м году, а в Союзе его развивали с 60-го года. В то время у нас даже не было настоящих мотобольных мячей. Начинался он с нуля. Мотоциклы, которые у нас были те же, что и на кроссе выступали. Переделали их под мотобольные, облегчили. Когда собралась команда, не было мячей, стали искать выход. Нашли выход. В аптеках продавались медицинболы - они были побольше футбольного мяча, но они были набиты опилками. Мы вытряхивали опилки с них, вставляли туда футбольную камеру и надували. Он был не кожаный, а из какой-то ткани, и когда на мотоцикле наезжали на него или он попадал между ними, то он лопался. Поэтому за время тренировки нам приходилось несколько раз менять эти мячи.



В 63-м году когда мы начали играть в мотобол уже на союзном первенстве. Мы попали в прибалтийскую зону и выиграли все встречи. После этого восемь команд-победительниц зон собрали в кучу для проведения четвертьфиналов, полуфиналов и финала. И к нам на полуфинал в сентябре 63-го приехала команда московского "Спартака". Они конечно приехали с тем, ну что мы едем в Среднюю Азию, к азиатам, мы сейчас их обыграем и выйдем в финал. Но они не попали в финал потому что мы их обыграли. Финальная встреча состоялась в Москве. И когда мы приехали в Москву, нам сказали, что будем играть с подмосковной командой Кропоткина. Мы их обыграли со счетом 3:0. Это были первые официальные соревнования на приз журнала "За Рулем".

- Было ли у вас желание заняться автоспортом?

- В 60-м году я из своего общества перешел в ДОСААФ, там я стал старшим тренером. Автоспорт в это время начинали только культивировать. Соревнования проводились на экономию горючего и по фигурному катанию. Нам выделили два автомобиля для автоспорта "ГАЗ-51". В этих соревнованиях я и сам участвовал и проводил их. Чуть позже появился кросс. Также я выступал еще и на картинге. Поэтому я все попробовал. 



- Расскажите о том случае когда вы выиграли гонку, прибежав на финиш с мотоциклом?

- Это было на Комсомольском озере. Верхняя часть этого озера была стартом и финишем. А трасса была 75 километров, круг 25 километров. Мой мотоцикл не выдержал, но хорошо, что это произошло на последнем кругу. У меня был большой запас, я ушел от всех шибко далеко. Еду, потом раз мотоцикл упал. Я посмотрел, он на две половинки разделился. Отсоединил троса. Оставил заднюю часть - двигатель, сиденье и колесо, и побежал с рулем и передним колесом. Не уверен был, что первым приду. Все-таки сзади на мотоциклах ехали, а я бежал. И в итоге выиграл в этой гонке и получил первый спортивный разряд. Помню, как на финише все смеялись.

- Как в ваше время когда вы ездили на мотоцикле на вас смотрели молодые люди и девушки в том числе?

- Как они смотрели я не видел, потому что ехать надо было (смеется). Смотрели конечно и очень много приходило девушек на соревнования.



- А как вы познакомились со своей супругой?

- С супругой у меня встреча произошла после армии. Мама мне невестку приготовила.

После этого мы решили поговорить с супругой Рафата Мингалиевича - Лидией.

- Скажите пожалуйста как вы относились к увлечению своего мужа?

- Я все время гордилась этим. Гордость у меня была и тогда и сейчас. Я больше говорю, чем он. Он не любит хвастаться, а я нет. Отговорить его не пыталась, я знала его натуру и если он что-то сказал, то он это сделает. Его не отговоришь ни тогда, ни сейчас. Он никогда не жаловался, что падал и получал травмы, и говорит, что должен терпеть и сейчас. Он очень терпеливый. А потом у него золотые руки. Все в доме делает сам, я не вмешиваюсь. Я знаю, что у меня кухня, кастрюли, аптечки. А он, что-то сделать, что- поставить, что-то смонтировать. 

Редакция Vesti.kz и Федерация автомотоспорта Казахстана поздравляют Мухамедова Рафата Мингалиевича с наступающим юбилеем. Желаем Вам и Вашей семье крепкого здоровья и благополучия.

 

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться в соц. сетях:

Реклама



Метки:

Реклама

Загрузка матч-центра...

Статистика
Футбол
  • Футбол
  • Футзал
  • Хоккей
  • Волейбол
  • Баскетбол
  • Бенди
  • Водное поло
  • Гандбол
  • Хоккей на траве

Реклама

Новости

Реклама

Реклама